П.К.4.3.
учебно-методический материал

Ларионова Наталья Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:        
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;        
- подводящий к теме диалог;        
- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Педагогические действия:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

Технология проблемно-диалогического обучения является:

- результативной;

- здоровьесберегающей;

- носит общепедагогический характер.

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Окружающий мир «Школа России». (2 класс)

Тема: Московский Кремль

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Нагляд.: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная работа

Для того чтобы узнать про что мы с вами сегодня будем разговаривать на уроке, вам нужно отгадать про какую достопримечательность ведется речь на слайде.

1. В древние времена это место было крепостью.

2. Это место символ нашей Родины.

3. Там работает В.В. Путин.

Скажите, о какой достопримечательности мы сегодня будем разговаривать?

Правильно!

Выполняют требования учителя.

О Московском Кремле.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Л.: смыслообразование

Русский язык «Школа России». (2 класс)

Тема: Предлог как часть речи

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: учебный диалог

Практич.: письменное задание с классификацией

Нагляд.: учебная презентация 

5 мин.

Минутка чистописания

Откройте ваши тетради. Отступите от предыдущей записи 2 рабочей строки и запишите число и классная работа

Обратите внимание на слайд.

Перед вами слова. Ваша задача распределить их в три столбика. В первый столбик имена существительные, во второй столбик имена прилагательные, в третий столбик глаголы.

Приступайте!

Закончили!

Стол, горячий, у, идут, о, грустные, без, говорит, луна, в, светлое, с, глухие, из.

Давайте проверим, какие слова у вас получились в первом столбике?

Какие слова во втором столбике?

Какие слова в третьем столбике?

Какие слова вы не отнесли ни в какой столбик?

Ребята, скажите, а что это у нас осталось?

Выполняют требования учителя.

Распределяют сами слова в столбики.

Стол, луна.

Горячий, грустные, светлое, глухие.

Идут, говорит.

У, о, без, в, с, из.

Предлоги.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

III. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

2 мин.

Исходя из нашей работы, сформулируйте тему нашего урока.

Какие цели мы поставим перед собой на наш урок?

Формулируют тему и цели урока.

«Предлог как часть речи»

Узнать, что такое предлог.

Научиться находить предлоги и правильно их писать с другими частями речи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: принятие и сохранение учебной задачи



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, становится возможным получение образования дистанционным путём. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой такие технологии, которые используются вместе с информационными и телекоммуникационными технологиями, при частично, или полностью опосредованном взаимодействии, то есть взаимодействии на расстоянии, ученика и учителя. Применение таких технологий позволяет сделать процесс образования более продуктивным.

Дистанционные образовательные технологии позволяют обучающимся дополнить свои знания, ведь за время урока педагогу зачастую не удается рассмотреть весь материал по теме. В таком случае дистанционные образовательные технологии становятся своеобразными помощниками младшим школьникам, которые позволяют проверить домашнее задание, использовать обучающее тестирование, обсудить пройденный материал на форуме, и т.д. ДОТ позволяют гораздо успешнее «восполнить пробелы», если школьнику по какой-либо причине пришлось пропустить урок. К таким причинам относятся:

- болезнь ребёнка;

- обострение хронических заболеваний;

- инвалидность, связанная с ограниченными возможностями передвижения.

На сегодняшний день имеется тенденция увеличения детей, не посещающих

школьные занятия по состоянию здоровья, поэтому всё острее становится вопрос индивидуализации обучения таких детей. Дистанционное образование решает данную задачу.

Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе которого лежит образовательное взаимодействие удалённых друг от друга педагогов и школьников с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий, а также ресурсов сети Интернет. Такое обучение включает в себя все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное образование имеет следующие преимущества:

1. Доступность данного вида образования, независимо от географического и

временного положения обучающегося.

2. Свобода и гибкость в выборе курса обучения, планирования времени, места и продолжительности занятий.

3. Мобильность. Дистанционное образование обеспечивает эффективное

взаимодействие ученика и учителя, что является одним из основных условий

успешности обучения.

4. Технологичность, которая предполагает обязательное использование

современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе осуществления образовательной деятельности;

5. Социальное равноправие для любой категории обучающихся.

6. Творческий подход к процессу образования как со стороны обучающего, так и со стороны обучающегося.

Следует отметить, что с помощью дистанционного обучения для ребёнка открываются новые возможности, расширяются его и информационное пространство,  и информационная сфера, развивается творческая и поисковая деятельность. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. Со временем видов интерактивных  методов коммуникации становится все больше, поэтому можно со всей уверенностью ожидать достаточного прогресса этого способа обучения. Кроме того, в настоящее время проводится достаточно большое количество исследований в данной области, с целью устранения недостатков, а также достижения более высокого уровня эффективности дистанционного обучения в начальной школе.

Следует отметить, что дистанционное обучение в начальной школе, в силу своей новизны и недостаточно большого опыта применения на практике, имеет и некоторые недостатки.

Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая собой определённую степень ответственности и самомотивации. Данная проблема является достаточно сложным и весомым

препятствием для получения дистанционного образования многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством контроля со стороны родителей.

Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям граждан.

Дистанционное образование в начальной школе является достаточно нестандартным способом образования, что во многом также является отрицательной его стороной, так как зачастую вызывает соответствующие трудности у младших школьников. Для эффективного осуществления дистанционного обучения, обучающемуся необходимо владеть такими навыками, как постановка цели, самостоятельное планирование своей работы, умение выделять главное, умение оценивать результаты и отслеживать их, что представляется невозможным в рамках начальной ступени образования, в силу возрастных особенностей младших школьников. Данные условия предполагают наличие наставника, который будет оказывать постоянную помощь ребёнку, обучая его базовым способам учебной работы, и сопровождая индивидуальный образовательный маршрут. В качестве наставника не обязательно должен быть педагог, в данной роли может выступать и родитель.

В рамках рассматриваемой темы, нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших временных затрат, особенно тщательной подготовки, и личной заинтересованности.

Таким образом, дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования, которое имеет множество преимуществ перед современной системой образования. В то же время, в настоящее время имеются и отрицательные его стороны. Особенно они касаются образования в начальной школе. Однако нами отмечена перспективность развития и прогрессирования дистанционного образования.


Предварительный просмотр: