ПК 4.4.
методическая разработка

Кукаркина Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

1 слайд – ФИО, тема реферата, руководитель

Здравствуйте! Я студентка 35 группы, Кукаркина Анастасия, представляю исследование на тему «Декоративно-прикладное искусство Урала». Руководитель Подгорская Татьяна Алексеевна.

2 слайд Слово «Урал» уже давно и довольно прочно ассоциируется с различными полезными ископаемыми. Мы проживаем в крае, который имеет довольно богатую культуру, основавшуюся многие столетия назад. Все, что было изобретено за века  на землях Урала- является частью его наследия, его культурой. Декоративно-прикладное искусство- это область декоративного искусства, характеризующаяся созданием художественных изделий, имеющих практическое значение в быту и отличающихся декоративной образностью. Именно этот вид искусства прославил Урал. Однако, в современном обществе лишь единицы знают о достижениях  мастеров своего края и гордятся местом, где живут. Это приводит к тому, что человек  не воспитывает в себе дух патриотизма, который является одним из духовно-нравственных качеств, необходимых для развития личности. Кроме того,  в соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок.

3 слайд Цель нашего исследования: определить значимость декоративно-прикладного искусства Урала в патриотическом и духовно-нравственном воспитании младшего школьника, проживающего на данной территории.

4,5,6 слайд по очереди Разнообразие декоративного искусства Урала, представлено становлением трех основных ремесел края: Каслинское художественное литье из чугуна, Златоустовская гравюра на стали, Ювелирное искусство Урала. Историю каждого вида ремесла мы проанализировали и выделили методы изготовления предметов, цветовое решение оформления и основные продукты производства.

7 слайд Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод был основан в 1747 году тульским купцом Я. Коробковым на Южном Урале в районе озер Иртяш и Касли. Через пять лет предприятие перекупили. Завод стал выпускать пушки, ядра и знаменитое промышленное железо с маркой «два соболя», которое экспортировалось в Западную Европу. В 1809 году, т. е. почти через 60 лет предприятие, наряду со своей основной продукцией начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. А в 1822 году попечитель наследников Г.Ф. Зотов начал внедрять на заводе технологию изготовления художественного литья[3].                                                                        

8 слайд Процесс производства изделий каслинского завода описан в учебнике Р.А. Бардиной. Он состоит из формовки, отливки, чеканки:

1.Вначале созданную автором гипсовую или металлическую модель помещают в ящик со специальной формовочной смесью –«землей» и сушат в печи.

2.Ящик с «землей» (опоки) разрезают пополам и части модели вынимают.

9 слайд 3.Опоки складывают вместе и в образовавшиеся пустоты заливают расплавленный металл.        

4. После того как металл остынет, отливку извлекают из опок и чеканят[1].

        На сегодняшний день каслинский литейный завод выпускает разнообразный спектр товаров как для уличного благоустройства, так и для дома. К ним относятся уличные ограды, фонари, памятники и скульптуры, лестничные перила, скамьи, камины, декоративные статуэтки и многое другое.

10 слайд Следующее ремесло, которое мы рассмотрели-Златоустовская гравюра на стали.

В начале XIX в., в городе Златоусте на Урале возникает производство холодного оружия, украшенного гравированным узором с позолотой[12]. К тому времени, когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота, в мире сложилась традиция украшать стальные клинки. Вскоре это

Оружие украшалось резьбой, насечкой, которые позволяли нанести довольно сложный декоративный узор.

11 слайд Техника создания:

1. изготовление формы (ковка металла)

2. перевод рисунка на металлическую форму

3. чернение(нанесение элементов черной краской)

12 слайд 4. Синение-травление в кислоте

5. золочение/нанесение серебра.

13 слайд Современные златоустовские художественные изделия характеризуются рисунками и орнаментами, выполненными на стали гравировкой, золотой или серебряной насечкой. Тематика художественных изделий Златоуста –русские и уральские мотивы, пейзажи, сказочные сюжеты. Ассортимент изделий: сувениры, настенные украшения разных форм и содержания, столовые приборы, подсвечники, корпуса для часов и многое другое.

14 слайд Следующий рассматриваемый блок – Уральские поделочные камни.

15 слайд Современный ученый-педагог В.П. Наумов пишет: «К цветным (поделочным) камням относят минералы и горные породы - красиво окрашенные непрозрачные или полупросвечивающие, обладающие необходимыми технологическими и декоративными свойствами. 

16 слайд К декоративным свойствам камней относятся: 1) цвет(окраска) горной породы; 2) наличие рисунка; 3) структурно- текстурные особенности[11].

        17 слайд        Одним из самых любимых и характерных для Урала самоцветов является малахит, который стал добываться в большом объеме после открытия медных рудников[7].                                                                                        18 слайд Вторым камнем, которым гордится уральский край, является орлец (или родонит)  не встречаемый более нигде в таких огромных количествах и такого высочайшего качества, как в России. Он  имеет вишнево-розовую окраску, главное достоинство которого заключается в сочетании различных оттенков этого цвета с темными пятнами и извилистыми жилками[7].

19 слайд Третьим камнем, представляющим группу «поделочные камни Урала» является яшма. Ни одни виды яшмы мира не могут конкурировать с уральским самоцветом. В нашем крае встречаются красные и желтые яшмы. [7].                                        20 слайд Сегодня даже в современных изделиях сказываются старинные формы и орнаменты, которые получают новое звучание.  Ювелирно-гранильные предприятия, в настоящее время, изготовляют свою продукцию из различных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней (бриллиантов, изумрудов, сапфиров, аметистов, малахита, лазурита, яшмы, нефрита и других).

Декоративное искусство уральских мастеров переживает века, радуя зрителя и обладателя этих уникальных изделий.

21 слайд Исследования ученых Тамары Семеновной Комаровой, Галины Павловны Новиковой, Бориса Семеновича Лихачева и др, занимающихся изучением духовно-нравственного и эстетического воспитания мл. школьников, доказывают, что у современных школьников патриотические (и др. духовно-нравственные качества) находятся на среднем уровне развития. Формирование этих качеств начинается с пробуждения интереса школьников к изучению родного края, малой родины и их искусства. Именно поэтому развитие познавательного интереса так важно.

(слайд 4)В настоящее время в школах Челябинска и Челябинской области младшие школьники изучают предмет «регионоведение», где они знакомятся с географией, природными богатствами, промышленностью. Часов на изучение традиций народных ремесел в данном предмете явно недостаточно. Поэтому не происходит возрастание должного интереса школьников к более глубокому познанию искусства уральских мастеров. Несмотря на наличие достаточного количества времени для организации внеурочной работы с младшими школьниками, учителя редко выбирают кружки и мероприятия по теме искусства Урала.

                22-25 слайды по очереди Нами разработана концепция внеурочной работы –а именно планирование кружковых занятий «Чудесная мастерская Урала». В перспективе мы оснастим кружковые занятия новыми наглядными пособиями.

Обратимся непосредственно к методическому комплекту кружка «Чудесная мастерская Урала». Структура комплекта включает учебные таблицы поэтапного рисования отдельных элементов Златоустовской гравюры и 2 творческие композиции с пейзажным мотивом. Так же, хотим представить два вида работ по каслинскому литью: аппликация с фонарем и оградой и поэтапное создание каслинской статуэтки из пластилина. Эти пособия входят и являются неотъемлемой частью кружкового занятия, где они активно используются для объяснения и рассмотрения особенностей того или иного ремесла.

Таким образом, мы выяснили, что развитие патриотических качеств и познавательного интереса учащихся к искусству родного края может полнее проявиться, если разработать новый вариативный комплект планирования кружковых занятий и создания качественных творческих наглядных пособий к ним.

26 слайд Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр №1» (филиал МАОУ «ОЦ №1»)

Рассмотрено

Протокол методического

совета № ______

«_____» __________ 2019 г.

Утверждаю

Директор МАОУ «ОЦ№1»

Котрашенко Н. А.

 _____________

«_____» ___________2019 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСА «МАСТЕРА УРАЛА»

Направление: общекультурное

Вид: художественное творчество

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Авторы-составители:

Кукаркина А.А, Столбова В.А.

студенты 35 группы

Челябинск, 2019

Пояснительная записка

Направление: общекультурное

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Мастера Урала» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности.

Программа «Мастера Урала» предназначена для детей в возрасте от 9 до 10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности родного края и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству и регионоведению.

В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Ученик должен быть: патриотом своей страны, своего родного края; многосторонне развитой личностью; обладать коммуникативными навыками.

Содержание программы направлено на формирование культуры творческой личности, интереса к познанию культуры своего края, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, воспитание патриотизма и других духовно-нравственных качеств. Содержание программы расширяет представление учащихся об искусстве родного края - Урала, формирует чувство гармонии эстетического вкуса; развивает усидчивость, мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, исполнительность, толерантность.

Проблема воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. В данном содержании программы из всего многообразия народного искусства нами избран региональный аспект. С детства ребенку необходимо рассказать о том месте, где он живет, о традициях и культуре его народа, ознакомить с понятием «малая Родина», показать её важность.

Цель: формирование интереса к декоративно-прикладному искусству Южного Урала в развитии младшего школьника, проживающего на данной территории посредством изучения народных ремесел региона.

Планируемые результаты:

Познавательные:

1. Знать основные ремесла Урала и их значимость для общественности.

2. Знать основы изготовления изделий ремесел Урала.

Личностные:

1. Проявлять патриотические чувства к искусству Урала.

2. Проявлять уважительное отношение к истории и культуре своего родного края.

3. Знать эстетические потребности в изготовлении работ, относящихся к ремеслам Урала.

Метапредметные:

1. Уметь применять полученные знания в жизни.

2. Уметь оценивать результаты творческой деятельности.

3. Знать критерии оценивания результатов творческой деятельности.

Общее количество часов в год: 34 ч. (1 год, 1 ч. в неделю по 40 мин.)

Формы занятий:

А) экскурсия;

Б) проектирование;

В) выставка;

Г) практикум.

Формы итоговых занятий:

А) диагностика;

Б) выставка творческих работ.

Учебно-тематическое планирование

Наименование
тем занятий

Количество часов

Форма деятельности

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

0

Беседа

1

Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство Урала

1.1

«Урал-Великий и могучий!»

1

1

0

Беседа, исследование

2

Раздел 2. Каслинское художественное литье из чугуна

2.1

«Кружева из чугуна»

1

1

0

Экскурсия

2.2

«Наследие города Касли»

2

1

1

Беседа, исследование

2.3

«Мастера-литейщики»

2

1

1

Исследование, зарисовка

2.4

«Кипит работа, плавится металл!»

3

1

2

Исследование, зарисовка

2.5

«Труды мастеров»

2

0

2

Создание работы, выставка

3

Раздел 3. Златоустовская гравюра на стали

3.1

«Кисть, золото и сталь»

1

1

0

Экскурсия

3.2

«Золотой крылатый конь»

2

1

1

Беседа, исследование

3.3

«Мастера-гравировщики»

2

1

1

Беседа, зарисовка

3.4

«Животные Урала в золотом обличии»

2

0

2

Исследование, создание работы

3.5

«Березка в серебре, да в золоте»

2

0

2

Исследование, создание работы

3.6

«Золотой пейзаж»

2

0

2

Исследование, создание работы

4

Раздел 4. Ювелирное искусство Урала

4.1

«Где прячутся Уральские самоцветы?»

2

1

1

Беседа, проект

4.2

«Все разные и все красивы: виды украшений»

2

1

1

Беседа, исследование

4.3

«Мастера-ювелиры»

3

1

2

Исследование, зарисовка

4.4.

«Лепим, красим, мастерим!»

2

0

2

Создание работы, выставка

5

Праздник народных ремесел

2

1

1

Выставка работ, ярмарка

Итого:

34

13

21

Содержание курса

Вводное занятие (1 ч.).

1 ч. (теория) – знакомство с учащимися, объяснение целей и задач кружка, экскурсия в кабинете, проведение техники безопасности, проведение диагностики «Проверка знаний культуры края»

Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство Урала.

Тема 1. (1ч.). «Урал-Великий и могучий!»

1 ч. (теория) – беседа об Уральских ремеслах, знаменитых декоративно-прикладных направлениях, существующие на территории Челябинской области. Проверка знаний детей о культуре края (какие ремесла знают, что такое «ремесло», от чего зависит ремесла и т. д.).

Раздел 2. Каслинское художественное литье.

Тема 1. «Кружева из чугуна» (1 ч.).

1 ч. (теория) – инструктаж о правилах поведения в общественном месте, в автобусе, поездка в Касли либо экскурсия в краеведческий музей.

Тема 2. «Наследие города Касли» (3 ч.).

1 ч. (теория) – повторение правила поведения в общественных местах; сообщение об экскурсии по улицам Челябинска, оглашение списка необходимых предметов.

1ч. (практ.) – экскурсия по Челябинским улицам, по Кировке; фотографирование предметов каслинского литья создание коллажа с фотографиями основных изделий каслинского литья.

1ч. (практ.) – создание коллажа из сделанных ранее фотографий с основными изделиями каслинского литья.

Тема 3. «Мастера-литейщики» (2 ч.).

1 ч. (теория) – беседа об основных образах, встречающихся в изделиях каслинского литья (образ животных, образ человека, что делает человек в виде фигурок, какие чугунные памятники знакомы детям, какие необычные памятники они знают).

1 ч. (практ.) – создание различных образов каслинского литья через аппликацию из черной(коричневой) бумаги.

Тема 4. «Кипит работа, плавится металл!» (3ч.).

1ч. (теория) – беседа об орнаменте в изделиях каслинского литья (где можно встретить много различных орнаментов, какие виды узоров можно разглядеть в чугунных оградах).

1ч. (практ.) – создание разных узоров на бумаге в виде аппликации (геометрический орнамент, растительный).

1ч. (практ.) – продолжение зарисовок.

Тема 5. «Труды мастеров» (2 ч.).

1 ч. (практ.) – объяснение техники выполнения работы, создание детьми аппликации по каслинскому литью (ограда и фонарь из черной бумаги на цветном фоне).

1 ч. (практ.) – продолжение создания аппликации, оформление на цветном фоне.

Раздел 3. Златоустовская гравюра на стали.

Тема 1. «Кисть, золото и сталь» (1 ч.).

1 ч. (теория) – инструктаж о правилах поведения в общественном месте, в транспорте,  поездка в Златоуст либо экскурсия в музей.

Тема 2. «Золотой крылатый конь» (2 ч.)

1 ч. (теория) – беседа об основных изделиях Златоустовского завода,  которые запомнили дети, беседа о труде мастеров гравюры, впечатления после посещения музея.

1 ч. (практ.) – исследование и составление проекта в парах об одном из изделий, что больше всего запомнилось и понравилось, описание одного из изделий.

Тема 3. «Мастера-гравировщики» (2 ч.).

1 ч. (теория) – беседа-объяснение об основных образах и орнаменте в изделиях (об образе оленя, коня, глухаря; о цветочном орнаменте и украшениях каймы).

1 ч. (практ.) – выполнение элементов орнамента (тренировочные зарисовки цветочного орнамента и элементов пейзажа на белой бумаге). Работа с фломастерами.

Тема 4. «Животные Урала в золотом обличии» (2 ч.).

1 ч. (практ.) – повторение и выполнение образа животного-оленя/коня и птицы (поэтапное объяснение, тренировочная зарисовка). Работа фломастерами.

1 ч. (практ.) – составление композиции с образом одного из животных на цветном фоне. Работа фломастерами.

Тема 5. «Березка в серебре, да в золоте» (2 ч.).

1 ч. (практ.) – объяснение техники выполнения и тренировочное выполнение элементов орнамента (цветы, геометрические узоры) на белой бумаге. Работа фломастерами.

1 ч. (практ.) – создание таблицы с разными видами растительного орнамента на желтой бумаге. Работа фломастерами.

Тема 6. «Золотой пейзаж» (2ч.).

1 ч. (практ.) – начало создания композиции с образом животного, либо с пейзажем на цветном фоне. Работа фломастерами.

1 ч. (практ.) – завершение пейзажа в виде златоустовской гравюры.

Раздел 4. Ювелирное искусство Урала.

Тема 1. «Где прячутся Уральские самоцветы?» (2 ч.)

1ч. (теория) – вводная беседа о значении и видах Уральских поделочных камней. Где добываются.

1 ч. (практ.) – подготовка к проекту (в парах) об одном из Уральских поделочных камней: сбор информации, обработка, сортировка. Выступление с проектом.

Тема 2. «Все разные и все красивы: виды украшений» (1 ч.)

1 ч. (практ.) – исследование о видах изделий из Уральского камня, об их предназначении, анализ реальных ювелирных украшений в группах (каждая из групп приносит одно украшение из уральского камня и рассказывает о нем. Другие группы рассматривают, слушают).

Тема 3. «Мастера-ювелиры» (3 ч.)

1 ч. (теория) – беседа о формах украшений, об особенностях расцветки камней, их значении. Показ различных ювелирных украшений (на картинках, либо реальных украшений или сувениров). Подробное рассмотрение текстуры камней.

1 ч. (практ.) – объяснение способов зарисовки и зарисовка необходимых и важных особенностей камней (текстура, форма, цвет). Работа с гуашью на белых листах.

1 ч. (практ.) – зарисовка изделий из Уральских камней, представление своих работ, рассказ о выборе цветов, форм, значении.

Тема 4. «Лепим, красим, мастерим!» (2 ч.)

2 ч. (практ.) – подготовка необходимого оборудования, создание украшения из соленого теста(из глины) по зарисовке.

1 ч. (практ.) – продолжение работы с украшением, раскрашивание высушенной работы. Подготовка к выставке, проведение выставки (детские работы по поделочным камням).

Тема 5. Праздник народных ремесел (2 ч.)

1 ч. (теория) – повторение о правильности оформления своих работ, беседа о празднике народных ремесел, обсуждение выставки, подготовка к ярмарке «Праздник народных ремесел», сбор всех работ. Повторное проведение диагностики «Проверка знаний культуры края».

1 ч. (практ.) – проведение ярмарки, выставка своих работ (по желанию на продажу). Тематические наряды. Праздник проводится на территории школы.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

Когнитивный

1. Полнота знаний об искусстве Урала

Опрос (Приложение 1)

Сентябрь, май.

2. Желание знакомиться с декоративно-прикладным искусством Урала

Мотивационный

1. Личностное отношение к изучению искусства Уральских ремесел

Опрос (Приложение 1)

2. Активность при изучении искусства Уральских мастеров

Деятельностный

1. Грамотный выбор элементов и составление композиции

Анализ творческих работ учащихся, выставка работ (Приложение 2)

Сентябрь, ноябрь, январь, март, май.

2. Внесение элементов творчества в композицию

Методическое оснащение

1) Для учащихся

Обязательная литература:

1. Ленковская, Е.Э. Сокровища Рифейских гор: о традиционных уральских художествах – детям и взрослым / Е.Э. Ленковская. – М.: Генри Пушель, 2016. – 256с.

Дополнительная литература:

  1. Бажов, П.П. Малахитовая шкатулка. Сказы / П.П. Бажов. –М: Эксмо, 2016. - 160 с.

Интернет ресурсы:

1.Уральский следопыт. URL: http://www.uralstalker.com/uarch/us/2018/07/24/

2) Для учителя:

Обязательная литература:

  1. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ Н.М. Сокольникова. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. -368с.
  2. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли): Учеб. для ПТУ. -4-е изд., перераб. и доп./ Р.А. Бардина. -М.: Высш. шк., 1990. -302 с.

Дополнительная литература:

  1. Григорьева, Е. В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей/ Е.В. Григорьева. – Челябинск. : Юж.-Урал. кн. изд-во,1999. -128 с.
  2. Народные художественные промыслы / Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др.; Под общ. ред. О.С. Поповой. - М. : Легкая и пищевая пром-сть, 1984. -192 с.

Интернет ресурсы:

  1. Каслинский завод архитектурно-художественного литья. URL: http://kac3.ru/history/
  2. Наш урал. URL: https://nashural.ru/culture/podarki-s-urala/ural-souvenirs/juveliry-urala/ 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета по измерению познавательного интереса к изучению декоративно-прикладного искусства Урала (составлено самостоятельно).

1. Тебе нравится посещать уроки технологии, изобразительного искусства, кружки по рукоделию?

а) нравится, так как у меня это хорошо получается и мне это интересно;

б) не очень, так как не всегда получаются хорошие работы;

в) не нравится, так как у меня не получается мастерить и рисовать, мне не интересно.

2.  Интересно ли тебе изготавливать различные поделки, сувениры на уроках и кружках?

а) да,  я всегда с интересом мастерю;

б) не всегда, когда есть хорошее настроение и желание что-либо сделать;

в) нет, я не люблю мастерить, мне это не интересно.

3. Что такое декоративно-прикладное искусство?

а) это вид искусства, в котором мастера украшают(декорируют) предметы быта: посуду, одежду и т.д.;

б) это искусство украшения;

б) это искусство, в котором декорируют и прикладывают.

4. Знаешь ли ты, какими ремеслами знаменита Челябинская область? (возможно несколько вариантов ответа)

а) Хохломская роспись;

б) Каслинское художественное литье;

в) Златоустовская гравюра;

г) Гжельская роспись;

д) дымковская игрушка;

е) ювелирное дело.

5. Хотел бы ты узнать больше об искусстве нашего края?

а) да, потому, мне это интересно, я здесь живу;

б) не очень, мне хватает того, что я уже знаю;

в) нет, мне это совсем неинтересно.

6. Что бы ты рассказал, если бы тебя спросили, чем знаменит Урал?

Урал знаменит______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Обработка результатов анкетирования.

Полнота знаний об искусстве Урала. Вопросы: 3, 4.

Варианты ответов:

3-а; 4-б, в, е. (Высокий уровень)

3- б; 4- а, г, д, е, либо а, в, д, е и др. варианты. (Средний уровень)

3- в; 4- а, г, д. (Низкий уровень)

Желание знакомиться с искусством Урала. Вопрос 5.

Варианты ответа:

5-а (Высокий показатель)

5-б (Средний показатель)

5-в (Низкий уровень)

        Личностное отношение к изучению Уральских ремесел.Вопрос 6.

Варианты ответа:

- дан полный ответ, включающий в себя природу, культуру и ремесла Урала. (Высокий уровень)

- пропущен, либо ответ содержит неполную информацию.(Средний уровень)

-пропущен, либо не связан с природой, традиционном искусством, ремеслами. (Низкий уровень)

        Активность при изучении искусства Уральских мастеров. Вопросы: 1,2.

Варианты ответов:

1-а; 2- а. (Высокий уровень)

1-б; 2-б. (Средний уровень)

1-в; 2-в. (Низкий уровень)

Приложение 2

Критерии анализа творческих работ учащихся.

        Правильность выполнения работы.

Высокий результат: работа выполнена в соответствии с требованиями техники, композиции, цвета, формы и др. критериями.

Средний результат: работа выполнена с частичным соблюдением требований.

Низкий результат: работа не соответствует необходимым требованиям.

        Оригинальность.

Высокий результат: работа не является копией представленного образца, учащийся сам составил композицию и внес достаточно оригинальных элементов.

Средний результат: работа похожа на представленный образец, имеет некоторое количество оригинальных элементов.

Низкий результат: работа полностью копирует представленный образец, не имеет оригинальных элементов.

        Аккуратность.

Высокий уровень: работа выполнена аккуратно, внешне эстетична.

Средний уровень: работа в некоторых моментах неаккуратна, но внешне сохраняет эстетику.

Низкий уровень: работа выполнена неаккуратно, внешне не эстетична.

Материально-техническое обеспечение

Наименование

Количество (шт.)

Техническое оснащение

  • Компьютер для учителя.
  • Принтер.
  • Проектор.
  • Доска.

1

1

1

1

Канцелярия

  • Бумага А4 белого цвета.
  • Бумага А4 желтого цвета.
  • Фломастеры.
  • Карандаши.
  • Цветной картон.
  • Карточки с заданиями.
  • Таблицы с орнаментами и образами животных.
  • Ватман.

15

4

1 уп.

1 уп.

1 уп.

1

6

1

Другие материалы

  • Изделия каслинского литья.
  • Уральские камни.
  • Ювелирные украшения из Уральских камней.

3-4

4-5

4-5

 курса внеурочной деятельности

Список используемой литературы

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. –М. : Просвещение, 2011. – 233 с.
  2. Программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство». URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-1053807.html (Дата обращения: 01.05.2019)
  3. Сандюкова, С. А. Особенности организации кружковой работы по декоративно-прикладному искусству: // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-organizatsii-kruzhkovoy-raboty-po-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-na-primere-hanty-mansiyskogo-regiona (Дата обращения: 24.04.2019)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -33 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «МАСТЕРА УРАЛА »

Слайд 2

Цель: формирование интереса к декоративно-прикладному искусству Южного Урала в развитии младшего школьника, проживающего на данной территории посредством изучения народных ремесел региона.

Слайд 3

Планируемые результаты: Познавательные: Знать основные ремесла Урала и их значимость для общественности. Знать основы изготовления изделий ремесел Урала. Личностные: Проявлять патриотические чувства к искусству Урала. Проявлять уважительное отношение к истории и культуре своего родного края. Знать эстетические потребности в изготовлении работ, относящихся к ремеслам Урала. Метапредметные : Уметь применять полученные знания в жизни. Уметь оценивать результаты творческой деятельности. Знать критерии оценивания результатов творческой деятельности.

Слайд 4

Тематическое планирование Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство Урала. Цель раздела: выявление знаний детей о культуре своего края; формирование представления об Уральских ремеслах, знаменитых декоративно-прикладных направлениях, существующие на территории Челябинской области

Слайд 5

Раздел 2. Каслинское художественное литье . Цель раздела : формирование знаний об истории возникновения промысла; расширение кругозора детей.

Слайд 6

Раздел 3. Златоустовская гравюра на стали. Цель раздела: развить эстетическое чувство; расширить общие знания об истории края.

Слайд 7

Раздел 4. Ювелирное искусство Урала. Цель раздела: узнать дополнительную информацию о природных богатствах края; развивает эстетическое чувство; развивает бережное отношение учащегося к природе.

