ПК 4.5
материал

Смирнова Дарья Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект лук53.29 КБ
Файл проект малая родина38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей № 148 города Челябинска»

454004, г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, д. 8, тел. +7(351)724-13-15, e-mail: mail @148chel.ru

Проект

Тема: "Выращивание лука на перо в комнатных условиях"

Челябинск, 2020

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….1-2

Основная часть…………………………………………………………….....2-11

Глава 1. Лук – наш зелёный друг……………………………………………2-11

  1.  Из истории  лука………………………………………………………..2-3
  2.  Лечебные свойства лука………………………………………………….3
  3.  Условия выращивания лука……………………………………………3-4
  4. Практическая работа……………………………………………………4-8
  5. Анкетирование учащихся 1- 4-х классов……………………………..8-11

Глава 2. Методика проведения опытов  и результаты исследований…….11-12

2.1. Определение сроков прорастания луковиц в воде и почве…. ……………11

      2.2Заключение…………………………………………………………………11-12

      2.3. Перспективы дальнейшей работы…………………………………………..12

      Приложения …………………………………………………………………...13-21

     Библиографический список………………………………………………………22

Введение

Актуальность

Современный аптечный рынок наполнен многими разнообразными витаминами, но все они очень дороги, и не каждый  житель нашей страны может позволить себе их купить. А вот витамины нашему организму обязательно нужны, и проблему такую вполне можно решить, используя более выгодный и дешевый способ, например, вырастить витамины у себя на подоконнике, и употреблять их зимой, это – выращивание лука на перо. К тому же лук, это не только витамин, нужный нашему организму, но и хороший защитник от простуды.

Гипотеза

Предполагаем, что если определить наиболее выгодный способ посадки лука на зелень в домашних условиях, то и  урожай будет больше и качественнее.

Проблема:    как вырастить лук на перо в комнатных условиях.

Цель: создание условий для выращивания лука в зимнее время в домашних условиях.

Задачи: изучить способы выращивания лука на перо в домашних условиях;

расширить знания обучающихся об овощной культуре и её значении в  жизни человека;                      

  привить любовь к сельскохозяйственному труду.

Для решения нашей проблемы мы с нашей учительницей составили программу действий:

1.Помещение одной луковицы в баночку с водой и пяти луковиц в ящичек с почвой;

2.Уход за растениями. Наблюдение за количеством воды в баночке, за ростом  луковых перьев в воде и почве, запись в дневнике наблюдений развития, роста луковиц  по дням.

3.Сбор информации о выращивании и пользе лука.

4.Оформление проекта.

5. Конечный результат: обобщить опыт работы и выступить перед одноклассниками.  Презентация проекта.

Основная часть

Глава I. Лук – наш зелёный друг.

  1. Из истории лука

   Лук – это одно из самых очень древних и популярных овощных растений.

   Его выращивают очень давно. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет.

   Родина лука -  это Азия. В горах слой земли неглубокий, поэтому корешки у него короткие, слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки они проникают в любую щелку между камней, где найдётся земля, и начинают расти.

У нас в России лук  широко стал приживаться очень давно. Из источников Интернета мы узнали, что даже в самой бедной семье суп не варили без луковицы. Луковица была приправой и защитницей от разных простудных заболеваний. Это считалось здоровой и полезной пищей.

В луке много витамина С, особенно много его в листьях, в них его в 3 раза больше, чем в самой луковице.

   Наши предки говорили: «Лук – от семи недуг». Лук обладает высокими питательными и вкусовыми достоинствами. Он содержит белки, сахар, витамин С, которые легко усваиваются, улучшают аппетит и способствуют пищеварению. Особенно полезен зеленый лук зимой и ранней весной, в период простудных заболеваний, когда мало продуктов, содержащих витамины. Мы узнали, что луковый сок помогает от ангины. Лук является хорошим противоядием. Издавна человеку, укушенному бешеной собакой, рекомендовалось пить больше лукового сока. Если вас укусила пчела или скорпион, то наложите на укушенное место кашицу из протертого лука, она нейтрализует яд.

  1. Лечебные свойства лука

Из разных источников я узнал, что в осенне-зимний период для повышения сопротивляемости инфекциям следует вводить в рацион питания свежий лук. В луковицах содержится 17 элементов, в том числе минеральные соли, калий, сера, натрий, фосфор и другие вещества, необходимые для нормального развития и повышения трудоспособности человека. Среди пищевых продуктов, необходимых для нормального питания человека, овощи занимают одно из первых мест. Особенно богаты овощи витаминами «С» и «А». Витамина «С» много в перце горьком и сладком, петрушке, зелёном луке, укропе.

Кроме того, по данным Института питания Академии медицинских наук я узнал, что человеку в год нужно потреблять не менее  8 кг лука. Далее, доказано, что растирание свежим луковым соком ослабляет боль ушибов, смягчает опухоли. Им лечат воспаление тонкого кишечника, готовят капли в нос при насморке. Сок лука  укрепляет волосы. А печеными луковицами лечат фурункулы и нарывы. Известно ещё и то, что лук обладает сильными бактерицидными свойствами, которые задерживают развитие вредных для человека микроорганизмов (дизентерийные, парахолерные микробы и др.). Кроме этого существует множество рецептов, где лук при смешивании с другими продуктами применяют от кашля. Некоторые я нашёл в источниках Интернет.

см. Приложение 1

  1. Условия выращивания лука

Лук – светолюбивое и влаголюбивое растение. Для его выращивания в домашних условиях необходимо создать благоприятные условия, главные из которых – свет, тепло и влага. Свет дает растению ту энергию, с помощью которой оно усваивает, то есть переваривает минеральные соли. Без достаточного освещения удобрительные поливы и опрыскивания не только не принесут пользы, но даже могут пойти во вред растению.

  1. Практическая работа

Как вырастить лук на подоконнике?

Какие условия наиболее подходят для выращивания лука на перо?

Этому и посвящено наше исследование.

Я решил определить необходимые условия и способы выращивания лука на перо в воде и почве,  и провести наблюдения за ростом зеленого лука при одинаковом поливе, освещении и температуре.

В ходе работы я использовал такие методы, как исследование, наблюдение, опыты.

Остановился на следующих объектах:

а) выращивание в пластиковой посуде (грунт — удобренная почва);

б) выгонка зелени в воде.

см. Приложение 2

Для проведения эксперимента были подготовлены луковицы примерно одинаковой величины.)

Наблюдения и замеры велись постоянно и записывались в таблицу.

см. Рис 1.

29 октября, выбрав  луковицы, примерно одинаковые по размеру, я  посадил одну луковицу в баночку с водой комнатной температуры, а пять других луковиц посадил в пластиковую посуду в удобренную почву. Моей работой заинтересовались мои одноклассники, некоторые из них помогали мне, особенно мой друг Галуничев Матвей.  После посадки, я поставил  лук  на столик возле окна в классе, в этом месте есть  и тепло от батареи, и свет, а полив и рыхление почвы в ящике я обеспечил  лучку сам, далее  стал вести наблюдение и записывать в таблицу рост лука по дням, в результате получилась такая таблица:

Из неё видно как рос лук в воде и почве, насколько быстро он рос в воде, чем в почве.

Дата

Лук в воде – росток замеры

Лук в почве – росток

замеры

2.11.14.

Появились корни

Без изменений

10.11.14.

Корни в воде стали длиннее и начал появляться зеленый лучок

Без изменений

11.11.14.

Появились первые перья лука - 5см

Без изменений

14.11.14.

9см

Без изменений

17.11.14.

14см

Перья стали быстро расти

Появились корни, которые сплелись по всему дну посуды

20.11.14.

17см

Без изменений

23.11.14.

23см

1 луковица – 5см

26.11.14.

27см

1 луковица – 7см

1.1.2.14

30см

1 луковица – 10см

2 луковица – 2см

4.12.14.

32см

1 луковица – 12см

2 луковица – 5см

8.12.14.

35см

1 луковица – 14см

2 луковица – 8см

3 луковица – 2см

12.12.14.

37см

1 луковица – 17см

2 луковица – 11см

3 луковица – 6см

16.12.14.

39см

1 луковица – 21см

2 луковица – 15см

3 луковица – 10см

4 луковица – 3см

20.12.14.

             42см

Первую луковицу отнесли в школьную столовую для приготовления салата

1 луковица – 25см

2 луковица – 17см

3 луковица – 13см

4 луковица – 6см

24.12.14.

    Посадили новую луковицу в воду, продолжили ухаживание и наблюдение

1 луковица – 30см

2 луковица – 21см

3 луковица – 17см

4 луковица – 12см

28.12.14.

Луковицы в воде стали выпускать корни

1 луковица – 33см

2 луковица – 25см

3 луковица – 22см

4 луковица – 17см

5.01.15.

Корни продолжали расти

1 луковица – 36см

2 луковица – 28см

3 луковица – 27см

4 луковица – 23см

9.01.15.

Стали появляться зелёные перья лука

1 луковица – 40см

2 луковица – 33см

3 луковица – 32см

4 луковица – 28см

14.01.15.

Перья лука выросли более 5см

1 луковица – 43см

2 луковица – 39см

3 луковица – 37см

4 луковица – 33см

      5 луковица – 2см

20.01.15.

Перья лука – 8см

1 луковица – 45см

2 луковица – 42см

3 луковица – 40см

4 луковица – 36см

      5 луковица – 6см

28.01.15.

Перья лука – 12см

1 луковица – 47см

2 луковица – 45см

3 луковица – 43см

4 луковица – 38см

      5 луковица – 12см

Рис 1.

см. Приложение 3

Наблюдая за ростом луковых перьев и записывая свои наблюдения, я получил следующую картину:

Через 3 дня после посадки у луковицы, которая росла в воде стали появляться корни, до 10 ноября у луковицы в воде росли только корни – они стали крепкие и длинные, сплетаясь между собой, и чуть - чуть стали выглядывать зелёные перья лука. За 1 день перья выросли до 5 см, делая замеры 14 ноября мы увидели, что лучок в воде стремительно растёт, его зелёные перья достигли – 14см. 15 ноября, мы рыхлили почву среди пяти луковиц, и заметили, что на дне ящичка растут корни луковиц, которые сплелись между собой по всему дну ящика. Перья луковицы, которая росла в воде, продолжали стремительно расти вверх, к 23 ноября они достигали 23см, а в почве у одной луковицы появилось зелёное пёрышко. 26 ноября замеры лука показали следующие данные: перо в воде – 27см, а в почве у одной луковицы -  7см. с 1 декабря стали появляться луковые перья ещё у двух луковиц, посаженых в земле. Далее мы стали проводить замеры лука через каждые 4 дня. На 4 декабря перо лука в воде составляло – 32см, в почве у одной луковицы – 12см, у второй – 5см.

 12 декабря появились зелёные перья у третьей луковицы, посаженной в почве, у прежних луковиц перо увеличилось на 2-3 см.

16 декабря появились зелёные перья у четвёртой луковицы, посаженной в почве, лучок продолжал расти и увеличивать свои размеры в высоту.

20 декабря первую луковицу отнесли с моими одноклассниками  в школьную столовую для приготовления салата, так как перья выросли у неё более 40см, стали ломаться, повара с радостью приняли мой лучок в столовую, а на место выросшей луковицы я посадил новую, буду выращивать лук в школьную столовую, а повара найдут ему применение. Перья лука в почве продолжали расти, они были крепкими и толстыми. Так я с интересом стал выращивать лук. В баночке с водой  стала выпускать зелёные стрелы новая луковица, перья лука в воде растут быстро. А в почве я продолжал ухаживать за пятью луковицами, которые посадил  ещё в октябре, я понял, что лук в почве растёт медленнее, чем выгонка в воде. Так пятая луковица в почве выпустила зелёные перья только 14 января, у остальных четырёх перья уже достигали 40см, они были зелёные и упругие.

см. Приложение 4

21 января я  луковицы в почве вновь отнёс нашим поварам в столовую, потому что выросшие раньше зелёные перья начинали гнуться и ломаться. Я снова добавил витамины в рацион питания. Далее продолжал ухаживать за луковицами в воде.

см. Приложение 5

  1. Анкетирование учащихся

      Наблюдая за моей работой по выращиванию лука, я заметил, что многие ребята начальной школы заинтересовались моим исследованием. Из бесед с ними я узнал, что некоторые из них стали сажать луковицы дома, другие принесли их и  посадили в классе, и стали вместе со мной  ухаживать и наблюдать за ними. У нас в кабинете получилась как будто летняя зелёная луковая грядка.

Исходя из данной ситуации, мне захотелось провести анкетирование учащихся 1-4-х классов, с целью узнать, что они знают о луке, употребляют ли его в пищу и выращивают ли дома в зимнее время.

см. Приложение 6

Были опрошены 10 учеников из 1, 2, 3 и 4-х классов. В анкету я включил следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, что лук является важным пищевым продуктом?
  2. Знаете ли вы, что лук растение лекарственное?
  3. Часто ли вы употребляете лук в пищу?
  4. Кушаете ли лук в свежем виде?
  5. В вашей семье зимой выращивают лук?

 Анкетирование показало, что практически все дети знают  о ценных пищевых и лекарственных свойствах лука.  

Из 10 опрошенных школьников начальных классов на вопрос: Знаете ли вы, что лук является важным пищевым продуктом? Все десять ответили – Да.

На второй вопрос: Знаете ли вы, что лук растение лекарственное? Также все десять ответили – Да.

На третий вопрос: Часто ли вы употребляете лук в пищу? Пять человек ответили – Да, два человека дали ответ: Всегда, один человек – Каждый день, ещё один человек ответил – Очень часто, и ещё один – Иногда.

На четвёртый вопрос: Кушаете ли лук в свежем виде? Четыре человека дали ответ – Да, пять человек ответили – Иногда, а один человек ответил – Нет.

И на пятый вопрос: В вашей семье зимой выращивают лук? Четыре человека ответили – Да, шесть человек дали ответ – Нет.

С помощью руководителя данные анкет мы поместили в диаграмму, из которой видно, что все 10 участников анкеты знают, что лук важный пищевой продукт и что лук – это лекарственное растение.

Часто ли употребляют лук в пищу четыре человека ответили да, а остальных ребят было по одному на ответы – иногда, каждый день, очень часто.

В свежем виде кушают не все ребята, четверо ребят – да, иногда кушают пять человек, и совсем не кушает – один человек.

Из следующей  диаграммы  видно, что в четырёх семьях лук зимой выращивают, а в шести семьях – нет.

Я надеюсь, что  данными своих наблюдений и исследований постараюсь убедить тех ребят, которые давали ответ - нет, что зелёный лук очень полезен зимой, а самое главное, что – это защитник от простуды.

см. Приложение 6

Глава II. Методика проведения опытов  и результаты исследований

2.1. Определение сроков прорастания луковиц в воде и почве

Для посадки из лука были  отобраны  луковицы, примерно одинаковой величины. Лук требователен к плодородию почвы, поэтому использовалась чернозёмная почва с добавлением песка, а в начале роста лук требователен еще и к влаге, поэтому был установлен режим полива 1 раз в 2 дня. Измерения проводили  каждые  3 дня после прорастания, а с декабря  каждые 4 дня, все показатели фиксировались в дневник наблюдения, в виде таблицы.

С помощью своего руководителя составил таблицу наблюдений за ростом луковиц по дням.

Результаты исследований показали, что быстрее всех прорастали луковицы в воде, чем в почве.  После полегания луковых перьев, я уносил их в школьную столовую для использования при приготовлении блюд. А на их место сажал новые луковицы, так как было интересно и польза большая – витамины зимой в школьной столовой.

2.2. Заключение

Подведём итоги наших  исследований.  Выдвинутая мною  гипотеза о том, что если определить наиболее выгодный способ посадки лука на зелень в домашних условиях, то и  урожай будет больше и качественнее – подтвердилась, я  выяснил, что  наиболее выгодный способ выращивания лука на перо в зимнее время в комнатных условиях – это выгонка в воде, перо произрастает в течение 1,5 – 2 месяцев. Можно несколько раз в зимний период времени вырастить зелёный лук.

см. Приложение 7

Я считаю, что необходимо заниматься выращиванием лука и зелени в домашних условиях, так как они  содержат минеральные вещества, витамины, которые так необходимы зимой и ранней весной человеку. Да и блюдо,  украшенное  зеленью, выглядит привлекательно и аппетитно. А ещё я сделал подборку загадок про лук и рисунки к ним, оформил их в виде книжки, в этом мне помогали мои одноклассники. Им тоже стала интересна моя работа.

см. Приложение 8

2.3. Перспективы дальнейшей работы

 На следующий год мы продолжим заниматься выращиванием растений.  Для этого осенью определим, что мы вырастим.

Приложение 1

Рецепты от кашля

Сок, приготовленный из лука и мёда

Сок, приготовленный из меда и лука, считается одним из наилучших средств от кашля, вызванного ангиной, ОРВИ, бронхитом или же гриппом. Для его приготовления полкило свежего лука надо тщательно измельчить, а затем перемешать его с парой столовых ложек сахарного песка и 50 граммами меда. После этого смесь нужно залить литром кипятка и дать ей постоять час.

Готовый сок рекомендуется принимать по столовой ложке 5 раз в сутки после трапезы. Мед способствует смягчению воспаленного горла, а также уничтожает микробы. А лукраздражает бронхи и слизистую носоглотки, способствуя тем самым отхождению мокроты. Как правило, такое лечение помогает побороть кашель примерно за одну неделю

Кашица, сделанная из мёда и лука

Рецепт приготовления целебной кашицы предельно прост, поэтому ее нередко используют при первых симптомах простуды и гриппа. Для ее изготовления блендером нужно измельчить одну средних размеров луковицу, а затем добавить в пюре такое же количество жидкого меда и хорошо все перемешать. Готовую смесь можно принимать по столовой ложке трижды в сутки. В том случае, если мед слишком густой, то его нужно немного нагреть на водяной бане, пока он не станет более жидким.

Смесь из мёда и лука

Для приготовления лечебной смеси четыре предварительно очищенных луковицы нужно хорошо измельчить, а затем добавить в них 400 грамм сахара и 50 грамм меда. После этого в смесь надо влить литр горячей воды и варить на очень медленном огне около часа. Потом отвар надо охладить и процедить, воспользовавшись для этого чистой марлей.

Хранить готовую смесь нужно в холодильнике, в плотно закрытой емкости. Перед тем, как использовать эту смесь, ее нужно немного подогреть, воспользовавшись микроволновой печью. Принимать данное лекарство надо четыре раза в сутки по столовой ложке.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра естественнонаучных дисциплин, математики и информатики

ПРОЕКТ

ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ – ГОРОД УЧАЛЫ

Проект защищен

с оценкой ______________________

«»__________________201_года

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 32

Руководитель: Сачкова Т.А.

преподаватель МДК 01.09.

 Обществознание с методикой преподавания  высшей квалификационной категории

Челябинск, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ГОРОДА УЧАЛЫ

1.1. Возникновение города Учалы

1.2. История происхождения названия

1.3. Нынешнее состояние города

Выводы по I главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Россия – многонациональная страна. В ней живут русские и татары, башкиры и удмурты, ненцы и чуваши… Но для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина.

Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.

Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Ты её принимаешь, любишь такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное - несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот. Моя малая Родина – Республика Башкортостан, Учалинский район, город Учалы.

Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать.

Учалы – это город горняков. А как известно, горняцкий труд очень тяжел, и физически, и психологически.

Цель работы такова: познакомиться с историей родного края.

Задачи: - проявление интереса к изучению истории малой Родины;

- сохранение памяти;

- отобрать информационные ресурсы по данной работе;

- проанализировать и систематизировать найденный материал;

    - развитие навыков самостоятельной деятельности;

Актуальность: важно изучать историю своей малой Родины. И, зная прошлое, мы можем будущее сделать лучше и интереснее.

Объектом исследования является: История малой Родины .

Предметом Малая Родина – город Учалы

Методы исследования:

  • Анализ исторических источников.
  • Анализ материалов в сети Интернет.
  • Чтение литературы по данной теме.

Форма работы:

  • Отбор литературы по данной теме.
  • Создание презентации.

Проблема:

  • нужно ли знать и изучать историю Малой Родины.

Гипотеза:

Знакомство с историей необходимо начать с изучения истории своей Малой Родины.


Глава 1. История города Учалы

1.1        Возникновение города Учалы

Я живу на улице Ленина 18, на одной из самых первых улиц нашего города. 

 Город Учалы расположен на севере зауральской зоны Республики Башкортостан, в 10 км от одноименной железнодорожной станции и в 350 км к юго-востоку от столицы республики город Уфа, в восточных отрогах хребта Уралтау, в долине между горами Ташбиек (высота 719 метров), Олатау (653 метра) и Кокбаш (Лысая), вблизи истока реки Урал (Яик) — 10 км, озёр «Карагайлы» и «Учалы»

 1783 году в Учалах, тогда еще деревни, проживало 297 человек, а к 1920 году население достигло 3129 человек. Исторически город Учалы обязан своим образованием открытию в 1939 году геологами треста «Башзолото» и учеными института ВСЕГЕИ Учалинского месторождения медно-колчеданных руд, на базе которого в 1955 году было начато строительство Учалинского горно-обогатительного комбината, ставшего впоследствии градообразующим предприятием. Для строительства будущего посёлка и комбината был создан строительный трест № 146. Управляющим трестом был назначен В. Базилевский, главным инженером – А. Александров. Строительство вновь возводимых объектов осложнялось отсутствием железной дороги: ближайшая ветка располагалась на расстоянии ста километров. Перевалочная база для строительных материалов была создана в Миассе. К концу сентября 1958 года железная дорога была подведена, и с этого времени строительство обогатительной фабрики, рудника и жилья пошло быстрыми темпами.

В 1961 году ЦК ВЛКСМ объявил строительство фабрики ударной комсомольско-молодёжной стройкой, и работам по возведению комбината и посёлка был придан новый импульс. Приоритет в строительстве был отдан производству. Позднее были построены школа, детский сад, медпункт. В. Базилевского на посту управляющего трестом сменил А. Зубов. При нём активнее велось строительство жилья (двухэтажные восьми-квартирные дома, общежития барачного типа, сборные щитовые домики). 14 марта 1968 года была сдана в эксплуатацию первая очередь обогатительной фабрики.

До создания комбината старательской артелью им. Ленина и Учалинским рудником треста «Башзолото» сначала 40-х годов отрабатывались золотосодержащие бурые железняки зоны окисления Учалинского месторождения.

В годы Великой Отечественной войны за самоотверженный и производительный труд по добыче золота коллективу ИТР, рабочих и служащих Учалинского рудоуправления было присуждено дважды (в 1945 и 1946 гг.) переходящее Красное знамя Госкомитета Обороны СССР (после второго присуждения оно было оставлено на вечное хранение).

22 июля 1954 года был издан приказ министра цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако «Об организации дирекции строящегося Учалинского горно-обогатительного комбината». С этой даты официально начинается история предприятия.

В конце 50-х годов был построен рабочий поселок Новые Учалы. В декабре 1962 г. Башкирским обкомом КПСС было принято решение о преобразовании рабочих поселков Малые Учалы, Новые Учалы, Буйда и Миндяк в город республиканского подчинения. Общая численность населения нового административного центра достигла 20 тысяч жителей.

В феврале 1963 года Президиум Верховного Совета РСФСР вынес постановление о присвоении посёлку Учалы городского статуса. Город образован 1 февраля 1963 года слиянием рабочих поселков Малые Учалы и Новые Учалы.

Город Учалы является административным центром Учалинского района Республики Башкортостан, с 1 января 2006 года город имеет статус городского поселения в составе муниципального района Учалинский район.

Население города по состоянию на 1 января 2016 года составляет 37516 человек, площадь городской территории – 56 кв.км.

Национальный состав (2002): башкиры (65,3 %), русские (28,5 %), татары, украинцы, чуваши, казахи, немцы и другие. 2010 года: башкиры — 50,2 %, русские — 26,6 %, татары — 20,9 %, лица других национальностей — 2,3 %


1.2        История происхождения названия

Посёлок назван по имени близлежащего озёра Большое Учалы. Про происхождение названия озера существует несколько версий. 
     Башкирское Учалы переводится как «Усь алды» — отомстил. По легенде, в этом месте в конце 14-го века Тамерлан, воюя с золотоордынским ханом Тохтамышем, вырезал кочевья южноуральских башкир, поддержавших Тохтамыша. 
     Башкирские геологи полагают, что название Учалы произошло от слова «Юшалы», а «юша» — это обобщённое башкирское название цветной гаммы горных песчано-глинистых отложений. Эти разноцветные глинисто-охристые породы в старину использовались для выработки красок. Но вполне возможно, что название «Юшалы» — это видоизменённое звучание «юша» (яшма, яшмовая). Вполне исторически обоснованно: через Учалинский район проходит яшмовый пояс Урала. 
     Название ее происходит от одноименного озера, которое в XVIII в. во всех документах и на карте 1786 г. называли Ачулы-Асулы, т.е. сердитый, с XIX в. - Учалы. В момент основания она называлась Митряево. Происхождение названия точно установить не удалось, поскольку ни имени, ни фамилии среди ее жителей не было. Может быть, здесь жили тептяри - переселенцы из д. Митряево Бугульминского уезда, относящейся к тептярской команде № 5. Было и третье название - Минусяй. Население д. Учалы интенсивно росло. По IV ревизии 1783г., там проживало 297, в 1795г. - 408, в 1859г. - 1640, в 1920 г. - 3129 человек. Дворов было в 1795 г. - 63, в 1859 г. -120, в 1920г. - 631. Среди жителей были и казахи, причисленные в тептяри (Дусенбай Аитбаев с братьями). 
     В центре волости кипела жизнь. При двух мечетях действовали начальные школы - мектебе. По средам шла бойкая торговля всевозможными изделиями и товарами на базаре, а на ярмарку, проводимую весной 18-23 мая, осенью 15-20 сентября и зимой 18-25 декабря, приезжали купцы из отдаленных мест. Располагались здесь волостное управление и почтовая станция. 


1.3        Нынешнее состояние города

В 2007 году было подписано соглашение о строительстве совместно с Чехией в Учалинском районе известково-цементного комбината рядом с деревней Каипкулово, инициатором данного проекта был бизнесмен Юрий Васильев. Запуск комбината даст 2000 рабочих мест. Неподалеку от новостройки, расположенной между Белорецком и Учалами, для персонала намечено возвести жилой микрорайон с объектами соцкультбыта[6]. Строительство предприятия на данный момент остановлено по инициативе чешских инвесторов.

  Учалинский историко-краеведческий музей основан в 1962 году. С 1980 года является филиалом Национального музея Республики Башкортостан. С 2016 года произошла реорганизация, Учалинский историко-краеведческий музей стал головным филиалом МБУК «Музейное объединение» МР Учалинский район РБ. Кроме этого, в структуру МБУК «Музейное объединение» МР Учалинский район РБ вошли еще два филиала: историко-краеведческий музей села Ахуново и «Музей М. Муртазина».

Экспонаты Учалинского историко-краеведческого музея позволяют проследить важнейшие этапы истории развития и становления города Учалы и Учалинского района. Самая внушительная музейная коллекция музея собрана по истории развития золотодобычи и горнозаводского дела в крае, начиная с середины XVIII века до наших дней.

Экспозиционный раздел «Горное дело» показывает основные этапы становления, развития и современное состояние крупного центра добывающей и обрабатывающей промышленности Республики Башкортостан. В музее представлены уникальные археологические находки древней стоянки Малые Учалы-II: фрагменты сосудов из глины и различные орудия из яшмы, кремния, а также сарматский кинжал, булава. В диораме «Природа края» рассказывается о животном и растительном мире района.

Гордостью музея является экспозиционный зал «Этнографическая коллекция и быт башкирского народа», где размещены более 400 предметов. Среди уникальных экспонатов: женские украшения из кораллов и серебряных монет: коллекция нагрудников, накосников, браслетов, кашмау. Особое место в экспозиции занимают предметы из дерева: домашняя утварь, среди которой выделяются орнаментированные резьбой и росписью сосуды. Кроме постоянных экспозиций, в музее устраиваются и передвижные выставки, приуроченные к различным памятным датам района, города. Музей организует встречи с ветеранами, проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

     Филармония, ранее называлась «Дом культуры». В филармонии проводятся концерты, есть собственные танцевальные студии. Также в филармонии проводятся церемонии бракосочетания. 
     Кинотеатр Урал, в нём также проводятся молодёжные дискотеки. 
     Фестиваль авторской песни на озере Калкан, ежегодно в конце августа на озере Калкан проходит фестиваль авторской песни. Его устроителями обычно являются Рамиль Бадамшин, Дмитрий Загретдинов, туристический центр «Горизонт» и комитет по делам молодёжи. В 2010 году фестиваль был отменён из-за опасности лесных пожаров. 

Город обогащен экономикой.   Учалинский горно-обогатительный комбинат (дочернее предприятие ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»). 
     Производит более 65 % цинкового концентрата России. Ассортимент добываемой продукции также включает: медь, золото, серебро, платина и другие металлы в небольших количествах. 
     Урало-Сибирская кровельная компания ОАО «Технониколь». 
     ООО «Картон и упаковка» (производство бумаги и картона) 
     ОАО «Уральские Камни» (горнодобывающее и горнообрабатывающее предприятие) 
     ООО «Уралташ» (горнообрабатывающее предприятие) 
     Литейно-механический завод ОАО «УГОК». 
     УГМА — Учалинский горно-металлургический альянс (бывший завод лесного машиностроения — Лесмаш) (в управлении ОАО УГОК). 
     Завод железобетонных изделий — ЗЖБИ 
     Швейная фабрика 
     Маслозавод 
     Мансуровский комбинат строительных материалов. 
     ООО «Башзолото». 
     ООО «Баштальк». 
     ООО агрофирма «Байрамгул». 
     АО колхоз «Красный партизан» (село Ахуново). 
     ОАО «Гранит» (Сангалыкский диоритовый карьер, пос. Мансур.) 
     ООО «Энергоремонт» (в управлении ОАО УГОК) 
     ГУП РБ «Учалинская городская типография». Создана в 1932 году. Ведущее полиграфическое предприятие в Зауралье. 
 

А так же, стоит рассказать о тех людях, которые родились в городе Учалы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так что же такое малая Родина для меня? Это город, в котором я когда то жила.

Город с богатой историей, красивыми уникальными памятниками,

музеями-усадьбами. Место, которым горжусь, историю создания которого я

знаю теперь хорошо.

Я могу продолжать описание своей малой родины ещё очень долго. Но хочется сказать главное: надо сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и понимали, чем восхищались их предки! Когда я смотрю на окрестности своей малой родины, у меня сильней бьётся сердце, на душе становится так тепло и радостно, ведь я знаю, что всё это наше, родное, знакомое с первых дней жизни. Я испытываю чувства любви и гордости за свой родной край.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учалы. // Учалинский район: Энциклопедия. – Учалы (ООО «Энциклопедия», Уфа), 2008. с. 268.
  2. Насыров Р.Х. Отчий край. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2005.
  3. Учалы – золотая колыбель. Краеведческое и энциклопедическое издание. Составитель Р.В. Шагиев; Уфа: Китап, 2003.
  4. Бадретдинов С.М., Гарипова Т.Х., Ямалетдинов М.Б. г. Учалы Очерки по истории и современной жизни г. Учалы и Учалинского района. – Изд. «Улькар», 1993.
  5. Неля Васёва «Учалы – мой город». // Мой город Учалы. – 2013 № 4 (77).- с.4-5
  6. Культурный центр. // Мой город Учалы. – 2013 № 4 (77).- с.5
  7. Учалинская филармония. URL: http://vk.com/public45448506
  8. Учалинская филармония открыла творческий сезон новосельем. URL:  http://uchaly-rb.ru/news/detail.php?news=79314&sphrase_id=33636 

А.Янбаева  "Город мой любимый" Учалы: ГУП РБ Учалинская городская типография, 2008.