ПК 4.4.
учебно-методический материал

Дудник Екатерина Александровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра художественно– эстетического воспитания

Дудник Екатерина Александровна

РУССКАЯ КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой _________________

Преподавание в начальных классах

« » _______________ 201__ года

Курс: 2, группа: 21

Руководитель: Мотовилова Н.В.,

преподаватель МДК 01.10. Теоретическое

и методическое обеспечение процесса

углубленного изучения дисциплин в

начальной школе высшей квалификационной категории.

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ КАК ВИД НАРОДНОГО ИСКУССТВА

1.1. История и культурное наследие кистевой росписи

6

1.2. Художественные традиции кистевой росписи

7

1.3. Кистевая роспись по дереву

9

1.3.1. Хохломская роспись

10

1.3.2. Городская роспись

12

1.3.3. Урало-Сибирская роспись

13

1.4. Методические основы изучения народных росписей в начальных классах

14

Выводы по I главе

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память [16,с.1.] . Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью народного искусства, частью народного творчества, народной мудрости, является художественная роспись. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Русская кистевая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. Основу такого искусства состовляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»[5,с.87.].

В документах Министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоко нравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России [2,с.45.]. Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых младшие школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Главная задача таких уроков - выполнение традиционных мотивов, но без отработки навыков кистевой росписи, обучающиеся выполняют задания на низком уровне. На занятиях можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

        Главная проблема уроков по декоративно-прикладному искусству – недостаточное количество наглядного материала, а также времени на отработку приемов кистевой росписи. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Известный педагог Е.А. Флерина считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания воображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действий, свободы творчества [6,с.68.].

        На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования «Кистевая роспись, как вид народного искусства».

        Цель исследования: на основе анализа специальной литературы рассмотреть особенности и виды русской кистевой росписи, изучить методические основы народных росписей в начальных классах.

        Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. охарактеризовать понятие «художественная роспись» в специализированной литературе;
  2. рассмотреть виды русской кистевой росписи;
  3. проанализировать существующие методы и приемы кистевой росписи;
  4. обобщить результаты исследования, сделать выводы.

        При написании работы были использованы следующие методы теоретического исследования:

  1. анализ литературы:
  2. систематизация материала;
  3. обобщение;
  4. сравнение.

ГЛАВА I. КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ КАК ВИД НАРОДНОГО ИСКУССТВА

  1. История и культурное наследие кистевой росписи

Художественная роспись – искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности.

История возникновения росписи по дереву уходит в глубину веков — она возникла тогда, когда возникла сама живопись — более 30 тыс. лет назад, в архаичных языческих временах. Сюжеты древних мастеров деревянной росписи были посвящены, в основном, природе или символизировали здоровье, удачу и процветание. Позже человек украшал предметы быта и стены своих жилищ в целях внести в жизнь красоту и запечатлеть происходящие с ним события.

В античности росписью декорировали стены, они назывались стенные росписи. Их выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоя воска.

Кистевой росписью назвали потому, что наносится она при помощи мягкой кисти, свободным мазком. 

Техника исполнения растительного орнамента в свободной живописной манере была известна мастерам Киевской Руси.

Распространение таких росписей довольно быстро охватило всю Россию. С Востока на Запад широкой полосой, от Костромского Поволжья до Северо-Западной Карелии. Далее, на Севере он охватывает бассейн верховьев Северной Двины, на Западе – часть бывшей Новгородской, Петербургской и Псковской губерний. На Востоке этот тип росписей был распространён в Вятской и Пермской губерниях.

Особенно широкое развитие и распространение кистевые росписи получили во второй половине XVIII века. Это связано, скорее всего, с развитием технического прогресса: появлением новых технологий, более дешёвых красок и кистей, а так же с модой и торговыми возможностями.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. Это богатая кладовая нашего народа, нашей истории, наших традиций. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен. Изучая изделия русской промысловой старины, можно прочитать летопись нашей страны, многое узнать о духе мастера. Орнамент и рисунки оставшихся предметов способны рассказать больше, чем печатные книги и устные предания. Вот почему так нужно и важно поддерживать и развивать наши промыслы, беречь их секреты, передавать из поколения в поколение тайны ремесел.

  1. Художественные традиции кистевой росписи

Традиции - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Авторы современных искусствоведческих исследований рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим.

Проблема освоения традиций в целом актуальна на каждом историческом этапе эволюции общества, так как существующая культура соответствует своему уровню развития, выдвигает и свои новые цели и методы передачи.

Художественная традиция - нечто изменяющееся во времени, в отличие от наследия, замкнутого в исторических границах; она не только более динамична по сравнению с ним, но и обладает конкретным содержанием, которое передается культурой, то есть традицией.

В понимании С.Б. Рождественской, традиции есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и изменяющихся одновременно.

Художественные традиции кистевой росписи в целом включают:

  1.  элементы, присущие данной форме общественного сознания вообще, то есть определенные эстетические принципы, конкретные художественные приемы творчества и т.д присущие различным народам в различные исторические эпохи;
  2.  элементы, связанные со специфическими национальными формами в искусстве, переходящие от одного поколения к другому внутри данного народа;
  3. элементы, характерные для существования определенных школ в искусстве.

Народное декоративно-прикладное искусство, благодаря своей уникальности, предает накопленный духовно-материальный опыт от поколения к поколению. В традиции закрепляются и накапливаются более эффективные методы обучения ремеслу и способы освоения национального наследия.

Под современным народным искусством мы в первую очередь понимаем искусство традиционных художественных промыслов, которое было и остается высшей формой народного национального творчества.

Народное искусство — это живая культура, сохраняющая национальные художественные традиции в русле современной художественной культуры.

М.А. Некрасова выделила 4 исторически сложившиеся в России формы бытования и развития народного искусства на основе принципа общности традиции школ, художественных систем и художественного языка:

  1. Народное искусство, не вычлененное из своей этнографической среды и связанное с породнившим его национальным, социальным укладом жизни. Народное искусство в этой форме живет не только как элемент быта, но и как элемент сознания человека, определяется во многом психологической структурой народности, представляет сложный синтез духовного и материального начала. Народное творчество предстает во всем многообразии не как собрание ремесленных навыков, а прежде всего как образ мира, живущего в народном сознании.

2. Народное искусство, развивающееся стихийно, на почве местной культурной традиции, общности. От одного мастера к другому передаются художественные навыки, техническая сноровка, методы   работы, мотивы изображения.

3.  На современном этапе в народном искусстве выделяется творчество единичных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию.

  1. Народное искусство развивается в форме организации мастерских при сохранении творческой структуры, где преемственность есть основа профессионально-художественной культуры промысла.

  1. Кистевая роспись по дереву

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую.

Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент - кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление - свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

  1. Хохломская

Хохломская роспись — это уникальный русский народный промысел, существующий уже более трехсот лет.

Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома — это крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, стали именовать Хохломой.

Родина Хохломы - Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера, изготовлявшие и расписывавшие посуду из дерева.

 Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области.

Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда, панно и многое другое.

Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы.

Рисунок в хохломских изделиях основан на использовании растительного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету исключительную нарядность. На одних предметах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.

Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Хохломская роспись представлена двумя типами письма — «верховым» и «фоновым», каждому из которых соответствуют свои разновидности орнаментов. «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок.

Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись», с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

Для «фоновой» росписи («под фон») характерно применение черного или цветного фона, тогда как сам рисунок остается золотым.

 Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

  1. Городецкая роспись

Родина городецкой росписи – Поволжье.  Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на Нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть Нижегородской росписью.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко.

Основные сюжеты и техника их исполнения.

В первую очередь мастера изображали быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимали цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.

Разновидность изображаемых цветков:

Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте.

Розан - имеет лепестки и ярко выраженный центр (по размеру может быть больше купавки.)

Ромашка — является еще одним распространенным цветком.

Городецкие листья довольно разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях есть и декоративные образы птиц и животных.

Городецкая птица является символом семейного счастья.

Городецкий конь - символ богатства.

Декоративность мотивов подчеркивается с помощью цвета и различных приемов.Главная специфика городецкой росписи - это то, что мастера изображают сюжеты как правило, на прозрачном фоне, тем самым показывая текстуру дерева.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия – прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и, собственно, сама подмалевка.

  1. Урало-Сибирская роспись

Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири.  Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы из Архангельского края, а в конце XVIII – начале XIX вв. переселенцы с юга России и Украины – внесли в колорит росписи обилие фантазийных форм и богатую (южную) цветовую гамму.

Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.

Техника Урало-сибирской росписи очень простая. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывают подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производят их моделировку белилами, если подмалёвок был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращают подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

Основные элементы росписи – розы и цветущие деревья. Самой распространенной композицией является "букет". Цветовая гамма росписи состоит из оттенков: красного, синего, желтого и зеленого цветов, иногда используется темно-коричневый цвет. В росписи обязательно присутствует белый (для моделировки форм) и черный (для приписок элементов).

  1. Методические основы изучения народных росписей в начальных классах

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Обучающиеся усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Необходимо научить смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. [14 с.30]

Отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно оно более всего понятно детям, доступно изучению и творческой интерпретации. Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения, развивает чувство сложного цвета и композиционного решения. Большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей. У обучающихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате — занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе и помогают достичь успеха во взрослой жизни.

Выводы по I главе.

В параграфе 1.1. мы познакомились с историей и культурным наследием кистевой росписи. История возникновения росписи уходит в глубину веков-она возникла тогда, когда возникла сама живопись-более 30 тыс. лет назад, в архаичных языческих временах. Сюжеты древних мастеров были посвящены, в основном, природе или символизировали здоровье, удачу и процветание. Позже человек украшал предметы быта и стены своих жилищ в целях внести в жизнь красоту и запечетлеть происходящие с ним события.

В параграфе 1.2 . мы изучили художественные традиции кистевой росписи. В понимании С.Б. Рождественской, традиции есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и изменяющихся одновременно. Также мы рассмотрели, что включают в себя художественные традиции и какие формы бытования и развития народного искусства в России выделила М.А. Некрасова.

В параграфе 1.3. мы познакомились с тремя видами кистевой росписи: хохломская, городецкая, урало-сибирская.

И последнем параграфе 1.4. мы рассмотрели методические основы изучения народных росписей в начальных классах.

В результате исследования можно сделать вывод, что цель достигнута и задачи работы решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время исследования нами была поставлена цель - на основе анализа специальной литературы рассмотреть особенности и виды русской кистевой росписи, изучить методические основы народных росписей в начальных классах.

Для достижение этой цели были поставлены  следующие задачи:

  1. охарактеризовать понятие «художественная роспись» в специализированной литературе;
  2. рассмотреть виды русской кистевой росписи;
  3. проанализировать существующие методы и приемы кистевой росписи;
  4. обобщить результаты исследования, сделать выводы.

Изучение народного декоративно прикладного искусства создает педагогически целесообразные условия, которые заключаются в том, что дети оказываются, заняты общественно полезным, нравственно развивающим и эстетически привлекательным делом. Выполнение народных росписей по дереву позволяет активизировать процесс сохранения, развития и передачи этого традиционного ремесла. Однако, как показал анализ, возрождение культуры кистевой росписи на современном этапе развития общества связано с рядом трудностей. Они заключаются в недостаточном количестве наглядного материала, а также времени на отработку приемов кистевой росписи.

Исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к выводу о необходимости обучать детей декоративно-прикладному искусству.

В курсовой работе мы планируем продолжить исследование теоретической части, начать создание комплекта методических таблиц для младших школьников, по обучению кистевой росписи, способствующих развитию знаний, умений и навыков в выполнении кистевой росписи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадаев, В.С. Русская кистевая: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 32 с., 40 с. или.: ил.
  2. Величко. Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 176.  (дата обращения: 06.04.2018)
  3. Городецкая роспись как источник вдохновения — URL: https://www.livemaster.ru/topic/1119379-gorodetskaya-rospis-kak-istochnik-vdohnoveniya (дата обращения: 22.04.2018)
  4. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3 П., Просвиркина С. К.,Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву.-М., 1967. (дата обращения: 08.04.2018)
  5. Золотая хохлома, драгоценный народный промысел — URL: https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43473855743/ZOLOTAYA-HOHLOMA (дата обращения: 19.04.2018)
  6. История возникновения росписи — URL: https://studexpo.ru/252065/kulturologiya/rospis_derevu_istoriya_vozniknoveniya_vidy_rospisi_aktualnost (дата обращения: 04.03.2018)
  7. История народных промыслов: урало-сибирская — URL: http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis (дата обращения: 21.04.2018)
  8. Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям.— В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. М., 1976, с. 48—100. (дата обращения: 07.04.2018)
  9. Методика изучения народных художественных промыслов — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7513/ (дата обращения: 22.04.2018)
  10. Методика преподавания хохломской росписи в начальной школе — URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/donyush-marina/metodika-prepodavanija-mezenskoi-i-hohlomskoi-krugovoi-rospisi-v-nachalnoi-shkole.html (дата обращения: 23.04.2018)
  11. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры — URL: http://lektsii.com/1-33316.html (дата обращения: 23.04.2018)
  12. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ.пед.вузов./-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368 с. (дата обращения: 07.04.2018)
  13. Традиции хохломской росписи — URL: https://www.culture.ru/objects/2872/tradicionnaya-tekhnologiya-khokhlomskoi-rospisi-po-derevu (дата обращения: 05.03.2018)
  14. Уникальные росписи по дереву – культурное наследие Руси — URL: http://fb.ru/article/124535/unikalnyie-rospisi-po-derevu-kulturnoe-nasledie-rusi (дата обращения: 23.04.2018)
  15. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. (дата обращения 28.03.2018)
  16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра художественно – эстетического воспитания

Дудник Екатерина Александровна

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовой проект защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой _________________

Преподавание в начальных классах

« » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа: 31

Руководитель: Мотовилова Н.В.,

преподаватель МДК 01.10. Теоретическое

и методическое обеспечение процесса

углубленного изучения дисциплин в

начальной школе высшей квалификационной категории.

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСВОЕНИИ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ

1.1. Общая характеристика понятия кистевая роспись

6

1.2. Способности. Изобразительные способности

7

1.3. Развитие изобразительных способностей детей младшего школьного возраста

9

1.4. Анализ программного материала начальных классов по народным росписям

10

1.5. Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства с детьми младшего школьного возраста

12

13

14

Выводы по I главе

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память [16,с.1.] . Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью народного искусства, частью народного творчества, народной мудрости, является художественная роспись. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Русская кистевая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. Основу такого искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»[5,с.87.].

В документах Министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоко нравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России [2,с.45.]. Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых младшие школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Главная задача таких уроков - выполнение традиционных мотивов, но без отработки навыков кистевой росписи, обучающиеся выполняют задания на низком уровне. На занятиях можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

        Главная проблема уроков по декоративно-прикладному искусству – недостаточное количество наглядного материала, а также времени на отработку приемов кистевой росписи. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Известный педагог Е.А. Флерина считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания воображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действий, свободы творчества [6,с.68.].

        На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования «Разработки учебно-методического комплекта по декоративно-прикладному искусству для развития изобразительных способностей младших школьников».

        Цель исследования: разработать комплект наглядных пособий по декоративно-прикладному искусству для младших школьников.

        Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. провести отбор и анализ методической литературы для создания комплекта наглядных пособий по народным росписям;
  2. разработать комплект наглядных пособий по народным росписям для детей младшего школьного возраста.

Объект: процесс изобразительной леятельности в начальной школе.

Предмет: развитие изобразительных способностей младших школьников.

При написании работы были использованы следующие методы теоретического исследования:

  1. изучение научной литературы;
  2. сравнение и систематизация материала.

ГЛАВА I. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСВОЕНИИ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ

1.1. Общая характеристика понятия кистевая роспись

Художественная роспись – искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности.

История возникновения росписи по дереву уходит в глубину веков — она возникла тогда, когда возникла сама живопись — более 30 тыс. лет назад, в архаичных языческих временах. Сюжеты древних мастеров деревянной росписи были посвящены, в основном, природе или символизировали здоровье, удачу и процветание. Позже человек украшал предметы быта и стены своих жилищ в целях внести в жизнь красоту и запечатлеть происходящие с ним события.

В античности росписью декорировали стены, они назывались стенные росписи. Их выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоя воска.

Кистевой росписью назвали потому, что наносится она при помощи мягкой кисти, свободным мазком. 

Техника исполнения растительного орнамента в свободной живописной манере была известна мастерам Киевской Руси.

Распространение таких росписей довольно быстро охватило всю Россию. С Востока на Запад широкой полосой, от Костромского Поволжья до Северо-Западной Карелии. Далее, на Севере он охватывает бассейн верховьев Северной Двины, на Западе – часть бывшей Новгородской, Петербургской и Псковской губерний. На Востоке этот тип росписей был распространён в Вятской и Пермской губерниях.

Особенно широкое развитие и распространение кистевые росписи получили во второй половине XVIII века. Это связано, скорее всего, с развитием технического прогресса: появлением новых технологий, более дешёвых красок и кистей, а так же с модой и торговыми возможностями.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. Это богатая кладовая нашего народа, нашей истории, наших традиций. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен. Изучая изделия русской промысловой старины, можно прочитать летопись нашей страны, многое узнать о духе мастера. Орнамент и рисунки оставшихся предметов способны рассказать больше, чем печатные книги и устные предания. Вот почему так нужно и важно поддерживать и развивать наши промыслы, беречь их секреты, передавать из поколения в поколение тайны ремесел.

1.2. Способности. Изобразительные способности

Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. До настоящего времени существуют различные точки зрения на природу способностей. Одним из самых распространенных является утверждение о врожденности способностей. Человек рождается с задатками (природными предпосылками развития способностей), которые представляют собой врожденные анатомо-психофизические особенности организма. Для успешного развития способностей к конкретной деятельности необходимы соответствующие задатки. Например, для художника очень важны свойства зрительного анализатора (точное определение пропорций, цвета и т.д.), хорошая зрительная память. Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие задатков в способности. Даже самые ярко выраженные задатки могут дальше развиваться в способности лишь в процессе труда, учения, игры. Таким образом решающим фактором в формировании и развитии способностей является общественная среда, деятельность.

Большой вклад в исследование проблемы способностей внес Б. М. Теплов. В его работах было дано определение способностей, как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого. При этом под способностями понимались «не всякие вообще индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности или многих деятельностей». Более того, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Одинаковые знания и умения в какой-либо области, для опытного преподавателя могут у разных учеников обозначать совершенно разные вещи, например: у одного указывают на совершенно недостаточную работу, а у другого указывают о больших достижениях. Природа индивидуальных различий связывается с нейрофизиологическими задатками особенностями воспитания и обучения, т. е. процессом социализации и адаптации к требованиям среды, а также наличием потенции специальных способностей к творческим видам деятельности [35; С.108].

Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. М. Горький говорил, что каждый человек носит в себе задатки художника и что при условии более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты. Структура способностей к изобразительной деятельности (как и других способностей) – явление сложное.

К ведущим свойствам художественных способностей относятся:

  1. свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности;
  2. свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;
  3. эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;
  4. волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.

О важности постоянного овладения знаниями и навыками для успешного развития художественных способностей свидетельствуют высказывания многих прославленных мастеров изобразительного искусства.

М.В. Нестеров писал: « Начало и конец учения – это познание природы, настойчивое, терпеливое изучение того, что изображают. Это равно необходимо как для больших дарований, так и для малых.» [2, c. 36]

Говоря о начальном этапе развития способностей к изобразительной деятельности у детей, следует указать на те моменты, которые могут служить первым побудительным факторам к занятиям изобразительным искусством.

Одним из факторов нередко является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки животного и т.п. Состояние эмоционального переживания увиденного вызывает у ребенка потребность так или иначе рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении. А так как он еще не может полно, содержательно рассказать словами, он начинает «доказывать» карандашом, красками на бумаге.

Очень часто толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности, проявлению желания заняться рисованием, лепкой служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми. Процесс создания с помощью карандаша, кисти, красок, глины ярких образов людей, животных, машин, природы, вид ярких красок производит неизгладимое впечатление на зрителей, и прежде всего на детей, вызывает у них желание попробовать самим так сделать.

Как правило, раннее проявление способностей к изобразительной деятельности не говорит еще о невозможности более позднего проявление способностей.

Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков. А так же не менее важным показателем способностей к художественному творчеству является большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождаемая огромной работоспособностью.

Задача развития способностей у детей обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности.

В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных способностей необходимо прежде всего развить у них интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.

1.3. Развитие изобразительных способностей детей младшего школьного возраста 

 Занятия изобразительным искусством (уроки, факультативы, кружки, внешкольные мероприятия и др.) в общеобразовательной школе являются ценнейшей возможностью формирования креативности школьников [15, С. 69].

В результате творческих действий и занятий у ученика обязательно происходит познавательный процесс, а значит, осуществление творческой деятельности ведет за собой и когнитивную (познавательную) деятельность.

В методике многих дисциплин сказано, что те знания, которые «добываются» учениками самостоятельно, усваиваются ими лучше. Так и собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, ведь делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается кем-то другим [38].

Именно в творческой деятельности и развиваются творческие способности. Основное требование к такой деятельности – ее творческий характер.

Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания [18].

Для грамотного руководства детским творчеством, необходимо знание особенностей изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти индивидуальный подход к каждому ребенку, в установлении с ним контакта, посредством чего получить возможность развивать его художественные способности и эстетические чувства. Важно понять, как ученик познает действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.[21,  С.106].

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками [14].

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события  своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Юный рисовальщик любит красочность, цвет отвечает его эстетическим запросам; дети  часто стараются, чтобы их рисунки были яркими, при этом страдает точность передачи реальности изображаемых объектов. Дети могут нарисовать разноцветных котят, красных снеговиков, синие деревья, при этом говоря: "Так красиво!". Часто фон остается не раскрашенным. Небо и земля рисуются в виде тонкой полоски.

Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, а потому, что у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и об этом надо помнить [16].

Рисуют дети очень увлеченно, и может показаться, что всякое вмешательство будет в данном случае совершенно лишним, что в данном случае помощь от взрослых маленьким художникам не нужна. Но это не так. Необходимо проявлять интерес к рисунку ребёнка, а грамотно и корректно высказанные суждения о нём будут только поощрять его к дальнейшему творчеству, помогут понять, в каком направлении он должен и может совершенствоваться в рисовании. Когда учитель дает оценку детскому рисунку, он должен всегда думать о том, чтобы не ранить чувства маленького художника, следует непременно отмечать и положительные качества его работы [17].

Очевидно, что в школе учатся дети с разным уровнем интеллекта, развития, у всех разные способности. Очень важно научить детей понимать, видеть и воспринимать окружающую их красоту. При целенаправленных занятиях они начинают замечать разнообразие форм и красок этого мира. Глубина и разнообразие специфических знаний и умений детей залог того, что их творческие возможности и способности будут развиваться, качественно изменяться и реализовываться в самых различных видах деятельности.

В развитии творческих способностей ребенка существенное значение имеют как природные свойства анализаторов, так и более общие качества. Природные качества ребенка, даже очень благоприятные, развиваются в художественно-творческие способности в результате влияния общественной среды, в результате воспитания.

Роль творческих способностей в становлении и развитии ребенка нельзя рассматривать, не затрагивая вопрос о его характере, веь именно характер и является одной из самых существенных сторон личности [8; 17].

Немалую роль играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность. Оба эти качества существенны для развития творческих способностей. Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. «Мы считаем,  - писал И.П. Волков, - что  творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен перенос их, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи».[3 (c 101-143)].

Изобразительная деятельность как средство формирования творческих способностей  детей младшего школьного возраста

В психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения изобразительной деятельности, которое  давало бы полное представление о её специфике, задачах, функциях и средствах. Наиболее содержательным в этом отношении показалось определение Т.С. Комаровой:   «Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений,  полученных в жизни,  но и выражение своего отношения к изображаемому». Большинством других авторов понятие «изобразительная деятельность»     часто используется как аналог понятиям «рисование», «занятия художественно-изобразительным искусством», «продуктивная деятельность». Подобное отождествление не оправдано, более того, оно осложняет определение задач, стоящих перед занятиями изо - деятельностью, особенно в общеобразовательной школе [3].

      Обобщив теоретические положения об изобразительной деятельности, как об одной из форм деятельности творческой  (то есть развивающей креативность),  а так же выявленные и обоснованные её специфические аспекты,  можно выстроить последовательность обучения изобразительному искусству с целью формирования креативности учащихся. Она такова:

      1. Выявление индивидуальных и характерологических особенностей:

  • выявление,  развитие и актуализация потенциала  –  природных задатков, индивидуальных    особенностей, интуиции (бессознательного);

   • формирование направленности и мотивации – активности, эмоциональности, общительности, позитивности, сопричастности и др.

      2. Формирование чувственного познания:

      • развитие органов чувств с целью обогащения и разнообразия ощущений: зрительных, тактильных, осязательных, обонятельных, слуховых;

    • развитие перцепции  –  глубины и полноты восприятия, представления,  различение отдельных признаков,  информативного содержания объекта, формирование образа;

   3. Развитие творческого мышления:  аналитического,  синтетического, способности к обобщению.

      4. Обогащение средств выразительности.

      • формирование способности «переноса внутреннего во внешнее»;

   • формирование  коммуникативных  способностей;  развитие способности кодирования декодирования информации.

   5.  Обучение техническим навыкам –  способам,  приёмам и средствам художественно-изобразительного искусства.

      • обучение навыкам реалистичного рисования, основой которого является непосредственная работа с натуры (развитие способности замечать и переносить на лист: пропорции, детали, отношения, блики, рефлексы и т. д.);

• изучение  «языка»  художественно-изобразительного искусства (колорит, композиция, контрасты, пластика, ритм и т.д.) [22; 24].

      Формированием творческих способностей личности посредством обучения изобразительному искусству занимались многие педагоги (Я.А.Башилов,  А.Будза,  Н.Н.Волков,  Н.В.Гросул,   С.С.Зорин и мн.  др.). Рассматриваются наиболее разработанные и проверенные на опыте методики и программы  (Б.Эдвардс,  К.Ханнафорд, И.Абаева, Б.П.Юсов,   Е.П.Кабкова,   А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская,    Е.М.Торшилова и др.).

Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяли формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Школьнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков [24, с. 54].

Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития школьника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется на занятиях декоративным рисованием.

С позиции Г.Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих формированию изобразительных умений [4, с.118]:

создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

восхищение каждой идеей детей;

важное значение имеет подготовительная работа перед занятием, когда учитель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память;

главная направленность работы педагога заключается в развитии самостоятельных действий детей. Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка), оценке продукта деятельности.

1.4. Анализ программного материала начальных классов по народным росписям 

Приобщение к искусству — это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

      Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

         Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной.

        Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

        На  первом  этапе   обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Северо-Двинская роспись» учащиеся осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

        При изучении отдельных тем в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами вазы, шкатулки, матрешек; стремятся выразить через украшение характер человека. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

        Также учащиеся знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами украшают посуду, игрушки, платки, костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию, изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы. Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на всех этапах обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор.

 Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Таким образом, видно поступательное движение: от целостного эмоционально-образного восприятия к углубленному познанию в единстве эмоционального и логического.

В процессе обучения декоративно-прикладному искусству у учащихся формируются определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики, как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности.

  Целостный курс декоративно-прикладного искусства основан на изучении народного крестьянского -прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.   В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

      Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).

Обучение в художественной студии декоративно-прикладного искусства    во 2 - 4 классах проводятся с учетом возрастных особенностей детей.

Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.


1.5. Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства с детьми младшего школьного возраста

Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее. Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности. Например, при рисовании с натуры геометрических тел дети не могут представить, как располагаются в пространстве невидимые поверхности предмета. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства, рисунку и живописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры: ·схематические рисунки и таблицы; ·слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки; ·специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени; ·рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением; ·репродукции картин и рисунков мастеров; кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью; ·специальные приборы - "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона. Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально и гораздо упрощает и насыщает учебный процесс, делает его интересней и увлекательней. Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика. И автор сомневается, что когда-нибудь компьютерные технологии вытеснят из образовательного процесса живой педагогический показ. Глава 2. Метод наглядности в обучении изобразительному искусству средствами мультимедийной презентации Во второй главе автор подвергает разбору мультимедийную презентацию, как современную наглядность.

На уроках изобразительного искусства большую роль в формировании зрительных образов играет применение наглядных пособий, которые не только делают урок более доступным и интересным, но и позволяют учащимся более глубоко и точно понять тему урока, то, что им пытается донести учитель.

Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. 
При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся. 
Таким образом, наглядность применяется на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, выполнении домашних заданий и проверки усвоения учебного материала.

Отсутствие единой базы   наглядных пособий для учителей изобразительного искусства способствует самостоятельному поиску и отбору репродукций, фотографий, муляжей, динамических пособий для демонстрации учителем на уроках ИЗО.

Наглядные пособия – особая группа средств обучения, в силу визуального характера ИЗО широко в нем применяющаяся. Наглядные пособия делятся на: объёмные (модели, коллекции и др.), печатные пособия (картины, плакаты, портреты, таблицы, и др.), проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.). Современными наглядными пособиями принято считать мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.

В классификации Н.П. Никаноровой наглядные пособия для уроков ИЗО бывают натуральные и изобразительные. Изобразительные наглядные пособия включают разнообразных видов оригиналы и воспроизведения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии), а также рисунки детей и изображения дидактического характера. К натуральным наглядным пособиям, в данном случае, относятся и объекты искусственного характера: чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и т.д. Н.П. Никанорова вводит определение натурного фонда: «Натурный фонд – это натуральные наглядные пособия, предназначенные для обучения предмету». В натурный фонд включают реальные предметы и модели:

  • предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и их модели и др.);
  • драпировки и иной текстиль (полотенца и др.);
  • чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и др.;
  • модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел и др.;

Требования к натурному фонду как специфическому виду средств обучения:

  • соответствие учебной программе курса (например, кувшины фонда предметов быта должны быть не только разнообразной формы, размера, но и цвета, поскольку наряду с учебной проблемой «форма» в программу входят и ряд дидактических задач учебной проблемы «цвет»);
  • обеспечение системы обучения от легкого к трудному, от простого к сложному на протяжении всего учебного курса дисциплины (например, муляжи овощей и фруктов натурного фонда должны быть и простого, и составного, и сложного цветов и др.);
  • участие в формировании художественного вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности (например, драпировки и другие предметы фонда должны быть красивы по цвету, фактуре и др., быть чистыми и несмятыми, не оскорблять вкуса учащихся, предметы китча исключаются из натурного фонда в средней школе);
  • наличие четких и ясных по форме, цвету и конструкции разнообразных по размеру и номенклатуре предметов (следует избегать вычурности форм, фактур и цветов предметов натурного фонда).

К печатным пособиям относят репродукции, учебные таблицы, схемы, плакаты, альбомы, рисунки и др.

Упростило демонстрацию наглядных пособий (репродукций, кинофильмов, презентаций, фотографий) на уроках ИЗО использование таких технических средств обучения, как компьютер, ноутбук, мультимедиа проектор. Однако не надо забывать, что одним из самых эффективных приёмов наглядного обучения является рисунок учителя на классной доске, на листе бумаги или на полях альбома учащегося.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дудник Екатерина Александровна

Студентка 4 курса ГПБОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Научный руководитель: Мотовилова Н.В., преподаватель МДК 01.10. Теоретические основы управления образовательным процессом в начальной школе (ИЗО) высшей квалификационной категории.

Актуальность проблемы исследования. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью народного искусства, частью народного творчества, народной мудрости, является кистевая роспись. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста.

Русская кистевая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей, а также побуждают детей к изобразительной деятельности. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их изобразительных способностей» [2, с.98].

Изобразительные способности – это вид специальных способностей, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность. Способности характеризуют индивидуальные возможности человека. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются такие способности, обладают не только профессионалы-художники, но и учащиеся школ. То, что одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.

Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяли формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Школьнику трудно передавать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных навыков и умений, которые посодействовали бы быстрейшему развитию его изобразительных способностей [1, с.4].

Занятия кистевой росписью являются одним из факторов развития  таких способностей  -  их развитию способствует умение составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Все это осуществляется на занятиях декоративным рисованием.

Ради сохранения художественной национальной традиции, необходимо заботиться о развитии изобразительных способностей и навыков у детей. В связи с выше изложенным, проблема исследования заключается в том, чтобы найти те приёмы обучения декоративно-прикладному искусству, которые помогут наиболее успешно развивать изобразительную деятельность и  способности у детей. А также помогать и создавать им условия для более глубокого изучения данного материала и тем самым расширить объём предусмотренный школьной учебной программой, развивать у детей стремление к самообразованию.

Известный педагог Е.А. Флёрина считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения, оказываются заняты общественно полезным, нравственно развивающим и эстетически привлекательным делом. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действий, свободы творчества [3, с.16].

Анализ литературы позволил сделать вывод, что занятия кистевой росписью на уроках изобразительного искусства позволяют активизировать процесс сохранения, развития и передачи этого традиционного ремесла. Также развивают навыки рисования, наблюдательность, образное и пространственное мышление, улучшают память, тренируют внимание, развивают мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию эстетического вкуса.

Еще следует отметить, что наличие изобразительных способностей, в том числе и любви к занятиям изобразительным искусством, способствует проявлению и развитию таких черт личности, как работоспособность и настойчивость. Никакая любовь к искусству без большого, упорного и настойчивого труда  не может дать положительного результата в деятельности и развитии изобразительных способностей. Для успешного формирования таких способностей у школьников, необходимо прежде всего развивать у них интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться. Справедливо говорил Ж. Шарден: «Талант не вызревает сразу».

 Главная задача уроков по декоративно-прикладному искусству - выполнение традиционных мотивов, но без развития изобразительных способностей и отработки навыков кистевой росписи, обучающиеся выполняют задания на низком уровне. В современном образовании развитию таких способностей, уделяется особое внимание. Опираясь на учебно-методические работы известных ученых – педагогов в области искусства Н. М. Сокольниковой, Ю.М. Кирцер, Н.П. Сакулиной и др., мы убедились в этом. Кистевая роспись входит в группу самых действенных видов деятельности, и приносит наибольшую эффективность. Но главная проблема уроков по декоративно-прикладному искусству – недостаточное количество наглядного материала, так как школа мало обеспечена необходимыми наглядными пособиями, а учителя все чаще прибегают к современным мультимедийным средствам. Все это отрицательно сказывается на качестве преподавания, на усвоении программного материала, на развитии изобразительных способностей.

Исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к выводу о необходимости обучать детей декоративно-прикладному искусству с использованием специально разработанного учебно-методического комплекта.

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Комарова Т.С.  – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2001. – 176 с.
  2. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ.пед.вузов / Н.М. Сокольникова. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с.
  3. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. / Е.А. Флёрина – Москва, 1996. – 126 с.