Слайд 8

Мониторинговая карта

Слайд 9

Мониторинговая карта

Слайд 10

Используемое методическое оснащение 1) Для учащихся Обязательная литература: • Ленковская , Е.Э. Сокровища Рифейских гор: о традиционных уральских художествах – детям и взрослым. Дополнительная литература: •Бажов, П.П. Малахитовая шкатулка. Сказы. Интернет ресурсы: • Уральский следопыт. URL: http://www.uralstalker.com/uarch/us/2018/07/24/

Слайд 11

Используемое методическое оснащение 2) Для учителя: Обязательная литература: Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе . Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры . Дополнительная литература: Григорьева, Е. В. Природа Южного Урала: Учебное пособие . Народные художественные промыслы / Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др. Каслинский завод архитектурно-художественного литья. URL: http://kac3.ru/history/ Наш У рал. URL : https :// nashural . ru /

Слайд 12

Спасибо за Внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кукаркина Анастасия Александровна

ВОЖАТСКИЙ КЕЙСhttps://pp.userapi.com/c846016/v846016209/177893/KTBbPoTf2E4.jpg

        

2019 г.

Клятва вожатого

Ребятам мы в лагере поможем всегда!

 И никого не оставим в беде никогда!

Будем вставать по утрам в холода!

Будем вожатыми мы до конца!

Клянемся обязанности все наши знать!

Имидж вожатого не нарушать!

Клянемся, что будем всегда позитивные,

Открытые, дружные и очень активные!

Мы верно клянемся соблюдать дисциплину

И распорядок дня по режиму!

Клянемся дарить детям ласку, внимание. В отряде не будет непонимания!

Клянемся следить за чистотой и порядком!

Клянемся всегда смотреть за отрядом!

Мы будем примером для наших ребят!

И наши игры их несомненно сплотят!

Мы будем внимательны, добры и дружны!

Ссоры и драки нам не нужны!

Клянемся мы детям всегда помогать

И в сложных ситуациях их выручать!

Клянемся!!!

Клянемся!!! Клянемся!!!

Способы повышения мотивации в разновозрастных группах

ВОЗРАСТ

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Младший школьный возраст (7-10 лет)

 

1. Конструкторский метод мотивации(проведение мастер-классов).

2. Игровой метод мотивации(настольные игры, командные игры, подвижные игры на улице, ролевые игры, квесты).

3. Административный метод мотивации(вводная беседа, инструктаж).

Средний возраст (подростковый возраст) (11-14 лет)

1. Конструкторский метод мотивации( участие в организации мероприятий).

2. Игровой метод мотивации(ситуационные игры, зарницы,  настольные игры, квесты, полигонные игры).

3. Клубный метод мотивации(беседа, «огоньки»).

Старший возраст

(15-17 лет)

1. Административный метод мотивации(вводная беседа,инструктаж).

2. Клубный метод мотивации(беседа, «огоньки»).

3. Исследовательский метод мотивации(походы).

Воспитательная работа

        Задание 1. 

Возрастная группа

Темы воспитательных бесед

Младший школьный возраст

1.Правила поведения за столом

2.Вредные привычки

3.Экология. Загрязнение окружающей среды

Средний школьный возраст

1.Здоровый образ жизни

2.Человечность

3.Вред лжи

Старший школьный возраст

1.Нормы поведения

2.Сквернословие

3.Суицид молодежи

        Задание 2. 

Беседа: «Экология. Загрязнение окружающей среды»

Ход беседы:

Вожатый обсуждает с детьми ситуацию (например, что один из отрядов оставил после себя мусор у реки и какие последствия это повлекло). После ситуации задать детям вопросы по теме, выявляющие важность соблюдения частоты в природе.

Вопросы:

— Как человек загрязняет природу?

— Что мы можем сделать, чтобы уменьшить загрязнение?

— Что вы выбрасываете в мусорное ведро?

— Как можно использовать мусор?

— Можем ли мы исправить положение, помочь природе?

Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

 Рисование на тему «Мусор и природа».

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Аргументы:

Было бы самим детям приятно находиться в грязном месте? Нужно отвечать за свои поступки и свои действия. Нужно быть примером для других и, не смотря на чужие действия поступать правильно. Прежде чем выбросить пустую бутылку или фантик, нужно подумать и представить что это за собой повлечет, что будет с животными и растениями на том месте. Лес и водоем-дом животных, растений, в нем так же, как и в своем мусорить не нужно.

Место проведения:

Беседка либо лес.

Кричалки

1.Чикабум – крутая песня

Будем петь ее все вместе

Если нужен классный шум

Пойте с нами чикабум

Пою я бум чикабум

Пою я бум чикабум

Пою я Бум-чикарака-чикарака-чикабум!

2. Еду на танке

Вижу корову

В шапке ушанке

С рогом здоровым

Здорово корова

Как поживаешь

Dj you speak English

Чего обзываешь ?

Плыву в подводной лодке

Снова корова

В маске и ластах

С рогом здоровым

Здорова корова

Куда проплываешь

Shrechen sie Deutsch?

Чего обзываешь?

Лечу на вертолете

Снова корова

На парашюте

С видом суровым

Здорово корова

Куда пролетаешь

Ассалам алекум

Чего обзываешь?

3. Раз – два Мы не ели

Три – четыре Есть хотим

Открывайте шире двери

А то повара съедим

Поворятами закусим,

Авожатыми запьем!

Ложки – вилки поломаем,

А столовую взорвем!

А директора в подвал,

Чтобы кушать не мешал!

