ПК 4.3
учебно-методический материал

Данилина Екатерина Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата:

Учитель:  Шатилова Т.А..

Школа № 104

Студент: Данинила Е.В.

Класс: 3 «М\Х»

Методист:  Мухина И.Г. 

Кабинет: 213

Руководитель ВКР: Анищенко И.Л.

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Семейный бюджет ». 

Цели деятельности учителя: формирование представления о структуре семейного бюджета, формирование знаний  о важности и роли семьи в обществе и жизни человека. 

Цель по ВКР: развитие критического мышления у обучающихся, посредством проблемных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  •  знать первоначальное понятие о семейном бюджете, закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
  •  уметь распределять семейный бюджет

Личностные:

  • учиться выражать свое мнение ;
  • уметь осуществлять взаимный контроль ;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.


Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (Перспектива), карточки с заданиями, презентация.

Челябинск 2020 г.

Этап урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности.

Словесный: слово

учителя

Психологический

настрой

1 мин

- Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день».Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем.

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

- Приветствуют учителя

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Наглядный:

презентация

Словесный:

учебный диалог

2 мин

- Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке

- Скажите, чем  знания правил ведения хозяйства в старину может помочь нам в настоящее время?

- Какие из обычаев ведения хозяйства в старину вы переняли бы в свою семью?

Предлагает объяснить значение пословицы «Дом вести – не лапти плести».

- Ответы детей

- Пословица обозначает, что вести домашнее хозяйство дело хлопотное, нужно успеть встать пораньше да приготовить завтрак, составить список продуктов и меню, сделать уборку дома и присмотреть за детьми, встретить мужа и дать ему совет, вечером все убрать и иметь силы улыбаться.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

П: ориентироваться в своей системе знаний;

Р: умение определять и формулировать цель

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный:

презентация

Словесный: учебный

диалог

3 мин

- Ребята, скажите,у  кто-нибудь из вас есть копилка ?

-  Что вы  в нее складываете ?

- А откуда у вас есть деньги?

- А как вы думаете, кто дает родителям деньги, откуда деньги появляются в семье?

- Что такое бюджет?

- Попробуйте сформулировать тему урока

Слайд:                         Тема урока

                             Семейный бюджет

- Какую цель  мы сегодня перед собой поставим?

- Чему бы вы хотели научиться в ходе нашего урока?  

 - Сегодня на уроке мы должны будем найти  ответы на эти вопросы. Будем сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Ответы детей

- Деньги

- Деньги дают родители

- С работы дают зарплату и др.

- доходы  и расходы  частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период.

- Семейный бюджет

- узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи

- Как правильно расходовать деньги

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, наблюдение и анализ. 

Р: уметь организовать свою деятельность. 

4.

Открытие нового знания.

Словесный: учебный диалог 

Практический: работа с учебником 

6-7 мин

- Практически каждый из вас сказал, что у вас есть копилка и вы копите там свои денежки.

- А на что  вы тратите эти денежки?

- Вот представьте, что вам сегодня мама или папа дауют деньги, например 500 рублей

- А вы очень, очень хотели сходить с друзьями в макдональдс или кафе.  Или вы долго мечтали, о новой очень интересной энциклопедии. А моет быть все-таки кто то пополнит этими деньгами свой банк, откладывая на какое-то очень важное приобретение?

- На что бы вы потратили деньги?

- Я предлагаю вам  встретится с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? (В\фрагмент)

- Так почему же Матроскин поссорился с Шариком?

- Почему он так это сделал?

- Теперь скажите ваш выбор потратить 500 рублей, которые дали родители, правильный?

- Какой можно сделать вывод исходя из этой ситуации?

- Я предлагаю сегодня  на уроке учиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика.

-  Мы разделимся на три группы -  три семьи: семья Медведкиных, Хрумкиных, Синицыных  (в группе по 4 человека)

Выбираем роль членов семьи. (Папа, мама, 1-2 ребёнка, возможны дедушка и бабушка)

Выбирают бейджики 

Ролевая игра.

- Приглашается семья Синицыных. (Раздаются реквизиты- дедушке – книгу, очки; папе – галстук, маме – фартук, куклу, брату-студенту студенческий  билет)

- Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов(на доске выбирают карточки)

Каждый из них держит карточку:

Дедушка – пенсия (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

Брат – стипендия  (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

Мама в отпуске по уходу за ребёнком – пособие  (пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Папа – зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

 - Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

- А деньги, которые расходуют? (Расход).

- Давайте сделаем выводы.

 - Вывод: Так вот сегодня мы будем учиться как правильно распределять деньги  в семейном бюджете, чтобы не оказаться на месте Шарика.

 (Работа с учебником. с 75. Прочитать название темы. «Семейный бюджет» читать 1 абзац: Что такое семейный бюджет?)

Динамическая пауза (видео)

- Ответы детей

- Ответы детей

- Израсходовал деньги на ненужный товар.

- Не знал, как правильно распределить деньги.

- Ответы детей

- Что деньги нужно тратить разумно, понимать, что является важным и нужным

Р – находят способ решения учебной задачи 
и выполняют учебные действия в устной 
форме.

К – обмениваются 
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного

Первичное закрепление во внешней речи

2-3 мин

- Итак, каждая группа – это семья.

- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «Крипсы».

(Каждой семье раздаются карточки)

Карточка 2.

У нас в каждой семье на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.

- Проставьте  рядом с галочками, стоимость выбранных вами  товаров и  услуг.

- Сложите все крипсы. Сколько у вас получилось?

- Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье.

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?

- Ответы детей

- Доходы не должны превышать расходы

Л – осознают свои возможности в учении.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.

Самостоятельная работа

- Мудрая Черепаха очень довольна тем. Как вы работали и надеется , что вы хорошо усвоили новы материал.

- А чтобы это проверить, она подготовила тест по теме «Семейный бюджет».

Групповое выполнение теста. Самопроверка. (Дан ключ ответов)

.

Включение в систему знаний

1 мин

- Что произойдёт, если…

Доходы < Расходы

Доходы > Расходы

Доходы = Расходы

– Какая формула будет наилучшей?

– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
– Что в этом случае делать?

– На чём мы можем сэкономить? 

Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– И так, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен?

Слайд: Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет.

- Дефицит бюджета

- Накопления

- Не сможем отложить сбережения

– Доходы больше  расходов

- Если экономия – отложим сбережения,
Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.

- А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию

Рефлексия деятельности

1 мин

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… 

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

- Спасибо вам за урок. Молодцы.

Выполняют задание

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: