ПК 4.5.
учебно-методический материал

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1) Название проекта: «Вода и её свойства»

2) Руководитель проекта: Комлева А.А.

3) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, литературное чтение, информатика.

4) Тип проекта: исследовательский.

5) Цель проекта (практическая и педагогическая цели): формирование знаний учащихся об основных физических и химических свойствах воды, формирование ценностного отношения к окружающему миру.

6) Задачи проекта: отрабатывать навыки экспериментального исследования свойств веществ; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, развивать наглядно - образное и логическое мышление, воображение, память, речь, практические умения и творческие способности учащихся; активизировать познавательный интерес; расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к воде, экологически грамотное поведение в природе.

7) Необходимое оборудование: мульти-медийный комплекс, набор для исследования: индивидуальные папки для исследования, стаканы с водой и молоком, трубочки, пакетики с солью и сахаром, пластиковые бутылки с водой, стекло, пипетка.

8) Предполагаемые продукты проекта: папка исследователя, информационные проекты-презентации учащихся.

9) Аннотация (краткое описание проекта): проект рассчитан на обучающихся 3 класса. Участие в проекте позволит им узнать, что такое вода и ее свойства. В ходе проекта дети будут использовать уже имеющиеся знания о воде. Будут выполнять различные опыты.  Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Работа над проектом способствует развитию познавательной активности учащихся, привитию у них навыков самостоятельного поиска знаний и проведения элементарных исследований, развитию коммуникативных качеств.

10) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс): 3 А класс:

11) Описание этапов работы над проектом:

Этап 1. Организационный момент

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Этап 3. Выявление и формулировка темы и направлений исследований (вводная беседа, выявление места и причины затруднения)

Этап 4. Реализация построенного проекта(выступление учащихся с сообщениями, лабораторное исследование свойств воды по алгоритмам)

Опыт № 1 «Вода прозрачная»

Описание опыта: Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой –  с молоком. В один стакан положить ракушку,  в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет?Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 2 «Вода – жидкая»

Описание опыта: Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Предложить понаблюдать, как вода течёт из крана.

Вывод: Вода – жидкая, может течь.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы»

Описание опыта: Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком. А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт №4 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»

Описание опыта: Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло? Кристаллики соли полностью растворились в воде. Песок осел на дно стаканчика.

Вывод: В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются.

Опыт № 5 « Вода,  растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах»

Описание опыта: Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся стаканчики с водой. Дети растворяют в одном из них краску, рассматривают, как изменяется цвет воды. Предложить детям добавить в один стакан с водой ванилин. Что изменилось? Вода приобрела запах ванилина. Предложить детям растворить в воде кусочек сахара, размешать и попробовать на вкус через трубочку – вода стала сладкой.

Вывод: Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.

Опыт № 6 « Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Описание опыта: Налить в стаканчики воды разной температуры. Дети пальчиками трогают стенки стаканчиков, определяя, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая горячая. Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую и холодную воду. Что получилось? – Тёплая вода. Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? – Её остудил холодный лёд.

Вывод: Вода может иметь разную температуру.

Опыт № 7 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»

Описание опыта: Напомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. Что произошло со льдом в процессе таяния? – Лёд превратился в жидкую воду.

Вывод: Лёд – твёрдая вода, тает в тепле.

Опыт № 8 « Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно»

Описание опыта: Предложить детям опускать в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Понаблюдать, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод: Лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт №9

 «В солёной воде предметы не тонут»

Описание опыта: Предложить детям в одной широкой миске сделать солёную воду, растворив в ней соль. В другой миске остаётся обычная пресная вода. Попросить высказать свои предположения о том, утонут ли в мисках небольшие предметы. Провести опыт с картофелиной и яйцом: в миске с пресной водой они сразу опустились на дно, а в солёной воде свободно лежат на поверхности и не тонут.

Вывод: В солёной воде предметы не тонут

Этап 5. Включение в систему знаний (работа с пословицами)

Этап 6. Рефлексия (вывод- тест о воде, обобщающая беседа)

Этап 7. Пропедевтическое планирование учебной деятельности (просмотр мини- сказки, определение темы следующего урока)

Этап 8. Рефлексия (тест – самооценка учащихся)

Этап 9. Итог урока (оценка учителем ответов учащихся, домашнее задание)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ!

Слайд 2

http://mathkang.ru/ Международный математический конкурс

Слайд 3

https://emu.cerm.ru/ Международный мониторинговый проект

Слайд 4

= http://www.rm.kirov.ru/

Слайд 5

https://urfodu.ru/ru/

Слайд 6

http://runodog.ru/ Конкурс по истории мировой культуры

Слайд 7

http://konkurskit.org/

Слайд 8

https://ginger-cat.ru/

Слайд 9

nic-snail.ru

Слайд 10

https://cleve.ru/

Слайд 11

mir-olimpiad.ru

Слайд 12

mega-talant.com



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ в области начального образования

  1. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  2. Зачем ежу яблоко?
  3. Крокодиловы слезы
  4. Кролики
  5. Кто живет у нас в лесу?
  6. Кто как приспосабливается к окружающему мир?
  7. Почему извергаются вулканы?
  8. Почему морская вода соленая?
  9. Почему появляются водопады?
  10. Почему у елки колкие иголки?
  11. Разноцветные моря
  12. Снежные исследования
  13. Семь чудес света
  14. Семь чудес России
  15. Мое любимое число
  16. От сложения до деления
  17. Приемы быстрого счета
  18. Про число ноль
  19. Рифма в рекламе
  20. Что значит «здоровый человек»



Предварительный просмотр:

Творческие

«Семейные праздники и традиции»

«История ёлочных украшений»

«Бабушкин сундучок»

«Волшебное тесто»

«Мой город»

Информационные

«Скотч – материал на все случаи жизни»

«Что думают учителя о шпаргалках?»

«А прочно ли куриное яйцо?»

«Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»

«Wi-fi в школе»

Учебные

«Тайна имени»

«Кто нас защищает?»

«Числа вокруг нас»

«Мои домашние питомцы»

«Моя любимая книга»

Социальные

«Перекресток добрых дел»

«Книжкин дом»

«Ветеран живет рядом»

«Мой школьный двор»

«Дорожная азбука»

Исследовательские

«Зачем растениям нужна вода»

«Соль: польза или вред?»

«Жевательная резинка – друг или враг нашему здоровью»

«Спать или не спать? Вот в чём вопрос»

«Мобильный телефон: друг или враг?»