ПК 4.3.
материал

Гайнитдинова Юлия Миндибаевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология С.Н. Лысенковой

«Опережающее обучение»

Согласно теории С. Н. Лысенковой, основами опережающего обучения являются с одной стороны комментируемое управление, как возможность

налаживания обратной связи учитель – ученик, экономии времени на уроке,

воспитание самостоятельности, внимание, умение сосредотачиваться, с другой стороны – опоры и опорные схемы, позволяющие включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

Рассмотрим подробнее технологию опережающего обучения.

Концептуальные положения ее технологии:

– личностный подход в педагогике сотрудничества;

– успех - главное условие развития детей в обучении;

– комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

– предупреждение ошибок, а не работа над ними;

– последовательность, системность содержания учебного материала;

– дифференциация, доступность задания для каждого;

– к полной самостоятельности - постепенно;

– через знающего ученика учить незнающего.

Основными целями методики являются:

- усвоение знаний, умений и навыков; ориентир на стандарты.

- успешное обучение всех учеников.

Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:

- комментируемое управление учением

- опорные схемы

- перспективная подготовка учащихся

Фронтальная и индивидуальная формы работы


Сегодня мы продолжим работу с глаголами. Мы будем учиться распознавать глаголы среди однокоренных слов.

-Какие слова называются однокоренными?

-Я прочитаю группы слов. Вы запишите только глаголы.

Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы.

1 Зелёный, зелень, зазеленели, зелёнка.

2 Проталина, растаял, растаявший.

3 Свист, свистеть, свисток, свистящий.

4 Цветы, цветной, зацветать, цветочек.

5 Голубизна, голубеть, голубенький.

6 Лётный, перелёт, прилетели, лётчик.

-Докажите, что это глагол?

Назовите слово по слогам, как вы его запишите

Слова у которых один корень

1. Зазеленели

2. растаял

3. свистеть

4. зацветать

5. голубеть

6. прилетели

обозначают действия, отвечают на вопросы что делать?

что сделать?




Предварительный просмотр:

Проектная технология

Проектная деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования в любой школе. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует по подготовке учащегося к исследовательской, поисковой, проектной деятельности.

Главными целями введения проектной технологии в начальной школе являются:

1) развитие интереса к предмету;

2) приобретение исследовательского опыта;

3) развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в классе, на большую аудиторию;

4) развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

5) получение дополнительных знаний по теме;

6) развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Проект - уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели.

Исходя из определения понятия «проект», проектная задача - это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения, результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования, с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Технология проектной деятельности совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направления на достижение общего результата деятельности.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком, затем сдвоенными уроками или одной-двумя неделями и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские;

- социального взаимодействия;

- оценочные;

- информационные;

- презентационные;

- рефлексивные.

Однозначных требований к условиям организации проетной деятельности нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;

- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, план работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

В проектной деятельности младших школьников выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т. д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Типы проектов отличаются разнообразием.

1. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка.

2. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

3. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группы. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

4. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

5. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

6. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые (приключенческие), практико-ориентированные.

Остановимся подробно на отдельных видах проектов по доминирующему методу.

Исследовательские проекты

Это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследование.

Информационные проекты

Целью данных проектов является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, фильма, программы концерта.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность).

По доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное).

По форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

По продолжительности:

Краткосрочные проекты. Они направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных уроках, в рамках совместной с взрослыми или самостоятельной детской деятельности.

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки принцесса на горошине).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, «Читайте – это интересно!).