ПК 4.3
материал

Камаева Анастасия Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология группового обучения

Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм обучения.

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам

2. Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

3. Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 – 8 и заключительная часть – 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении работ-практикумов, при отработке навыков разговорной речи, при изучении текстов, копий исторических документов и т. п.

Как начать обучение в малых группах Работа в малых группах может оказаться достаточно сложной для ребят. Потребуется время и терпение для того, чтобы освоить нужные правила и процедуры. Очень хорошо, если предлагая ребятам новую форму работы, учитель объяснит им:

• что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества;

• почему мы (учитель и ученики) его используем;

• почему важно уметь работать в группах;

• что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т. д.);

• как будут ставиться оценки;

• что делать, если не получается договориться с остальными членами группы;

• что будет делать сам учитель.

Учащиеся должны понять, что они:

• в любой момент могут задать вопрос членам своей группы;

• если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами

других групп;

• могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ и все хотят его узнать.

Давая задание группам, учитель должен:

• четко и ясно описать, что предстоит сделать;

• показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;

• рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если учитель сочтет нужным это сделать);

• убедиться, что все ребята его поняли.

Для того чтобы работа в малых группах постепенно приживалась в классе, необходимо:

• начинать с простых заданий, постепенно переходить к более сложным;

• на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата;

• организовывать постоянную практику работы в группах;

• каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах;

• специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки;

• поощрять учеников за помощь друг другу;

• объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока ребята не почувствуют потребность в постоянной работе в группах.

Пример:

«Составление головоломки («ажурная пила»)

1. Учитель подготавливает материал для изучения, который можно разделить на несколько частей. Обратите внимание, в данном случае материал делится на относительно самостоятельные фрагменты (по 2– страницы каждый), а не разрезается случайным образом.

2. В классе формируются несколько учебных групп. В каждой группе столько человек, на сколько частей разделен материал.

3. Фрагменты распределяются между членами группы. Каждому достается только один кусок. Каждый член учебной группы, прочитав свою часть текста, становится экспертом по определенному вопросу.

4. Учитель ставит перед ребятами общее задание: в результате работы все они должны разобраться в изложенной в тексте проблеме.

5. Учащиеся самостоятельно изучают предложенные куски текста.

6. По сигналу учителя ребята, у которых одинаковые тексты, объединяются в экспертные группы. В них они обсуждают текст, размышляют над возникающими и предложенными учителем вопросами, выделяют главное для объяснения товарищам по учебным группам.

7. Снова сигнал учителя, и ребята объединяются в старые учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных ребят с содержанием своего куска.

8. Все вместе ребята обдумывают полученные знания и анализируют.

9. Ораторы докладывают о результатах работы своих групп всему классу.

10. Учитель может попросить любого ученика учебной группы ответить на вопросы по всему материалу.



Предварительный просмотр:

Организация дистанционного обучения

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:

  • возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
  • проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
  • возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
  • обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
  • создание эффективного образовательного пространства;
  • развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  • обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;
  • повышение качества образования в малокомплектных школах;
  • обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
  • возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;
  • обеспечение возможности получения дополнительного образования;
  • возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
  • получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:

  • средства диагностики;
  • планирование результатов обучения;
  • критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
  • набор моделей обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:

Ученик:

  • самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
  • самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

При этом ученик должен:

  • достичь запланированных результатов обучения;
  • изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.

Задачи учителя:

  • организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
  • разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
  • оказание консультационной поддержки.

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.

Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.

Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

  1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.
  2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
  3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
  4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.

В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:

  • система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;
  • разработанный и утвержденный обучающий контент;
  • обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
  • блог либо сайт учителя;
  • сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.

Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:

  • участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);
  • подготовка к экзаменам;
  • участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;
  • осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;
  • организация дополнительного обучения по «интересам».

Педагогические принципы построения дистанционного курса

  1. В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.

В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.

  1. Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.
  2. Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.
  3. Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
  4. Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.

Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:

  • детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
  • обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;
  • обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;
  • постоянная поддержка мотивации ученика;
  • учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.

Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.

Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.

Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:

  • осуществление полноценного развития личности ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в рамках образовательного процесса;
  • организация более эффективного использования учебного времени;
  • повышение качества образования;
  • обеспечение доступности обучения за счет активного использования возможностей открытого самообразования;
  • развитие таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;
  • сохранение и улучшение психического и физического здоровья учеников.

Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.

Для внедрения системы дистанционного обучения требуется применение комплексного подхода. В рамках данного процесса выделяют следующие аспекты:

  1. Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.

Сейчас выделяют два способа:

  • кейс-технология. Для ее использования достаточно, чтобы программные средства, которые устанавливаются на компьютере обучающихся, были в состоянии обработать информацию, предоставляемую образовательным учреждением.
  • интернет-технология. Она предполагает постоянное применение коммуникаций, то есть у обучающегся должен быть постоянный доступ в интернет.
  1. Технологический аспект. В его состав входят две составляющие:
  • технология создания курсов дистанционного образования;
  • технология обучения по системе дистанционного образования.

Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:

  • оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;
  • определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;
  • оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;
  • размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.
  1. Методические аспекты. При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:
  • гибкость, то есть ученики сами выбирают время и продолжительность обучения;
  • модульность;
  • параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;
  • дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и ученика;
  • асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и учеников по удобным для них графикам;
  • охват или массовость. Означает, что количество одновременно обучающихся учеников не является критичным параметром.

В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.

  1. Административный аспект. В процессе организации дистанционного обучения появляется и множество административных вопросов. Например:
  • каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;
  • организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;
  • адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.
  1. Кадровый аспект. Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями. Разумеется, определенные требования предъявляются и к авторам, которые создают курсы.


Математика «Числовые и буквенные выражения»


Задания для дистанционного обучения:

  1. Выполнить № по учебнику 1, 2, 3 на странице 103
  2. Решить тест по ссылке https://testedu.ru/test/matematika/2-klass/bukvennyie-vyirazheniya.html, отправить результат.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов

Физкультурные минутки

«Дети вышли по порядку»

Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, 
(подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, 
(наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. 
(повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. 
(повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. 
(ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. 
(приседание с выпрыгиванием вверх)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. 
(сесть за парту)

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)

 «Раз-два»

Дети выполняют движения по тексту.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Руки дружно разведите
И на пояс опустите.
Шаг на месте - раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру.
Все присядем, скажем: «У!»
Быстро встанем, скажем: «А!»
Нам пора уж за дела.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения

Основоположник - Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог.

В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С.

Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко) и др.

Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организация учебного процесса,

которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры,

где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения,

средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к

жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность

учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в

учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей

возрастные потребности данной категории учеников.

Игра “ Старик Хоттабыч”.

Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.

Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)

Найдите “ лишнее” число.

Выпишите чётные, нечётные числа.

Составьте равенства и неравенства.

Увеличьте числа на2.

Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг
Добрый джин – наш старый друг. 
Кто решит всё без подсказки, 
Тех возьмёт с собою в сказку.

Дидактическая игра: Все наоборот. 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 



Предварительный просмотр:

Коллективный способ обучения

Ученик  является равноправным участником педагогического процесса на принципе сотрудничества. Виталий Кузьмич Дьяченко является одним из основоположников общей дидактики и дидактики коллективного способа обучения в частности.

                

Технология КСО, при которой работа учащихся ведётся в парах сменного состава, предлагает взаимное обучение учащихся.  Существует много методик работы  в парах сменного состава, когда ребята выполняют задание самостоятельно в парах постоянного состава, а затем наступает смена пар между учениками  одного варианта. Работа происходит по карточкам, на которых записаны задачи (примеры или тексты). Использование карточек учащимися в процессе  работы в парах сменного состава - явление сравнительно новое. Решение записывается на обратной стороне карточки или в решебнике.

              При такой организации взаимного обучения учащихся целесообразно сочетаются индивидуальная и парная работа, рационально используется учебное время. Развивается  навык самостоятельной организации собственных действий, направленных на выполнение заданий. Учащиеся обнаруживают данные умения не только во время письменных работ, но и во время выразительного чтения, пересказа текста и рассказывания стихов.

                По каждой методике разработан алгоритм действий учащихся и учителя.Существует очень много методик. Коллективная работа может быть включена в любую часть урока: в начале, в середине или во второй половине учебного занятия. На разных  уроках работу по карточкам можно проводить не только письменно , но и устно. Эти методики предназначены для работы по пройденному материалу с целью закрепления, тренировки или подготовки к зачётам и т. д.

                 Для проведения уроков с применением методик КСО необходима большая подготовительная работа:

     1.  Подготовить ребят.

     2.  Заготовить дидактический материал, изготовить карточки.

     3.  Проверить понимание прочитанного.

         

                     В 1999 году прошла курсы повышения квалификации по теме: "Педагогические технологии  в начальной школе". Решила некоторые методики апробировать на своих уроках с 1 по 4 класс. Начиная с самых первых уроков наряду с повторением изученного, веду целенаправленную работу по подготовке учеников, как к восприятию нового материала, так и к работе в парах сменного состава. Наблюдая за детьми, могу сказать, что эти занятия развивают у школьников самостоятельность, умение общаться с одноклассниками, оказывать помощь. Работа на коллективных учебных занятиях проходит по определённому алгоритму, что также приучает детей к организованности, чёткости и целенаправленности своих действий.

   

Поначалу использовала технологии КСО для повышения техники чтения. Если ребёнок не научился читать и понимать прочитанное, то в среднем звене у него начнутся проблемы, это будет потенциальный «троечник»

 

в)        чтение

 Нормативное чтение в начальной школе не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (По В.Н. Зайцеву)- это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Есть метод позволяющий включить на уроке в процесс активного чтения каждого ученика, вывести большую часть учащихся на уровень оптимального чтения. Методика М.Г. Булановской помогает развить скорость чтения за сравнительно короткое время. Для работы по данной методике необходимо приготовить карточки - тексты по определенной теме или взять произведения одного автора, для более глубокого ознакомления с его творчеством. Число карточек определяется количеством учащихся в классе. Несколько текстов должно быть в запасе, на случай, если нет пары для дальнейшей работы.

              Тексты в карточках по содержанию и по объёму должны соответствовать возрасту учащихся. В карточке можно задавать вопросы для беседы по прочитанному. Примерные общие вопросы  могут быть записаны на доске.

  • О чем этот рассказ (сказка)?
  • Что ты можешь сказать о …?
  • Чему учит этот рассказ (сказка0?

Работа в парах занимает 15 - 20 минут. Перед началом  работы в парах  обговаривается, какой вариант будет передвигаться по классу; повторяется алгоритм работы. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность: самоконтроль и самооценку, самоорганизацию.

                Проверка техники чтения проходит, как в парах сменного состава, так и способом самозамера скорости чтения. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует о прибавке скорости чтения

             Наблюдения показывают, что работа над дополнительными текстами позволяет расширить кругозор учеников о творчестве писателя и познакомить с многообразием тем, сюжетов.

          Мною наработаны  дидактические материалы, я приведу.

Главное развить технику чтения в начальной школе.В начальной школе мы можем позволить себе применять КСО на каждом уроке

 г)      русский язык

                  На уроках русского языка организовываю работу в парах сменного состава с помощью методики взаимных диктантов. На карточках даются предложения или просто слова. В тексты диктантов включаются слова по темам: "Безударные гласные " и т. д.  или слова, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Можно включать вопросы теории. Тексты не должны быть большими. Карточки периодически обновляются.  Карточки выглядят следующим образом: на одной стороне слово с пропущенной буквой на данное правило, а на обратной правильный ответ.

              Работу по карточкам можно проводить не только письменно, но и устно. Взаимодиктанты развивают орфографическую зоркость. Ребята меньше допускают ошибок, учатся правильно говорить, доказывать, учатся оценивать работу друг друга. Можно давать словесную отметку, а можно - в баллах. Над каждым диктантом ученик работает дважды: один раз пишет сам и производит разбор допущенных ошибок, второй раз - диктует, после чего проверяем, как написал товарищ и как он сделал работу над ошибками. Каждый ученик работает то  в роли "ученика", то в роли "учителя". Для того, чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, работать над ошибками, оценивать, учитель вначале вызывает учеников и показывает всю процедуру взаимных диктантов перед классом. Очень важно, чтобы учитель первое время сам работал в парах сменного состава, выполняя все то, что требуется от ученика.

      Как и на уроке чтения, учитель имеет возможность непосредственно включиться в работу, проверить объективность само - и взаимопроверки.

     Младшие школьники воспринимают такие занятия как увлекательную игру и работают на таких уроках с большей отдачей. Кроме того, коллективная форма работы (пары сменного состава) позволяет каждому ученику проявить себя, учит общаться, видеть друг в друге надёжного товарища, укрепляет познавательную активность и интерес. Чем больше и лучше ученик обучает других, тем больше и лучше он знает сам.

 д)     математика

             Название методики «Взаимообмен заданиями» достаточно точно отражает суть работы пары:»взаимообмен» - значит, каждый партнёр нечто знает, и они передают информацию друг другу. Эту методику разработал Манук Ашотович Мкртчян. Выбирается небольшая тема или подтема. Весь её материал разбивается на части, каждая часть оформляется на карточку. Набор карточек – это блок заданий на данную тему. Задание содержит однотипные примеры на данную тему. Это образец задания, которое ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать его и научиться объяснять товарищу. Партнёр может проверять правильность ответа и ход решения. Всё это  записывается на оборотной стороне карточки. Продолжительность одноразовой работы, как минимум 2 урока, а в целом зависит от решаемой дидактической задачи и поставленной цели.

        На уроках математики использую  тренаж, взаимообмен заданиями, задания с решебником. Мною наработаны дидактические материалы: тренажные карточки для устного счета,

                    для взаимообмена заданиями,

                    задания с решебником,

                         Результаты.

       Все результаты отслеживаются в порядке проработки какой - либо темы. Результаты показывают следующее:  у учащихся улучшается техника чтения, почти все учащиеся  справляются с нормами по техники чтения, у детей развивается речь, навыки общения, повышается познавательная активность и интерес к учебе. Ребята работают на таких уроках с большей отдачей. Чем больше и лучше ученик обучает других, тем больше и лучше он знает сам.

               На уроках русского языка ребята допускают меньше ошибок при письме.

               На уроках математики вычислительные навыки довожу до автоматизма. Ребята быстро  и правильно считают.

              В нашей  школе 8 классов в начальной школе, из них 4 класса занимаются по программе "2100", где дети более подготовленные приходят в школу. Когда я столкнулась с тем, что все ребята моего класса пришли в школу совсем не подготовленными, много детей из неблагополучных семей. Я начала постепенно приучать детей работать сначала в парах постоянного состава, затем в парах сменного состава. На уроках с применением КСО практически не бывает отрицательных отметок, потому что каждый ученик  работает.

            В качестве подтверждения привожу небольшой анализ результатов, где сравнила два слабых класса.  В этих классах  много ребят их неблагополучных семей, которые почти не занимаются дома, следовательно, получают знания только на уроке.

            В своём слабом классе я часто на всех уроках применяю различные методики коллективного  способа обучения.

           Проанализируем процент качества знаний по основным предметам.

     Я считаю, что использование на уроках методик КСО значительно улучшает процесс образования в целом, даёт возможность ребёнку проявить себя  в соответствии со своими способностями: ученик выбирает свой темп, интуитивно учитывая свои индивидуальные, психофизиологические особенности, что положительно влияет на самооценку детей и повышает мотивацию к обучению.

                  При  работе в паре и усвоении одной и той же темы ученики выполняют разные виды деятельности, которые способствуют глубокому и прочному усвоению учебного материала и направлены на раскрытие творческих способностей, умений слушать, осознанно читать текст, объяснять, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них; обучать товарища, получать и перерабатывать информацию. Учащиеся раскрепощены в общении друг с другом; в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения: формируются педагогические  умения и навыки. Возрастает активность , интерес к знаниям, увлечённость, ответственность за выполняемую работу,

 рациональное использование своего времени на уроке.

     Учитель может работать с каждым учеником (отстающим или преуспевающим), что позволяет значительно улучшить качество приобретаемых знаний  и умений за счёт индивидуального подхода к ребёнку.

    В школе регулярно делюсь опытом работы, т.к. мною наработаны дидактические материалы по всем предметам. Методики КСО применяю на разных этапах урока. Это требует большой подготовительной работы: тщательно продумать урок, подготовить карточки.

Многие учителя считают, что КСО невозможно применять на каждом уроке. Мой опыт показал, что это возможно, необходимо, мало того даёт результат. Не все дети становятся хорошистами и отличниками, но они развиваются, чувствуют себя комфортно, видят свой собственный рост.



Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология отвечает на вопрос: «Как учить?» и позволяет заменить урок-объяснение нового материала уроком открытия знаний.

В словосочетании «проблемный диалог», по словам Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различается два вида диалога:

1. Побуждающий (так называемый «бульдозер»: в ходе этого диалога легко сбиться с курса и попасть не туда, этот диалог позволяет повторить этапы научного творчества);

2. Подводящий («локомотив»: медленно, но верно доставит к пункту назначения).

Эти два диалога устроены по-разному, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. Такой диалог выстраивается от проблемной ситуации, которая обязательна.

Подводящий диалог - это система посильных для учеников вопросов и заданий, он задействует и развивает логическое мышление школьников. Этот диалог не требует создания проблемной ситуации, представляет систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые приводят к формулированию темы урока. Вопросы могут быть репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу и т.п.); мыслительные (на сравнение, обобщение; это не анализ!), но все звенья опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет сформулировать тему урока. При подводящем диалоге меньшая вероятность появления ошибочных ответов. Если ошибка появляется, необходима принимающая реакция учителя: «Хорошо. А кто думает иначе?». Эти вопросы имитируют творческий процесс.

В технологии используются следующие приёмы создания проблемной ситуации (создать проблемную ситуацию - это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения):

  1. Проблемная ситуация создаётся при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
  2. Ситуация создаётся вопросом или практическим заданием на новый материал.
  3. Предлагается противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.
  4. Предлагается противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, так как оно не сходно с предыдущим.
  5. Система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильная для ученика. Последний вопрос должен содержать обобщение, которое позволит сформулировать тему урока.
  6. Мотивирующий приём: готовая или интригующая информация (приём «яркое пятно») или приём «актуальность». В некоторых случаях оба приёма можно использовать одновременно. «Ярким пятном» может быть мультфильм, отрывок из фильма, фотография, отрывок из литературного произведения, документа и т.д.

Примеры проблемных ситуаций:

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 (он самый простой): учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими - самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 (наиболее простой): ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Все приёмы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала, разница – в характере учебной деятельности.

При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему.

Проблемный диалог состоит из двух этапов: 1) этап постановки проблемы; 2) этап поиска решения. Рассмотрим эти этапы в двух видах диалога:

Побуждающий диалог

Подводящий диалог

Этап постановки проблемы:

Учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие;

специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему

Этап постановки проблемы:

Учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока

Этап поиска решения:

Учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок

Этап поиска решения:

Учитель выстраивать логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие без ошибок, «царственной дорогой»

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивая интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация учеников позволяет учителю организовать поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим учитель обеспечивает открытие знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала: нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично сам.

На традиционном уроке постановка проблемы сводится к сообщению темы, что не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения на традиционном уроке сводится к сообщению знания, объясняется материал, это не гарантирует понимание материала большинством класса.

Таким образом, традиционный урок – это урок учительского монолога: учитель говорит – ученик молчит.

Проблемно-диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном учителем диалоге: слово учителю- слово ученику.

Понятно, что центральную часть проблемно-диалогической технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется побуждающему диалогу как наиболее сложному методу в работе учителя. Побуждающий диалог эффективен в классе, учащиеся которого обладают высоким уровнем обучаемости, в классах со средним и низким уровнем обучаемости приемлем, на мой взгляд, подводящий диалог.

На уроке используются не только методы и приёмы, но ещё и формы и средства обучения.

Формы обучения:

-групповая;

-парная;

-фронтальная.

Традиционный урок всегда фронтален: нет необходимости разбивать класс на группы, для того чтобы объявить тему урока и объяснить материал.

Проблемно-диалогические методы дают возможности варьирования форм обучения: к примеру, проблемная ситуация со столкновением мнений – в групповой работе; практические задания – фронтальная работа.

Средства обучения:

-учебник;

-ТСО;

- Опорные сигналы.

На традиционном уроке создание опорного сигнала не обязательно, если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает ученикам запоминание нового материала.

На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно.

Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума, возможного для него. На мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании и реализации ФГОСов.

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.



Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Разноуровневое обучение -- это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание (тематика) едина для всех уровней.

Сущность технологии

1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующим:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2.Последовательное освоение и сдача уровней.

3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

Технология разноуровнего (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне.

Пример технологии разноуровневого обучения

1 уровень - прочитай выразительно прямую речь

2 уровень - прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения

3 уровень - подготовь сценарий данного текста.

Дифференциация может быть организована и по другому принципу - по объёму:

1 уровень: прочитай и перескажи первую часть близко к тексту

2 уровень: прочитай и перескажи подробно весь текст

3 уровень: прочитай весь текст и перескажи кратко.

Дифференциация может быть организована и по уровню творчества.

1 уровень: подбери рифмы: небеса-..., иней-..., снежок-....

2 уровень: придумай двустишие по рифмам: ковром – серебром, бело - замело

3 уровень: придумай стихотворение на тему «Зима»