4. Спасибо вам за ужин,

Он был нам очень нужен.

5. Мы проголодались страшно,

Что поесть уже не важно.

Мы съедаем все подряд.

Вот такой у нас отряд

6. Чудно мы в смену свою отдыхали,

Позагорали и покупались!

В игры веселые вместе играли,

А еще пели и танцевали!

Круто мы время здесь провели.

Много друзей и подружек нашли!

Жаль расставаться нам будет, друзья!

Но потеряться никак нам нельзя!

Давайте же снова на следующий год

Вернемся сюда и пусть нам повезет!

7. Раз, два-три, четыре!
Три, четыре-раз, два!
Собираемся мы вместе
Веселиться до утра!

8. Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь.
Мы идем сейчас обедать,
И добавочки попросим!
Кто впереди? Мы впереди!
А слабаки всегда позади!
Мы обеды кушать любим,
И сильнее всех мы будем!
Повар, повар, не зевай!
На столы нам накрывай

9. На «раз» – руки вверх поднимаем,
На «два» – мы легко приседаем!
На «три» – покружимся вокруг себя,
«Четыре» – потянемся к небу любя!

10. Наш отряд, идем мы в ногу!
По широкой по дороге!
Никого мы не пропустим!
Своих шансов не упустим!

11. Раз, два,
Раз, два.
Три, четыре,
Три, четыре!
Четче шаг, шаги пошире!
Четче шаг, шаги пошире!
Мы идем отрядом дружным
Мы идем отрядом дружным,
На любимую зарядку!
На любимую зарядку!
Будем вместе заниматься,
Будем вместе заниматься!
И здоровьем наполняться!
И здоровьем наполняться!

12.Раз, два, три, четыре! три, четыре, раз, два!

солнце только что проснулось и ребятам улыбнулось!

поскорей, дружок, вставай, на зарядку выбегай!

солнце светит ярко-ярко! нам от солнца жарко-жарко!

солнышко, сильнее грей, воду в речке нам согрей!

солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!

13.Кто задору, солнцу рад? эй, команда стройся в ряд!
а команда есть? – есть! командиры здесь? – здесь!
выходи скорей на поле поддержать отряда честь.
мы идем на стадион, отряд наш будет чемпион!
мускулы: сильные! а сами все: красивые!
что задору, солнцу рад? эй, спортсмены, стройся в ряд!

14. Мы поели, мы попили,

Червячка мы заморили,

Мы пойдём, передохнём

И опять поесть придём!

15. Не устанем сочинять 
Наши громкие кричалки. 
Не устанем отмечать 
Поваров наших таланты. 
Братьям и сестрам нашим 
Приятного аппетита скажем! 

16. Раз, два- три, четыре

Три, четыре-раз, два

Ждет нас вкусная еда

Есть идем мы всем отрядом

Кушать будем до упада

17. Мы единая команда

Победим мы все отряды

И кричим мы громче всех,

Нашу команду ждем только успех

18. Ждут нас яблоки и груши

Ждет нас теплый вкусный ужин!

19. Идем мы всем отрядом

Купаться до упаду

Будем там мы загорать

И водой всех обливать

А еще мы из песка

Будем строить города!

20. Встали рано утром

Чтобы все успеть-

И почистить зубы,

И сходить поесть.

А затем нам нужно

Вместе поиграть

Будем мы отрядом

На сцене выступать

А потом на ужин

И ложиться спать!

Структура постоянных органов самоуправления в отряде

«ОТРЯД ИКС»



                                                                                                              Супер-Икс
                                                                                                              (вожатый)


             
                                    Икс-советник                                                                                                          Мистер Хэппи
                               (советник вожатого)                                                                                                                      (затейник)



             Человек-ЗОЖ                                                                                                                     Человек-Эврика
       (советник по ЗОЖ)                                                                                                           (советник по творчесву)
                                             

               

                                                                Мистер Пропер                                               Человек-новость      
                                                               (советник по чистоте)                                      (информатор)



Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

 История образовательного учреждения МАОУ «Образовательный центр №1» началась относительно недавно. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Образовательный Центр № 1" создан 20.12.2016 г. на основании Распоряжения Первого заместителя Главы города  путём слияния и создания на базе двух школ МАОУ «ОЦ №1». Сама же школа (МБОУ №87) ведет свою работу с 1982 года.

Обязательными структурами управления являются: Наблюдательный совет,  Общее собрание работников, Педагогический совет. Совет Учреждения, Попечительский совет, Совет учащихся.

Основные направления деятельности методической службы. Методическая тема школы: ««Совершенствование качества образования  в условиях реализации ФГОС начального общего образования (НОО) и введения ФГОС основного общего образования (ООО)».

Цель:  повышение качества образования через непрерывное  развитие учительского потенциала,  повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов   для успешной реализации ФГОС и воспитания  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Задачи:

-Создание  условий  для реализации ФГОС  начального образования  (НОО)  и для поэтапного введения ФГОС основного общего образования (ООО).

-Создание условий  (организационно-управленческих, методических, педагогических) для обновления основных образовательных программ образовательного учреждения в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом.

-Совершенствование   методического  уровня  педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.

-Активизация  работы  по выявлению,  обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

-Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.

Формы методической работы в образовательном учреждении:

-семинары;

-«методические недели»;

-методические мастер-классы;

-тренинги;

-показательные уроки.

Эффективность организации методической работы учителя зависит от личной инициативы преподавателя, а так же в правильно составленному плану методической работы и исправной, рабочей метод. структуры. Если все выше перечисленные пункты будут реализованы, то учитель будет не только исполнять свои методические обязанности, но и получать удовольствие от своей работы.



Предварительный просмотр:

(слайд1) Здравствуйте! Я студентка 35 группы, Кукаркина Анастасия, представляю свое исследование на тему «Развитие интереса младших школьников к изучению уральских народных ремесел». Руководитель Подгорская Татьяна Алексеевна.

Актуальность проблемы, ученые.

(слайд2)Современные младшие школьники, в связи с развитием технологий, изменениям в обществе, стали равнодушнее относиться к культуре своей страны и малой родины.

Проблема воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. В данном исследовании из всего многообразия народного искусства нами избран региональный аспект.

С детства ребенку необходимо рассказать о том месте, где он живет, о традициях и культуре его народа, ознакомить с понятием «малая Родина», показать её важность.

(Слайд3)Исследования ученых Тамары Семеновной Комаровой, Галины Павловны Новиковой, Бориса Семеновича Лихачева и др, занимающихся изучением духовно-нравственного и эстетического воспитания мл. школьников, доказывают, что у современных школьников патриотические (и др. духовно-нравственные качества) находятся на среднем уровне развития. Формирование этих качеств начинается с пробуждения интереса школьников к изучению родного края, малой родины и их искусства. Именно поэтому развитие познавательного интереса так важно.

(слайд 4)В настоящее время в школах Челябинска и Челябинской области младшие школьники изучают предмет «регионоведение», где они знакомятся с географией, природными богатствами, промышленностью. Часов на изучение традиций народных ремесел в данном предмете явно недостаточно. Поэтому не происходит возрастание должного интереса школьников к более глубокому познанию искусства уральских мастеров. Несмотря на наличие достаточного количества времени для организации внеурочной работы с младшими школьниками, учителя редко выбирают кружки и мероприятия по теме искусства Урала.

Это противоречие обоснованно недостаточной компетентностью педагогов в методике организации внеурочных занятий и отсутствие современных наглядных пособий для занятий.

тема исследования

(слайд5)На основании актуальности проблемы и противоречий  нами сформулирована тема исследования: Развитие интереса младших школьников к изучению уральских народных ремесел.

(слайд6)Цель исследования: определить значимость изучения декоративно-прикладного искусства Южного Урала в развитии интереса младшего школьника, проживающего на данной территории.

(Слайд7)Объект и Предмет представлены на экране

(слайд8)Задачи исследования:

-  изучить основные ремесла Урала и их значимость;
- определить роль изучения  ремесел в развитии интереса младшего школьника к родному краю;
- изучить формы внеурочной деятельности;
- обобщить знания об организации внеурочной работы направленной на развитие интереса младшего школьника.

(слайд9)Методы представлены на экране

(Слайд10)Содержание главы

(слайд 11)В первой главе нами было исследовано становление декоративно-прикладного искусство Урала и способы организации занятий по основным ремеслам края.

(Слайд 12, 13,14)Мы описали полезные ископаемые Урала и их роль в становлении культуры этого края. И выделили три основных ремесла, прославленных на Урале: это Каслинское художественное литье из чугуна, Златоустовская гравюра на стали, ювелирное искусство.

Значение знакомства младших школьников с художественными ремеслами Урала заключается в том, что знание культуры малой родины воспитывает чувство патриотизма и другие духовно-нравственные качества. Но для начала, у ребенка должен сформироваться интерес к познанию культуры своего края. (слайд 15)Без интереса познавательная деятельность не дает результата. «Интерес» – это избирательное отношение личности к какому-либо предмету или явлению. (слайд16)Познавательный интерес заключается в заинтересованности ребенка к учебной деятельности, а творческая деятельность является основой его формирования. (слайд17)Во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС предоставляются широкие возможности для создания кружков в которых … (слайд 18) Кружок наиболее часто используется для проведения занятий, относящихся к краеведческой теме. Нами были рассмотрены способы планирования и организации занятий по искусству Урала. (слайд 29) В плане кружка будут предусмотрены теоретические занятия и много практических, творческих заданий. Мы предлагаем использовать наиболее оригинальные современные техники и способы выполнения заданий, в которых ярко проявится познавательный интерес учащихся к этим народным ремеслам Урала. На данных кружковых занятиях реализуется творческая деятельность учащихся. Благодаря этим занятиям у учащихся сформируется интерес к дальнейшему познанию истории культуры Урала.

Методико-технологическая часть

(слайд 20-24)Обратимся непосредственно к методическому комплекту кружка «Чудесная мастерская Урала». Структура комплекта включает учебные таблицы поэтапного рисования отдельных элементов Златоустовской гравюры и 2 творческие композиции с пейзажным мотивом.

(слайд 25-26) Таким образом, мы выяснили, что развитие патриотических качеств и познавательного интереса учащихся к искусству родного края может полнее проявиться, если разработать новый вариативный комплект планирования кружковых занятий и создания качественных творческих наглядных пособий к ним.

(слайд 27)планы на ВКР

В заключении, отметим, что данным исследованием тема не завершается, в дипломном проекте мы планируем разработать план кружка «Чудесная мастерская Урала» с целью повышения интереса младшего школьника к малой родине, а так же  дополнить методический комплект материалом по каслинскому литью и ювелирному искусству.

(слайд 28)Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы