ПК 4.3.
материал

Карпова Анастасия Вячеславовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективный способ обучения

(А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

А.Г.Ривин и В.К.Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.

По типу управления: «репетитор» + система малых групп.

По организационным формам: альтернативная классно-урочной, КСО.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему        методу:         диалогическая,         объяснительно-

иллюстративная.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

•        Усвоение ЗУН.

•        Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).

•        Создание интернациональной трудовой школы.

Концептуальные положения

КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар. Принципы:

завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;

-  непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;

-  сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

-  разнообразия тем и заданий (разделения труда);

-  разноуровневое (разновозрастное) участников педагогического процесса;

-  обучения по способностям индивида;

-  педагогизации деятельности каждого участника.

Особенности методики

Методика поабзацной проработки текста (А.Г.Ривин). Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.

Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).

С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технология дебатов на уроках русского языка

  1.  Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.

Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.

Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями

  1.   Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону.

Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения ( «Причастие и деепричастие – самостоятельные части речи» )

  1. 1 команда доказывает справедливость тезиса, 2 опровергает справедливость тезиса

Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Обычно дебаты проводятся среди  учащихся старшего школьного возраста (9-11 классы.

4. Определенные правила

а) наличие противоположных точек зрения;

б) наличие ведущего, организующего дискуссионное общение

в) возможно участие третьей стороны: экспертов, наблюдателей, участников, которым предстоит сделать свой выбор, встать на чью-то сторону по окончании дебатов.

5. РОЛЬ ВЕДУЩЕГО

  • Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего.
  • Ведущий вызывает у участников дебатов желание выступать, доказывать свою точку зрения, убеждать.
  • Ведущий поддерживает контакт с участниками дебатов, обращает их внимание на соблюдение основных правил для спорящих.
  • Особенно важно подчеркнуть, что именно ведущий направляет спор в нужное русло, не дает участникам отклониться от темы, осуществляет переход к следующей теме.

6. НАЧАЛО ДЕБАТОВ

ВЕДУЩИЙ

  • раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников обсуждения;
  • представляет участников дебатов, создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы;
  • информирует о регламенте.

7.  

  • 8. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументов, поддержек и доказательств, с помощью которых пытается убедить судью в своей правоте.
  • Каждому участнику предоставляется возможность отвечать на перекрестные вопросы оппонента.
  • Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, составляющая из нечетного числа судей. По ходу игры заполняется судейский протокол, в котором фиксируются все аргументы и контраргументы команд, а по окончании дебатов – победа одной из команд.

9. Заключительная часть

  • Ведущий подводит итоги дебатов: сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов; благодарит за участие, предоставляет слово экспертам или независимым наблюдателям, которые должны были определить собственную позицию на основе услышанных мнений.

10 . Образовательная технология «Дебаты» может быть очень эффективно использована в учебном процессе

  • состязательность стимулирует творческую, поисковую деятельность учеников, тщательную проработку изучаемого материала, дебаты развивают у их участников навыки, необходимые для общения; при помощи дебатов вырабатывается критическое мышление.

11. Какие умения развивают  «Дебаты»?

  • В первую очередь, эта игра развивает интерес к чтению, связанный с необходимостью находить нужную информацию по теме игры. Готовясь к игре, ребятам нужно прочитать различные газетные и журнальные статьи, а зачастую целые книги для того, чтобы дать компетентный ответ на тот или иной вопрос.
  • Во-вторых, учащиеся учатся говорить в монологической и диалогической форме, при этом внимательно слушая собеседника и одновременно анализируя его высказывание.
  • В-третьих, игра формирует ответственность учащихся за культуру своего речевого высказывания, так как ребята работают в команде, где каждый отвечает за участие в игре другого человека.
  • В-четвертых, игра учит учащихся работать на время, учит собранности и обязательности. В определенном смысле, игра помогает преодолеть боязнь говорения, страх, неумение общаться.
  • В-пятых, дебатное общение развивает исследовательские умения учащихся и нестандартность их мышления. Чем раньше ребята начнут принимать участие в игре, тем быстрее это скажется в их учебных умениях. Они станут лучше и ответственнее подходить к решению творческих заданий.

ДЕБАТЫ ОРГАНИЧНЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА,причем не только по риторике или развитию речи. Они могут эффективно использоваться на любом этапе систематизации знаний. Поскольку дебаты – это групповая форма работы, распределение по командам может проводиться так же, как и распределение по группам.



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Теоретические положения. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.


Фрагмент урока русского языка в 3-м классе по теме «Число глаголов» УМК «Школа России»

Прочитайте слова.

(Плывёт, читают, звенит, играют.)

— Чем они похожи? (Это глаголы)

— Разделите слова на две группы. ( 1) Плывёт, звенит; 2) читают, играют)

— По какому признаку вы разделили слова?  (В первой группе глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов)

-Как можно по-другому назвать, когда глагол обозначает действие одного предмета? А когда нескольких?  (-Единственное и множественное число)


Предварительный просмотр: