ПК 4.3
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология КСО | 53.5 КБ |
Технология проблемного обучения | 46 КБ |
Здоровьесберегающая технология | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология КСО
Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения (КСО) сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения:
- Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.
- Парная – «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один говорит – другой слушает).
- Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один говорит – все слушают). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.
- Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает). К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные учащиеся.
Исторически сложившиеся способы обучения включают отдельные или максимум три формы обучения. И только КСО позволяет реализовать все существующие организационные формы.
Фрагмент урока по литературному чтению, 3 класс «В. Драгунский «Друг детства». УМК «Школа России»
- Проверьте себя: внимательно ли вы читали? Я раздаю вам карточки с заданием, вы должны вставить пропущенные слова из текста. 1. «То я хотел быть..., то мечтал стать... дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать...». 2. «Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую...». 3. «И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную...». 4. «И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего... мишку». 5. «И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было... и развивать силу...». 6. «Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда... бы отдал». 7. «А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал голову к потолку, чтобы... обратно». (Ответ: 1) астрономом, капитаном, боксером; 2) грушу; 3) корзинку; 4) плюшевого; 5) об него тренироваться, удара; 6) жизнь; 7) слезы вкатились.) - На выполнение вас есть 3 минуты. Обменяйтесь листочками, выполните проверку по образцу. |
Выполняют задание самостоятельно. Обмениваются листочками. Выполняют проверку, сверяя со слайдом. |
Фрагмент урока по окружающему миру, 3 класс «По Франции и Великобритании»
- Сейчас мы с вами поподробнее узнаем про эти 2 страны. Вы делитесь на 7 групп, и каждой группе дается информация на карточках о какой-либо стране. Ваша задача внимательно всем вместе прочитать, изучить и выбрать капитана, т.е. экскурсовода команды, который будет защищать эту информацию у доски. - Давайте вспомним правила поведения работы в группе:
- А я буду смотреть, какие группы у нас самые активные и соблюдают правила поведения работы в группах. - Итак, ребята, мы прибывали с вами во Францию. Давайте поздороваемся по-французски. Здороваются по-французски Бонжур (доброе утро, день) или Салют (привет). - Давайте с вами послушаем песню на французском языке. - Выходит выступать первая группа. - 1 группа. Франция эта большая страна, расположенная в западной части Европы. Столица Франции- Париж. Франция на западе и севере омывается Атлантическим океаном, а на юге – Средиземным морем Париж стоит на реке, которая называется Се́на. Туристы, приезжающие в столицу Франции, обязательно стараются проплыть по Се́не на прогулочном кораблике, потому что с него очень удобно осматривать город. - 2 группа. Во Франции мы можем увидеть много достопримечательностей, например такую, как Лувр. Лувр –средневековая крепость. Он создавался для войны. Поэтому король в нём не жил. Здесь он хранил казну ́ и теперь это музей, где представлены тысячи произведений искусства. Сам музей размещается в большом старинном дворце, а вход в него украшен современной стеклянной пирамидой. В Лувре самое огромное количество картин и скульпту́р. Самая известная картина- «Джоко́нда» великого итальянского художника Леона́рдо Да Ви́нчи. .Лувр огромный- как город. - 3 группа. Проплыв ещё немного, мы увидим удивительно красивый мост, который соединяет 2 бе́рега Се́ны. По краям моста на высоких колоннах золотые крылатые кони. Это мост Александра 3, названный в честь русского царя. - А теперь впереди показалось самое знаменитое сооружение Парижа, символ этого города - Эйфелева башня. Она была построена больше 100 лет назад, по проекту инженера Э́йфеля. Ажурная, кажущаяся очень лёгкая башня состоит из 15 тысяч металлических деталей. Высота её 321 метр. На башню можно подняться. Для этого в ней устроены ли́фты. Многие поднимаются на первый уровень. Те, кто посмелее, поднимаются на второй уровень- немного ниже середины башни. И только самые смелые поднимаются на 3 уровень, на вершину башни. - 4 группа. В Париже очень интересно. Но нам надо спешить. Хочется быстрее попасть в расположенную неподалёку замечательную страну-сказку - это европейский Диснейленд. Это грандиозный парк развлечений, где каждый ребёнок может развлекаться на аттракционах, встретиться с любимыми героями. Здесь также можно покататься на велосипедах, лодках, роликовых коньках. Везде звучат мелодии из любимых диснеевских мультиков и цари́т веселая праздничная атмосфера. - Здесь и там можно не только увидеть, но и сфотографироваться с гуляющими мультяшными персонажами. - 5 группа. Недалеко от Парижа находится одно из самых замечательных мест Франции- Версаль. Когда-то здесь была резиденция французского короля, а сейчас- музей. Королевский дворец в Версале окружён прекрасным парком с фонтанами и скульптурами. И ещё одна экскурсия нас ждёт во Франции. Мы отправляемся на берег реки Луары, чтобы побывать в настоящем старинном замке. Здесь много замков. Одни из них- неприступные крепости, другие, скорее, назовёшь дворцами. Во Франции очень много знаменитых персонажей, один из которых выдающийся путешественник, исследователь океана, защитник природы Жак-Ив Кусто. Кстати, во французских фамилиях ударение всегда ставится на последний слог. - 6 группа. Сейчас мы с вами отправимся в страну, которая называется Великобритания. Великобритания расположена ближе к северо-западу от Франции. Большая её часть расположена на острове Великобритания, отсюда и название страны. Столица Великобритании - Лондон- стоит на реке Темзе. - В центральной части города можно увидеть его главные достопримечательности. Прежде всего, это Букенгемский дворец. Здесь живёт королевская семья. Дворец охраняют гвардейцы в красных мундирах и высоких чёрных шапках. Каждый день туристы собираются посмотреть, как происходит торжественная смена караула. - На набережной Темзы стоит очень красивое здание Парламента. Издалека здесь видна его башня с главными часами страны. У этих часов четыре циферблата, а длина минутных стрелок превышает 4 метра! В 2012 году башня стала называться «Башней Елизаветы» в честь королевы Великобритании Елизаветы 2. - 7 группа. Возле реки располагается крепость Тауэр. А рядом через Темзу перекинут Тауэрский мост с двумя большими башнями. Великобритания делится на четыре области: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Великобритания- родина многих знаменитых людей. Среди них зоолог и писатель Джеральд Даррелл, который прославился своими книгами о животных и очень много сделал для защиты природы. - Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами узнали очень много интересно и полезной информации, не так ли? | -Слушают задание учителя. Работают в группах. Выступает 1 группа. Выступает 2 группа. Выступает 3 группа. Выступает 4 группа. Выступает 5 группа. Выступает 6 группа. Выступает 7 группа. |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Методы и приёмы проблемного обучения, традиционно используемые в начальной школе, являются актуальными в наше время.
Проблемное обучение сегодня – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщёнными способами приобретения
новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Фрагмент урока по из, 4 класс «Страна восходящего Солнца»
Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? В один халат я нарядился – В японца сразу превратился. Пора идти на маскарад. Как называется наряд? Предположите, какую тему мы сегодня будем изучать? Все верно, молодцы! Наша тема «Художественная культура Японии. Образ и костюмы человека». Какие цели вы поставите себе на урок? | Кимоно. Образ и костюм человека. Изучить образ, элементы костюма. |
Фрагмент урока по математике, 3 класс «Приемы письменных вычислений» УМК «Школа России»
- Сегодня мы начнём новую тему, а чтобы узнать, что это за тема, посмотрите на примеры. 34+45 340+450 345+457 76-56 760-540 761-543 67+22 670+220 678+225 - Чем они отличаются? - Выполните вычисления в первом столбике устно. - Как вы вычисляли? - Хорошо, теперь попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике. - Как вы вычисляли? - Попробуйте устно выполнить вычисления в третьем столбике. - Возникли ли у вас трудности и почему? - А как нужно их решать? | - В первом столбике примеры на сложение и вычитание двузначных чисел, во втором — трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, в третьем — трехзначных чисел, не оканчивающихся нулями. Учащиеся называют ответы - Единицы складывали с единицами, десятки — с десятками. Делают вычисления. - Десятки складывали с десятками, сотни — с сотнями. Делают вычисления. - Да, выполнить такие вычисления устно трудно. - Такие примеры нужно решать письменно, в столбик. |
Фрагмент урока по русскому языку, 3 класс «Значение и употребление глаголов УМК « Школа России»
- Ребята, прочитайте текст, данный на слайде. Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни. - Назовите части речи, которые использованы в тексте. - Что вы можете сказать о тексте? Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно? - Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать? - Запишите текст, который у вас получился. - Как изменился второй текст? - С помощью какой части речи это произошло? - Подчеркните слова, которые вы вставили. - На какие вопросы отвечают? - Что обозначают? - Как называется часть речи? О чем мы будем сегодня говорить на уроке? - Откройте учебник на странице 99, прочитайте тему нашего урока. - Какие цели мы поставим на урок? | - Существительное, прилагательное. - Нет. - Он не закончен. - Вставить слова. - Глагол. - Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни. - В тексте появилось действие. - Глагол. Что делать? Что сделать? Действие предмета. Глагол. - О глаголе. Повторить часть речи глагол. Изучить |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Отсутствие назидательности и авторитарности
- Элементы индивидуализации обучения
- Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- Интерес к учебе, желание идти на занятия
- Наличие физкультминуток
- Наличие гигиенического контроля.
Фрагмент урока по обучению письму, 1 класс «Правописание строчной буквы з» УМК «ПНШ»
- А теперь давайте подготовимся к письму: возьмите в руки простой карандаш и покатайте его между ладоней так, будто лепите из пластилина колбаску. -А вспомним правила посадки: Сели прямо, плечи расправили, ноги вместе под партой поставили. Наклонив тетрадь слегка-держит левая рука. Правой ручку нужно взять, приготовились писать. | Подготовка к письму |
Фрагмент урока по окружающему миру, 2 класс «Звезды и созвездия» УМК «ПНШ»
Динамическая пауза Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят | Руки вверх, в стороны вниз потянулись руки вверх руки в кулачки сжимать Руки перед глазами ноги вместе, руки вверх, покачаться наклон вниз, руки машут тик-так присесть руки вперед Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх Руками берем созвездия |
Фрагмент урока по технологии, 2 класс «Пластилиновая живопись» УМК «ПНШ»
-Перед работой давайте сделаем несколько упражнений для глаз. -Держим голову ровно. Не поворачивая головы, смотрим вверх, вниз, направо, налево, вверх, вниз, направо, налево, теперь рисуем глазами круг, в другую сторону. А теперь не поворачивая головы, нарисуйте глазами первую букву вашего имени. Теперь быстро поморгали, закрыли глаза. Открываем глаза. | Выполняют упражнения. |