ПК 4.4
методическая разработка

Хотенко (Гаврилова) Виктория Игоревна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра художественно-эстетического воспитания

Гаврилова Виктория Игоревна

СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО УРАЛО-СИБИРСКОЙ

РОСПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ВКР допущена к защите

Специальность: 44.02.02

«_____» июня 2020 г.

Преподавание в начальных классах

Заместитель директора по НМР

Курс: 4, группа: 41

____________ / Анищенко И.Л.

Руководитель: Мотовилова Н.В.,

преподаватель МДК 01.10. Теоретическое

ВКР защищена

и методическое обеспечение процесса

с оценкой___________________

углубленного изучения дисциплин в

«_____» июня 2020 г.

начальной школе

Рецензент: Подгорская Т.А.,

Председатель ГЭК:

преподаватель МДК 01.10. Теоретическое

_______________ /

и методическое обеспечение процесса

Члены ГЭК:

углубленного изучения дисциплин в

_______________ /

начальной школе

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ДПИ

8

1.1. Понятие «эстетические чувства»

8

1.2. История развития Урало-сибирской росписи

13

1.3. Роль наглядных пособий в развитии эстетических чувств у младших школьников

17

1.4. Место народного искусства в педагогическом процессе начальной школы

20

1.5. Структура и особенности кружковой работы с детьми младшего школьного возраста

23

Выводы по 1 главе

27

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО УРАЛО-СИБИРСКОЙ  РОСПИСИ

29

2.1.  Анализ структуры и содержания учебно-методического комплекта

29

2.2. Диагностический инструментарий выявления эффективности использования учебно-методического комплекта по Урало-сибирской росписи для развития эстетических чувств детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса

31

2.3. Проектирование внедрения учебно-методического комплекта в образовательный процесс в начальной школе

33

2.4. Методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекта по Урало-сибирской росписи для развития эстетических чувств детей младшего в начальной школе

38

Выводы по 2 главе

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

41

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

42


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника, для его личностного самоопределения.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б.М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Б. Т. Лихачёв, Д. Ж. Овчинникова, М. Монте-сори, Л. П. Печко, Р. Т. Шатский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б. М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей [6].

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Различные виды народного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, более, чем другие виды искусства, отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования.

Для жителя Уральского региона большой интерес представляют декоративные росписи Урала. Уральцы украшали росписью свои дома, создавали гармоничные и поразительные по своей цельности бытовые вещи - расписную берестяную посуду, “крашеную со цвяточком” деревянную утварь, металлические “с живописью” изделия. Декоративная роспись Урала - одно из самобытных явлений русского народа. Лучшие произведения народного искусства поражают своим совершенством, простотой и лаконичностью, что несомненно вызывает эстетические чувства [5].

Противоречие: между целью кружковой работы — развитием эстетических чувств как эмоционального состояния и недостаточным количеством специальных наглядных пособий для их формирования на занятиях кружка.

Проблема исследования заключается в том, что для занятий Урало-сибирской росписью в кружке недостаточно специально разработанных наглядных пособий, методических таблиц.

Поэтому нами была сформулирована тема исследования: «Создание учебно-методического  комплекта по Урало-сибирской росписи для развития эстетических чувств младших школьников.

Цель исследования: описание практических аспектов развития эстетических чувств младших школьников путём применения учебно-методического комплекта наглядных пособий для кружковых занятий декоративно-прикладным искусством (Урало-сибирская роспись).

Объект исследования: обучение младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусство (Урало-сибирская роспись).

Предмет исследования: развитие эстетических чувств детей младшего школьного возраста с помощью комплекта наглядных пособий.

Гипотеза: если разработать учебно-методический комплект по декоративно-прикладному искусству (Урало-сибирская роспись) и систематически использовать его на внеурочных занятиях, то уровень развитости эстетических чувств младших школьников возрастет.

Для достижения цели мы определили следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эстетических чувств у детей младшего школьного возраста;
  2. Определить ключевые понятия «Урало-сибирская роспись», «эстетические чувства», уточнить критерии показатели, уровни развитости эстетических чувств младших школьников;
  3. Разработать учебно-методический комплект «Урало-сибирская роспись», способствующий развитию эстетических чувств младших школьников;
  4. Описать практические аспекты развития эстетических чусвт у младших школьников на основе внедрения в педагогическую практику учебно-методического комплекта «Урало-сибирская роспись».

В ходе выполнения дипломного проекта нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

изучение и анализ научной литературы;

сравнение и систематизация материала;

обобщение полученной информации.

Методы эмпирического исследования:

создание методических продуктов;

        методическое описание.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный методический комплект «Урало-сибирская роспись» и его методическое оснащение в своей профессиональной деятельности может применить как любой учитель, так и педагог дополнительного образования. Его можно использовать в исходном материале, а так же дополнять, совершенствовать, усложнять задания и т.д.

Структура дипломного проекта:

Титульный лист;

Оглавление;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Учебно-методический комплект «Урало-сибирская роспись».


ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ДПИ

1.1. Понятие эстетических чувств

Эстетические чувства - эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явлении действительности или произведений искусства. Эстетические чувства представляют собой специфическое переживание, вызываемое этим восприятием, и выступают как чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Составляющей этого процесса является художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству [23].

Развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, так же как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [11].

Современный учитель в процессе формирования эстетических чувств младшего школьника должен обращаться к чувственной сфере учащихся, к их внутреннему миру. На основании выводов современных исследований в области подготовки будущих учителей (С.В. Белова, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков, В.В. Сериков и др.), формирование эстетических чувств младших школьников мы определяем как важный ценностно-целевой ориентир предстоящей профессиональной деятельности педагогов.

В работах Ю.Б. Борева, Л.А. Закса, А.Н. Илиади, Н.Б. Крылова, выявлена динамика развития эстетического сознания личности на различных возрастных этапах в процессе ее общения с искусством. При воздействии на эстетическое сознание ребенка учитель обеспечивает восприятие произведения искусства детьми младшего школьного возраста как целостно-образного феномена (В.В.Давыдов, А.А.Мелик-Пашаев, Н.И. Непомнящая), ориентируясь на то, что школьники начальных классов предрасположены к восприятию эмоциональной атмосферы искусства, способны осознать свои мысли и чувства, вызванные произведением искусства. Ограниченность же художественного опыта проявляется в том, что младшие школьники, как правило, не могут объяснить те эстетические качества произведений искусства, которые им удалось прочувствовать. Условиями эстетического развития являются частота и разносторонность общения с искусством, расширение сферы художественных знаний, опыт оценки произведений искусства (от суждений типа «нравится – не нравится» ко все более развернутой вербализации своих ощущений), привитие детям навыков художественного восприятия [23].

В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность — потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: приготовляя домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для своих стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались [23].

Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. В связи с этим оно имеет сложный и своеобразный характер [23].

Сущность произведений искусства в их выразительности, в том, что художественные произведения наиболее полно выражают истинную природу явлений, отбрасывая те их особенности, которые не являются существенными. Произведения искусства играют, поэтому огромную роль в познании человеком действительности, так как в них эта действительность отражается наиболее правдиво и глубоко. Истинные произведения искусства всегда содержательны, в них изображаемые явления выступают в их сокровенном, очищенном от всего случайного виде. Это достигается через художественную форму произведения искусства. В совершенных произведениях искусства форма и содержание находятся в единстве, что и создает у нас чувство художественно прекрасного[23].

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще [23].

Главной особенностью развития художественного творчества, как отмечает А. А. Мелик-Пашаев, являются художественные способности ребенка, представленные автором в определенной структурной иерархии: развитое эстетическое отношение человека к действительности (высший уровень этой иерархии); способность к перевоплощению, способность человека встать на точку зрения «другого», понять и почувствовать его изнутри; потребность ребенка оживить, наделить душой, словом, поведением все, что его окружает; наблюдательность, т.е. развитие у ребенка способности активно, избирательно высматривать в жизни то, что может послужить для выражения определенного художественного замысла, переживания.

Таким образом, развитие эстетических чувст представляет собой динамический процесс, актуализирующий личностные и интеллектуальные структуры. Определяя возможности развития эстетического восприятия, нами были определены критерии развитости эстетического восприятия младших школьников:

1. Эстетический интерес, под которым мы понимаем эстетическую потребность и направленность на объекты в области прекрасного;

2. Эстетические суждения, под которыми мы понимаем проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление;

3. Эстетическая деятельность, то есть желание творчески преобразовывать этот мир и, непосредственно, творческая деятельность.

Таким образом, на основе принятого нами определения «эстетическое восприятие», а также его компонентов мы выделяем следующие этапы формирования эстетических чувств младших школьников: эмоционально-перцептивный; аналитико-синтетический; эмоционально-творческий; ценностно-смысловой.

В ходе эмоционально-перцептивного этапа развивается положительная эмоциональная реакция на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, происходит концентрация внимания младшего школьника на определение ведущей эмоции произведения. Ряд заданий направлен на формирование эмоционального отклика на произведение, через различные способы уподобления: двигательный, мимический, ритмический и т.д.

Целью следующего аналитико-синтетического этапа формирования эстетического восприятия становится осознание детьми авторской индивидуальности в выборе средств выразительности для воплощения собственного замысла. В процессе аналитико-синтетического этапа, используя метод создания художественного контекста (обращение к разным видам искусства) и метод создания композиции (обращение к разным видам художественно-творческой деятельности), ребенок с помощью педагога подводится к осознанию целостности и единства формы и содержания воспринимаемого. Ряд заданий направлен на выявление детьми особенности каждого вида искусства, средств его выразительности, определение чувственного богатства звуков, форм, красок их тонкое и точное различение. Другие – на развитие умений видеть объект с различных точек зрения и позиций. В процессе интерпретации явления, художественного образа у ребенка развивается сосредоточение и наблюдательность.

В процессе эмоционально-творческого этапа создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности. Творческая деятельность, реализуя психологические особенности восприятия младшего школьного возраста (повышенная активность, эмоциональная восприимчивость, суггестивность), в то же время способствует развитию умения воплощать собственный замысел в художественном продукте. На эмоционально-творческом этапе реализуется деятельностный подход приобщения ребенка к искусству: присвоение ребенком общечеловеческих духовных ценностей в опоре на собственную созидательную деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка развиваются качества, потребности и способности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.

Содержание ценностно-смыслового этапа было направлено на формирование у детей собственного мнения о произведениях, явлениях и предметах окружающего мира, с помощью педагога формировались умения осознавать и передавать в речи эстетические переживания и суждения; развивалась способность к обобщенной характеристике воспринятого.

1.2. История развития Урало-сибирской росписи

Не сохранилось никаких-либо источников, содержащих упоминание об уральских народных росписях, потому трудно сказать, когда именно зародилось это искусство.

С заселением восточных районов Урала возникали новые группы населения, что оказывало влияние на развитие местного искусства.

Осваиваемые районы заселялись не только обычными рабочими, но и мастерами и художниками. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но также деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари, и на нем можно встретить предметы быта с элементами росписи западных районов нашей страны. В основном Урал был связан с Русским севером, потому основой формирующегося местного населения были выходцы с севера, позже на эту землю приходили последующие переселенческие потоки из центральной России [19].

С первой или второй волной переселенцев сюда могли попасть мастера, владеющие искусством писания “трав разметных”. Раньше, чем в другие районы Урала, декоративная роспись могла попасть в Прикамье, после него в Сибирское Зауралье. Плодородные земли снабжали вновь освоенные районы хлебом до второй четверти XVIII века.

Были ли в XVII веке в этих районах росписи на предметах утвари и в интерьере? В литературе имеются некоторые сведения о расписных подсвечниках и дверях в интерьерах церквей. Так в писцовой книге, инвентаризующей о состоянии уральских городов на 1623-1624 года, описывается как были украшены некоторые храмы.

Появление потребности в красочном оформлении общественных и жилых зданий могло способствовать зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Исследователи полагают, что на рубеже XVII-XVIII веков здесь появилось производство изразцов, украшавших стены и главы церквей и интерьеры жилых домов. По составу и характеру орнаментальных мотивов, среди которых изображение воинов, птиц, цветов, подобных тюльпанам, некоторые ученые считают их работой московских мастеров, но сочетание типичного голубовато-зеленого фона с яркими цветами и листьями говорит о местных вкусах.

Неизвестно занимались ли тогда местные мастера продажей своего товара или подрабатывали иконописанием, украшением храмов и утвари, что вполне возможно, так как специалисты вряд ли могли ограничиться одной торговлей.

Мастера-травники помимо икон расписывали чаши, столешницы, игрушки. Уральские бытовые расписные вещи XVII века нам неизвестны, так же как и росписи домов. Но о наличии того и другого можно предположить, ведь в России тогда распространился обычай украшать жилище и предметы обихода. В хоромах бояр, в домах “лучших людей” были расписана красками и золотом мебель.

Ни памятников, ни сведений о росписи домов в XVII веке на Урале мы пока не имеем, однако по предположению исследователей они были в тех районах, выходцы из которых составили основу уральского населения.

Уральские богатеи пытались воссоздать в новых местах родную им обстановку, в декоре неизбежно должны были появиться специфические местные черты, о которых сейчас мы можем только догадываться.

Развитие народного искусства на Среднем Урале связано с появлением горнозаводской промышленности, которая привлекала множество людей, среди которых прослойка квалифицированных специалистов была значительна. Одним из центров живописи горнозаводского Урала стал поселок демидовских заводов - Нижнетагильский.

В 1720-е годы в Нижнетагильском заводе делали простые “жестянные” вещи, в середине века - “лаковые” блюдца и подносы. О заводских промыслах на рубеже XVIII-XIX веков, в которых широко применялась живопись, рассказывает Н. С. Попов: “Между здешними мастеровыми много искусных художников, которые особливо делают искусно столики, подносы, самовары и прочие вещи из меди и железа, расписанные живописью и покрыты известным и весьма прочным тагильским лаком”.

В горнозаводских росписях отчетливо видны черты северной живописной традиции. В Заонежье сложился особый вид свободной кистевой росписи по дереву и бересте. Для него были характерны живописный мазок и белильные оживки. Эти же особенности, а также приемы письма пальцами, стали традиционными для народной живописи промышленного Урала.

Складывается два направления расписной утвари — роспись металлических и деревянных изделий.

Роспись металлических изделий получило распространение в поселках при демидовских заводах и стало ремеслом городским, а деревянных изделий стало ремеслом сельских районов Урала.

Отдельные сёла специализировались на производстве определенного вида товара. Так, около Оханска делали крашеные телеги, близь от Кунгура красили коромысла, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова — изготавливали прялки и т.д.

Развитие деревообрабатывающих промыслов связано с обилием лесного материала.

В 1840-х года промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков получил широкое распространение. Они служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений, так как отличались высоким качеством.

Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором выполнялся приемами свободной кистевой росписи. У городские покупателей ценилась роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний [5].

Изделия покрывали цветочной росписью. Самая распространенная композиция «букет» использовалась в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в. Особенностью построения этой композиции является то, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался за счет формы изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись.

Существовало два вида бураков: «шпаклевка» и «полушпаклевка». Их различие — степень подготовки. «Полушпаклевку» немного шпаклевали составом из мела и столярного клея перед окраской фона, чтобы заделать соединительный шов. «Шпаклевку» перед покраской фона грунтовали и выглаживали пока не добивались идеально ровной поверхности — но из-за этого пропадала прелесть бересты. Такие бураки и туеса чаще украшались росписью «под малахит», «под черепаху» и т.п.

Изделие покрывали лаком после нанесения на него росписи. Так декорировались бураки в крупных красильных мастерских при подносно-клепальных заводах.

Однако расписывались не только бураки. К середине XIX в. в городском и деревенском жилище, вместе с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, трекла. Сечки для рубки капусты, крашеные коромысла и ведра, в которых женщины носили воду. Среди этого обилия домашней утвари особо выделялись прялки.

Так же, как и утварь, на Урале было принято расписывать жилища. Этот обычай появился с середины XIX века, и объясняется тем, что до этого времени крестьянские избы топились по-чёрному.

Данный промысел отличался большой подвижностью, что в какой-то степени формировало целостный стиль уральской домовой росписи. Профессиональные крестьянам-художникам приходилось переезжать из волости в волость, расписывая избы местного населения, которому подчиняли свою живопись.

1.3 Роль наглядных пособий в развитии эстетических чувств

у младших школьников

Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы обучения необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала [21].

Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для изобразительного искусства это все, что можно нарисовать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о форме и цвете предмета. Широко используются в школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов, таблицы, плакаты, книги, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с плакатами и таблицами способствуют формированию многих понятий о способах передачи изображения [17].

Изобразительные наглядные пособия делятся на демонстрационные и индивидуальные. К демонстрационным относятся плакаты, репродукции картин, фотографии архитектурных сооружений и работ скульпторов, сравнительные таблицы, схемы поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры. Они способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся. Таблицы по назначению делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. К демонстрационным наглядным пособиям относятся также и различные видеоматериалы: слайды, видео-презентации, мастер-классы, видео-экскурсии и др.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий [20].

Цели применения наглядных пособий:

  1. Создание мотивации к обучению;
  2. Обучение правилам рисования;
  3. Обучение пользование справочным материалом как средством самообучения;
  4. Свободное ориентирование школьников в видах народного искусства;
  5. Эстетическое воспитание учащихся.

В свете внедрения ФГОС возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Но у всякой системы есть        стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе                 эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного   творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития     личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях    эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в младшем школьном возрасте на занятиях изобразительного искусства.         Особенно это касается уроков, посвященных народному творчеству. Именно народное творчество помогает детям найти связь со своими корнями, понять родство между нынешними и прошлыми поколениями, привить любовь к      своему Отечеству, к своему Родному краю.

1.4. Место народного искусства в педагогическом процессе начальной школы

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости младших школьников.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Декоративно-прикладное искусство, по мнению ряда исследователей (Н.Алпатова, Ю. Арбат, B.C. Воронова, Л.Д. Рондели, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой и др.), как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа). Возможности осмысления декоративно-прикладного искусства в младшем школьном возрасте объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этом возрасте наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию.

Б.М. Теплов отмечал необходимость раннего вовлечения всех детей в творческую деятельность, что важно и для художественного и для общего их развития. По мнению В.В. Зеньковского, «творческая энергия ребенка ищет своего выхода», ребенок не может ограничиться эстетическим восприятием, неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными формами, поводом, чтобы творить. По мнению Б.М. Неменского, начинать работу по формированию у детей навыка общения с народным декоративно-прикладным искусством необходимо как можно раньше - с дошкольного возраста, и ставить перед ребенком как творческие задачи (формирование образа), так и задачи содержательные (выражающие отношения).

Проблема приобщения ребенка к эстетическим ценностям в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства тесно связана с вопросами саморазвития личности. А.Н. Леонтьев утверждает, что способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в младшем школьном детстве.

Процесс восприятия произведений изобразительного искусства осуществляется как интегративный процесс самосознания и самоизменения ребенка, следовательно, рассматривается нами как процесс его личностного саморазвития. Процессы саморазвития личности ребенка, сопровождающие восприятие произведений изобразительного искусства, побуждают его к самовыражению в художественной деятельности по мотивам искусства. Т.С. Комарова считает, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий развития художественно-творческих способностей ребенка младшего школьного возраста.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут [16].

Таким образом, приобщая детей младшего школьного возраста к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо подводить их к пониманию его особенностей, к освоению художественно-эстетического опыта данного вида искусства. Одна из основных педагогических задач заключается, в том, чтобы через организацию художественно-творческой среды, расширение эмоционального поля переживаний детей в процессе восприятия народного декоративно-прикладного искусства, создание эвристических педагогических ситуаций стимулировать творческое саморазвитие младших школьников в художественной деятельности по мотивам искусства.

1.5. Структура и особенности кружковой работы с детьми

младшего школьного возраста

Среди различных форм внеурочной деятельности кружковая работа в школе, реализуемая с целью активизации познавательных процессов, занимает особое место. Внеурочная работа групп обучающихся, объединенных по интересам, организовывалась в поместных школах еще в конце XIX в. с целью создания предпосылок для уверенного овладения детьми различными ремеслами. Позднее идеи и принципы данного типа воспитания были упразднены с целью избежать профессионализации общеобразовательных организаций. Но в условиях нового времени, когда главной задачей модуля школьного образования становится не передача подрастающему поколению базы понятийных знаний, а обеспечение условий по овладению надпредметными компетенциями, целесообразно говорить о необходимости возрождения кружковой деятельности и ведению дальнейших педагогических поисков в этом направлении.

С целью реализации принципов системно-деятельностного подхода, положенного в основу действующих образовательных стандартов, кружковая работа в школе по ФГОС должна носить общественно-полезный характер. Поэтому на этапе разработки и совершенствования кластера внеурочной деятельности ответственным педагогам важно обеспечить должный уровень интеграции результатов работы кружков в общий образовательный процесс.

Ввиду возрастного фактора кружковая работа в начальной школе, организуемая согласно ФГОС, имеет ряд особенностей. Высокая физиологическая потребность младших школьников в движении, активной познавательной активности наравне с неустойчивостью внимания обуславливают необходимость искать новые подходы к организации внеурочной деятельность в начальной школе [18].

Структура кружкового занятия на базе школьных мастерских приближается к структуре комбинированного урока. Это объясняется тем, что на любом кружковом занятии решается, как правило, ряд дидактических задач. В глазах учащихся главная цель кружкового занятия – изготовление определенного объекта труда. Поэтому целесообразно все занятия строить так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Однако известно, что нужен не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практическая деятельность должна осуществляться лишь после актуализации имеющихся у учащихся знаний, сообщения новых, решения творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда.

Методы обучения на кружковых занятиях выбираются в зависимости от поставленных дидактических целей, содержания учебного материала, подготовленности к ним учащихся и учителя.

Для кружковых занятий характерны обычные методы трудового обучения, однако использование их имеет свои особенности. Так, наблюдения показали, что среди своих методов чаще всего используется объяснение, а реже всего – рассказ. Среди методов демонстрации наиболее часто применяется демонстрация наглядных и графических изображений, демонстрация приемов работы, видеороликов, натурных объектов и процессов.

Методы обучения и различные их комбинации применяются в сочетании с определенными формами организации работы учащихся. На занятиях в кружках могут применяться различные формы организации работы учащихся (фронтальная, звеньевая, индивидуальная, с разделением труда). Выбор формы организации работы учащихся определяется в значительной мере объектами труда, которыми на кружковом занятии уделяется особое внимание.

Главная особенность кружковой работы в том, что она реализует принципы самоуправления, неформальности общения, добровольности. Свобода выбора детьми образовательной области, рода, вида и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоений — основной педагогический принцип системы кружковой работы, обеспечивающий стремление участников этой работы к самоопределению и самореализации личности. Работа любой группы направлена на развитие интереса к различным видам деятельности, организации досуга и отдыха школьников. Важный элемент кружковой работы, его особенностью, является форма выражения результата. Он воплощается в основном в определенных и внешне показательных видах деятельности: спектаклях, концертах, фестивалях, семинарах [9, с. 39].

Главным действующим лицом в кружковой работе является ребенок, как индивидуальность, как потенциальный создатель собственных ценностей. Таким образом, можно говорить о том, что в результате деятельности человека, в частности ребёнка, создаются новые объекты и формируются духовные ценности. По — другому можно это определить как творчество.

Внеурочная работа по ДПИ имеет большое общеобразовательное, воспитывающее и развивающее значение. Учителя начальных классов могут руководить кружком, клубом интересов, как организатором внеурочной деятельности учащихся. Эта работа не только будет углублять и расширять знания в области технологии, но также способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их творческой деятельности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышать мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и через призму этого знания активнее исследовать культуру своей страны.

Вопрос о роли кружковой работы по ДПИ представляется весьма актуальным в настоящее время в связи с поиском наиболее эффективных форм и методов для повышения мотивации учащихся. Особенно остро стоит проблема мотивации в начальной школе. Ученики тратят меньше времени на учебу из-за своего интереса к другим предметам. А занятия в кружке способствуют повышению мотивации обучения, самоутверждения, самовыражения и самосознания учащихся.

Работа в кружке имеет множество преимуществ: – содействует распространению знаний, полученных в кружковой работе; – помогает осуществлять познавательный процесс; – развивает самостоятельность детей; – помогает выявлять и развивать таланты и способности учащихся; – позволяет увидеть и расширить свои возможности; – оказывает сильное влияние на рост интереса к изучаемым предметам.

Кружковая работа — лучшая форма внеурочной работы, позволяющая повысить уровень познавательной активности младших школьников. Она создает благоприятные условия для накопления экспериментальной совместной работы, является основным фактором формирования коллективных отношений и дает возможности для проявления самостоятельности, творчества, развития общественной деятельности. Даже если у ребенка есть какие-то проблемы в школе, то в кружковой работе ему помогут реализовать свой потенциал, что повысит его уверенность. В кружковой работе каждый может найти что-то соответствующее своему вкусу, его способности, даже самые небольшие, найдут достойное воплощение, и ребёнок приобретет статус успешного человека в глазах сверстников, педагога и родителей.

Занятия в кружке по ДПИ, призваны способствовать развитию художественного вкуса как неотъемлемой части материальной и духовной культуры, художественной и творческой деятельности. Художественная деятельность учащихся в классе находит различные выражения при изготовлении разнообразных изделий. А творческое развитие — через знакомство с произведениями декоративного искусства, примерами развития дизайна [13].

Выводы по первой главе

Важным средством по эстетическому воспитанию и формированию активного творческого индивида является народное искусство, которое объединяет в себе устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

Урало-сибирская роспись воплощает в себе миропонимание крестьян их мироощущение, надежды, представления о красоте. В этой росписи с особой силой появилась творческая энергия народа, его способы просто и доступно создавать выразительные образы.

В первом параграфе первой главы мы рассмотрели понятие эстетических чувств и возможности их развития у младших школьников.

Во втором параграфе в первой главы мы рассмотрели историю возникновения и технологию сибирской росписи; как и где зародилась это творчество.

В третьем параграфе первой главы мы изучили как влияют наглядные пособия на развитие эстетических чувств детей младшего школьного возраста.

В четвертом параграфе мы рассмотрели место урало-сибирской росписи в педагогическом процессе начальной школы и его воспитательное значение.

В пятом параграфе первой главы рассмотрен вопрос организации кружковой работы с детьми младшего школьного возраста, её структуру и особенности.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО УРАЛО-СИБИРСКОЙ  РОСПИСИ

2.1. Анализ структуры и содержания учебно-методического комплекта

Учебно-методический комплект «Урало-сибирская роспись» состоит из программы внеурочной деятельности, сборника наглядных пособий и рабочей тетради.

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Структурные компоненты программы: пояснительная записка, учебно-тематическое планирование, содержание изучаемого курса, мониторинговая карта освоения программы внеурочной деятельности, методическое оснащение курса, материально-техническое обеспечение.

Методическое оснащение курса включает в себя сборник наглядных пособий для использования учителем и рабочую тетрадь для использования учащимися.

Сборник наглядных пособий «Урало-сибирская роспись» включает себя два раздела: методические таблицы и творческие работы.

В первом разделе представлены следующие методические таблицы:

  1. C- и S-образные элементы;
  2. Элемент росписи «Змейка»;
  3. Варианты разживки;
  4. Поэтапное выполнение мотивов росписи «Листочек»;
  5. Поэтапное выполнение мотива росписи «Цветок»;
  6. Поэтапное выполнение элемента росписи «Яблоки»;
  7. Поэтапное выполнение мотива росписи «Птица»;
  8. Вариант мотивов росписи «Лев»;
  9. Поэтапное выполнение мотива росписи «Лев»;
  10. Поэтапное выполнение росписи изделия;
  11. Поэтапное выполнение композиции.

Данные материалы помогают решить проблему наглядности на уроках изобразительного искусства и занятиях ДПИ.

Часть методических таблиц является изображением различных элементов, разживки, мотивов росписи. Функция этих таблиц: представление разных вариантов того или иного компонента росписи. Глядя на них, ребенок не ограничивает свое творчество и может изменять компоненты в соответствии своей композиции.

Другая часть представляет собой поэтапное выполнение того или иного мотива Урало-сибирской росписи. Они упрощают педагогический показ педагога и статично отображают каждый этап работы над мотивом.

В рабочей тетради представлены следующие компоненты росписи:

  1. С-образный элемент;
  2. S-образный элемент;
  3. О-образный элемент;
  4. U-образный элемент;
  5. Элемент росписи «Змейка»;
  6. Разживка.

Компоненты расположены в порядке их изучения на занятиях внеурочной деятельности «Урало-сибирская роспись». На пяти страницах представлены красочные и теневые варианты элементов. На странице с разживкой – четыре варианта разживки. На каждой рабочей странице есть пространство для отработки того или иного компонента росписи.

2.2. Диагностический инструментарий выявления эффективности использования учебно-методического комплекта по Урало-сибирской росписи для развития эстетических чувств детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса

На основе статьи кандидата педагогических наук Куриленко А.А. мы разработали критерии, показатели и уровни развитости эстетических чувств младших школьников, приведённые в таблице 1 [10].

Таблица 1. - Критерии, показатели и уровни развитости эстетических чувств детей младшего школьного возраста

Критерии

Показатели

Уровни

Эстетический интерес

Эстетическая потребность.

Направленность на объекты в области прекрасного в окружающем мире.

Высокий: свободно ориентируется в жанрах и направлениях различных видов искусства, способен охарактеризовать их особенности. Выражен интерес к общению с различными видами искусства.

Средний: пробелы в теоретической подготовленности , эстетических и  искусствоведческих познаниях.

Низкий: требует от произведений искусства схожести с действительностью, фактографичности, отчётливого сюжета, развлекательности.

Эстетические суждения

Эстетические вкусы.

Умение оценивать явления искусства и действительность.

Высокий: нравственно ориентированы, собственные суждения о произведениях искусства.

,Средний: нравственно ориентированы с выраженной долей положительных настроений.

Низкий: равнодушное отношение к произведениям искусства, суждения отличаются примитивизмом, употреблением банальных клише, отсутствием индивидуального мнения.

Эстетическая деятельность

Желание творчески преобразовывать мир в соответствии с законами гармонии.

Творческая деятельность.

Высокий: ярко выраженное  стремление изменить окружающую среду в соответствии с собственным эстетическим идеалом, выраженное в творчестве, поведении, общении, манере одеваться.

Средний: осуществляется в зависимости от ситуативного настроения.

Низкий: потребность в эстетической деятельности не сформирована. Поведение, манера одеваться отличаются небрежностью.

Для выявления имеющегося уровня развитости эстетических чувств у детей младшего школьного возраста, нами была подобрана диагностическая методика «Недописанный тезис». Данная диагностическая методика не охватывает в полной мере критерии развитости эстетических чувств у младших школьников, поэтому вместе с ней рекомендуется наблюдение за учащимися и анализ их творческих работ.

Диагностическая методика «Недописанный тезис»

Цель методики: выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре.

Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1. Хорошая жизнь - это ….

2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

3. Мне хорошо, когда вокруг….

4. Мне нравится смотреть на ….

5. Я люблю ходить в ….

6. Мне нравиться на уроках ИЗО….

7. Мне нравится, когда мои работы….

8. Я вижу прекрасное (красивое) в….

Высокий уровень - ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности.

Средний уровень - недостаточно выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности

Низкий уровень - характеристики находятся  на предметном уровне, т.е. знания и интерес не выходят за рамки учебной программы.

Для контрольного этапа апробации мы подобрали диагностическую методику «Художественно-экспрессивный тест». Она также на охватывает в полном объеме критерии развитости эстетических чувств, поэтому вместе с ней рекомендуется анализ их творческих работ учащихся и наблюдение за их поведением.

Диагностическая методика «Художественно-экспрессивный тест»

Цель методики: определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности, уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагаются репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети:

  1. Серов В.А. Девочка с персиками.
  2.  Ренуар О. Читающая девочка.
  3.  Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и ответить на следующие вопросы:

1) «О чем думают эти дети»?

2) «Какие они по характеру»?

3) «Какое у них настроение»?

Высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

Средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

Низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

2.3. Проектирование внедрения учебно-методического комплекта в

образовательный процесс в начальной школе

 Для того чтобы увидеть воздействие на изучаемый психологический процесс необходимо ввести материалы учебно-методического комплекта в образовательном процесс минимум на 8 занятий.

На констатирующем этапе рекомендуем использовать диагностическую методику «Незаконченный тезис», провести анализ творческих работ и наблюдение за учащимися.

По результатам исследование уровня развитости эстетических чувств запланировать работу по развитию данного психологического процесса на формирующем этапе.

Задачи формирующего этапа:

  1. Повышение интереса обучающихся к искусству и народному творчеству;
  2. Развитие умения анализировать творческие работы;
  3. Развитие творческих способностей учащихся.

На формирующем этапе ввести учебно-методический комплект: сборник наглядных пособий, рабочую тетрадь, блок конспектов занятий.

Например, первая тема в программе внеурочно деятельности: «Искусство росписи на Урале, её значение в жизни людей». На данном занятии можно использовать творческие работы из сборника наглядных пособий «Урало-сибирская роспись». На третьем занятии «Элементы росписи» рекомендуем использовать методическую таблицу из сборника наглядных пособий «C- и S-образные элементы» и упражнения из рабочей тетради и т.д.

На контрольном этапе рекомендуем использовать диагностическую методику «Художественно-экспрессивый тест», анализ детских творческих работ и наблюдение за учащимися.

На определенный срок апробации нами была разработана технологическая карта, представленная в таблице 2.

Таблица 2 - Технологическая карта практической деятельности в педагогической апробации

Срок апробации: «06» апреля - «09» мая 2020 г.

Дата

занятия

Тема

 занятия

Задача  занятия по практической части ВКР

Методическое средство практической деятельности на занятии  

Этап

апробации.

Средство выявления показателей апробации

06.04.2020

Искусство росписи на Урале: история и значение в жизни людей

Развитие интереса к художественным традициям своего народа.

Диагностическая методика №1

Целеполагание по технологической карте внеурочной деятельности.

Творческие работы из учебно-методического комплекта.

Констатирующий этап: диагностическая методика №1 «Недописанный тезис» Приложение (А);

наблюдение.

09.04.2020

Композиция, орнамент и цвет в росписи

Развитие интереса к художественным традициям своего народа.

Развитие умения оценивать и высказывать мнение о произведениях искусства.

Творческие работы из учебно-методического комплекта.

Методические таблицы из учебно-методического комплекта.

Задание по технологической карте внеурочной деятельности.

Формирующий:

наблюдение, анализ.

13.04.2020

Элементы росписи, отработка приемов росписи

Развитие интереса к художественным традициям своего народа.

Развитие умения оценивать и высказывать мнение о произведениях искусства.

Развитие способностей творчески преобразовывать мир.

Творческие работы из учебно-методического комплекта.

Методические таблицы из учебно-методического комплекта.

Задание по технологической карте внеурочной деятельности.

Формирующий:

анализ творческих работ;

наблюдение.

16.04.2020

Варианты разживки. Применение

Развитие интереса к художественным традициям

Творческие работы из учебно-методического комплекта.

Методические таблицы из учебно-

Формирующий:

анализ творческих работ;

Продолжение таблицы 2

Дата

занятия

Тема

 занятия

Задача  занятия по практической части ВКР

Методическое средство практической деятельности на занятии  

Этап

апробации.

Средство выявления показателей апробации

приемов росписи

своего народа.

Развитие умения оценивать и высказывать

мнение о произведениях искусства.

Развитие способностей творчески преобразовывать мир.

методического комплекта.

Задание по технологической карте

внеурочной деятельности.

наблюдение.

20.04.2020

Элементы росписи с разживкой. Отработка приемов росписи

Развитие интереса к художественным традициям своего народа.

Развитие умения оценивать и высказывать мнение о произведениях искусства.

Развитие способностей творчески преобразовывать мир.

Творческие работы из учебно-методического комплекта.

Методические таблицы из учебно-методического комплекта.

Задание по технологической карте внеурочной деятельности.

Формирующий:

анализ творческих работ;

наблюдение.

23.04.2020

Выполнение мотива «Листочек»

Развитие интереса к художественным традициям своего народа.

Развитие умения оценивать и высказывать мнение о произведениях искусства.

Развитие способностей творчески преобразовывать

Методические таблицы из учебно-методического комплекта.

Задание по технологической карте внеурочной деятельности.

Формирующий:

анализ творческих работ;

наблюдение.


Продолжение таблицы 2

Дата

занятия

Тема

 занятия

Задача  занятия по практической части ВКР

Методическое средство практической деятельности на занятии  

Этап

апробации.

Средство выявления показателей апробации

мир

27.04.2020

Выполнение мотива «Цветок»

Развитие интереса к художественным традициям своего народа.

Развитие умения оценивать и высказывать мнение о произведениях искусства.

Развитие способностей  творчески преобразовывать мир.

Творческие работы из учебно-методического комплекта.

Методические таблицы из учебно-методического комплекта.

Задание по технологической карте внеурочной деятельности.

Формирующий:

анализ творческих работ;

наблюдение.

29.04.2020

Выставка творческих работ.

Развитие умения оценивать и высказывать мнение о произведениях искусства.

Диагностическая методика №2.

Задание по технологической карте внеурочной деятельности.

Контрольный:

диагностическая методика №2 «Художественно-экспрессивный тест» Приложение (А);

наблюдение.

2.4. Методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекта по Урало-сибирской росписи для развития эстетических чувств детей младшего в начальной школе

На занятиях декоративно-прикладного искусства большое значение имеет наглядность и материал для проведения практического этапа занятия. В курсе внеурочной деятельности такими материалами является сборник наглядных пособий для использования учителем и рабочая тетрадь для использования учащимися.

Сборник наглядных пособий «Урало-сибирская роспись» может быть использован педагогом не только в качестве наглядности на занятии, но и руководством при подготовке и проведении педагогического показа. Каждая из методических таблиц, представленная в сборнике, соответствует содержанию программы внеурочной деятельности «Урало-сибирская роспись».

Для обеспечения эффективности педагогической деятельности, следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Наглядность эффективна только при сопровождении объяснением преподавателя. Именно он направляет внимание детей на тот или иной объект, побуждает на анализ увиденного;
  2. Не стоит перегружать учащихся наглядной информацией. Так на каждый объект не будет уделено должного внимания и со стороны педагога, и со стороны детей. Так при чрезмерном использовании одной и той же методической таблицы, пропадет ее новизна, и, следовательно, внимание учащихся;
  3. На осмысление и усвоение материала с наглядности необходимо время, поэтому представленные методические таблицы стоит оставлять на внимании учащихся минимум на 3-6 минут.

        Применяя сборник наглядности при педагогическом показе, стоит обращать внимание учащихся на тот или иной компонент росписи, после чего показывать его выполнение. При индивидуальной работе с учащимся стоит использовать такой же способ показа.

Разработанная нами рабочая тетрадь – учебное пособие для учащихся, построенное в соответствии с программой внеурочной деятельности «Урало-сибирская роспись». В тетради отсутствуют конкретные задания для выполнения, что не ограничивает педагога и детей при работе с ней.

Тетрадь направлена на первоначальную тренировку компонентов росписи (элементов и разживки). Это означает, что после заполнения листа тетради, стоит перейти на бумагу для гуаши и продолжить отработку компонентов на ней.

Данная тетрадь предназначена для практической работы на занятиях по освоению росписи.

Несмотря на хорошую наполненность сборника наглядных пособий, его можно дополнить новыми методическими таблицами и творческими работами. Например, вариантами выполнения мотивов «Цветок», «Птица». В рабочую тетрадь можно добавить тренировочные задания по поэтапному выполнению таких компонентов росписи, как мотив «Цветок», «Птица», «Лев» и прочее.

Выводы по 2 главе

В первом параграфе второй главы мы провели анализ содержания разработанного нами учебно-методического комплекта: сборника наглядных пособий и рабочей тетради по Урало-сибирской росписи. Так же мы разработали программу внеурочной деятельности, к которой прикрепили 8 конспектов занятий.

Во втором параграфе мы представили критерии, показатели и уровни развитости эстетических чувств детей младшего школьного возраста и диагностический инструментарий выявления эффективности использования учебно-методического комплекта по Урало-сибирской росписи.

В третьем параграфе спроектировали внедрение учебно-методического комплекта по Урало-сибирской росписи в образовательный процесс детей младшего школьного возраста, описав все этапы апробации: констатирующий, формирующий и контрольный.

В четвертом параграфе второй главы представлены методические рекомендации по использованию сборника наглядных пособий по урало-сибирской росписи и рабочей тетради.

В данной главе полностью описаны практические аспекты развития эстетических чувств детей младшего школьного возраста при внедрении в педагогическую практику учебно-методического комплекта «Урало-сибирская роспись».

Данное исследование показало, с помощью каких инструментов и материалов можно реализовать образовательный процесс детей младшего школьного возраста так, чтобы развить эстетические чувства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами было проведено исследование по урало-сибирской росписи. Она представляет большой интерес в современном обществе, является самобытной, гармоничной и несомненно способствует развитию эстетических чувств. Мы познакомились с понятием «эстетические чувства». Эстетические чувства представляют собой специфическое переживание, вызываемое восприятием, и выступают как чувство прекрасного и возвышенного, трагического и комического. Современный учитель в процессе формирования эстетических чувств младшего школьника должен обращаться к чувственной сфере учащихся, их внутреннему миру. Нами была рассмотрена роль наглядности и возможности развития эстетических чувств младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством в кружковой деятельности.

Наглядные методы обучения необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

В ходе исследования мы опирались на работы ученого-исследователя искусства Урала В.А. Барадулина и других.

Нами была запланирована разработка учебно-методического комплекта по Урало-сибирской росписи, включающего в себя программу внеурочной деятельности, сборник наглядных пособий и рабочую тетрадь.

Нам удалось описать практические аспекты развития эстетических чувств у детей младшего школьного возраста с помощью внедрения в педагогический процесс учебно-методического комплекта по урало-сибирской росписи.

Исследование данного вопроса обогатило мои знания об Урало-сибирской росписи, о возможностях развития эстетических чувств детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства, расширила знания о наглядных методах обучения и их роли в изобразительной деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента общего образования от 12 мая 2011 года №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – Текст: электронный. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902321606 (дата обращения 18.03.2020).
  2. Приказ о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва. 2011. – 6 с. – Текст: непосредственный

Монографии, учебники, учебные пособия

Книги одного автора

  1. Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для вузов / В.С. Бадаев. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - Текст : непосредственный.
  2. Барадулин, В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / В. А. Барадулин. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - Текст : непосредственный.
  3. Барадулин, В. А. Уральский букет : Нар. роспись горнозаводского Урала / В. А. Барадулин. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. - Текст : непосредственный.
  4. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей / А. Комарова – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. - Текст : непосредственный.
  5. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву : Технология нар. художеств. промыслов. Учебное пособие для вузов / М. С. Соколова.- Москва : ВЛАДОС, 2002.

Книги трех авторов

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов ; под ред. В. А. Горского. – Москва : Просвещение, 2013. - 111с. – (Стандарты второго поколения) – Текст: непосредственный.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

Статьи из журналов

Один автор

  1. . Байназаров, Р. Т. Воспитательно- образовательное значение кружковой работы школьников.// Современная педагогика. – 2010. - № 3. - С. 37 – 40. - Текст : непосредственный.
  2. Куриленко, А.А. Уровни и критерии сформированности эстетической культуры личности / А.А. Куриленко // Казанский педагогический журнал №2. – 2018. - № 127. – С. 151 – 154. - Текст : непосредственный.
  3. Мотырева, А. Н. Развитие эстетических чувств у младших школьников // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 4 - 8. - Текст : непосредственный.
  4. Сафарова Г.М. Народное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). - Текст: электронный. - URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 05.12.2018)

Два-три автора

  1. Гончарова, Ю. В. Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы / Ю. В. Гончарова, Т. А. Панфилова, С. В. Зиновьева, Т. П. Романюта. // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 157 - 159. – Текст: электронный. - URL: https://moluch.ru/archive/299/67707/

Статьи из трудов, сборников научно-практических конференций, педагогических чтений и т.п.

  1. Елясова Е.В. МОТИВЫ УРАЛЬСКОЙ (НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ) РОСПИСИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. научно-практической конференции № 5(23). - URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 14.02.2019).
  2. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности / Нурутдинова, А. // Иск-во в шк. - 2007. - №1.- С.64-66. - Текст : непосредственный.

Интернет – ресурсы

Статьи с сайтов

  1. Значение народных традиций в воспитании детей. // Творчество. Фантазия. Идея. [сайт]. 2012. - URL: podarkidlyavas.jimdofree.com/2012/12/03/значение-народных-традиций-в-воспитании-детей/ (дата обращения: 24.12.2018)
  2. Изготовление наглядности по предмету как способ самостоятельного приобретения и развития знаний, умений и навыков обучающихся. // Открытый урок. [сайт]. 2010. - URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568550/ (дата обращения: 23.12.2018)
  3. Кружковая работа в школе // Актион Образование. [сайт]. 2018. - URL:https://www.menobr.ru/article/65451-qqq-18-m5-krujkovaya-rabota-v-shkole#tit1 (дата обращения: 23.11.2019)
  4. Наследие: Урало-Сибирская роспись: // LiveJournal. [сайт]. 2017. - URL: https://otevalm.livejournal.com/5837054.html (дата обращения: 17.10.2018)
  5. Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе  эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по  народной живописи. // Социальная сеть работников образования. [сайт]. 2013. - URL: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/12/25/itogovaya-rabota-po-teme-primenenie-naglyadnykh (дата обращения: 25.12.2018)
  6. Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста. // Открытый урок. . [сайт]. 2008. - URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517183/ (дата обращения: 14.12.2018)
  7. УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ: // Арт-гряда. [сайт]. 2015. - URL: artgryada.ru/урало-сибирская-роспись/ (дата обращения 17.10.2018)
  8. Формирование эстетических чувств младших школьников в процессе обучения: // Refleader [сайт]. 2015. URL: http://refleader.ru/jgeujgjgernajge.html (дата обращения: 11.11.2018)