ПК 4.4
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

                               Дрогина Олеся Владимировна

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 2, группа: 26

Руководитель: Городцова Е.С.

преподаватель МДК 01.01.

Теоретические основы организации обучения в начальных классах

высшей квалификационной категории

                                     Челябинск, 2018

                                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

1.1. Историческая справка о развитии понятия «универсальные учебные действия»

6

1.2. Общая характеристика понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»  в учебной деятельности младших школьников»  в современной психолого – педагогической литературе 

9

1.3. Возрастные особенности младшего школьника как субъекта общения

12

1.4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в учебной деятельности и общении младших школьников

16

Выводы по I главе

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

24


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Поэтому целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Большие возможности для этого предоставляет освоение учащимися универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, т.е. создают условия  для развития личности и ее самореализации. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС НОО определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Коммуникация – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Мы ежедневно вступаем в межличностное взаимодействие для достижения значимых для нас целей. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося Низкий уровень   коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

На основании актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в учебной деятельности младших школьников».

Цель исследования: раскрытие сущности понятия УУД и формирования  коммуникативных УУД в учебной деятельности младших школьников

Задачи исследования:

- провести отбор тематической литературы по проблеме исследования;

- раскрыть сущность понятия УУД;

- ознакомиться с классификацией видов УУД;

- обобщить материалы исследования.

Методы исследования:

- знакомство с литературой исследования;

- теоретический анализ литературных данных;

- систематизация изученного материала;

- обобщение материалов исследования.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

1.1. Историческая справка о развитии понятия «универсальные учебные действия»

Возникновение понятия универсальные учебные действия связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений, навыков к развитию личности учащихся. Формирование УУД – надежный путь повышения качества образования.

Универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской О.А. Карабановой, Н,Г Салминой и С.В.Молчановым.

Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия (далее по тексту УУД) в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [1,c. 46].

В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [12,c. 155].

Методисты выделяют следующие функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к ее непрерывному образованию  [11,с. 71].

А. Г. Асмолов указывает на 4 блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотрим каждый из них подробно.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях включает в себя: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическую ориентацию.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция. Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Они включают: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Остановимся более подробно на коммуникативных универсальных учебных действиях А.Г. Асмолов подчеркивает, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1, с. 58].

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [12, с. 119].

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства [10, с. 108].

1.2. Общая характеристика понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»  в учебной деятельности младших школьников  в современной психолого – педагогической литературе

С внедрением ФГОС в систему образования главную роль в достижении результатов является формирование универсальных учебных действий (УУД). Выпускники школы должны не только владеть предметными знаниями, но готовые  к самореализации. Как справедливо отмечают специалисты, это достигается систематическим формированием умения учиться, сознательного и активного присвоения младшими школьниками социального опыта [1,c. 31].

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Так,  на начальном этапе обучения индивидуальные успехи  школьника впервые приобретают социальный смысл, в связи с этим основной задачей начальной школы является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

 Именно с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности. Коммуникация рассматривается, как взаимодействие и коммуникативные действия,  должны быть направлены на учет позиции собеседника, что определяет интеллектуальный аспект коммуникации, Также  коммуникация, должна выступить как кооперация. Именно вторую большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество [10,c. 96-97].

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке, его образования.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении  открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Для того, чтобы обеспечить младшим школьникам социальную компетентность, нужно развивать коммуникативные универсальные учебные действия. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты [6,c. 75].

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. [13,c. 68]

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе [12,c. 79].

1.3 Возрастные особенности младшего школьника как субъекта общения

В связи с тем, что мы рассматриваем возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий именно в младшем школьном возрасте, нам необходимо рассмотреть психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.

 Младший школьный возраст- это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новые социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус [5, с 73].

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Несмотря на то, что для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, для младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, характерно синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность установить связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-визуальное мышление, непосредственно воспринимаемое ребёнком, это уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В дошкольной психологии и педагогике развитию речи и общения уделяется большое внимание. Но, как показывает практика, уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников очень сильно варьируется, он весьма далек от желаемого [11, с. 210].

В контексте предлагаемой концепции УУД коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое (т. е. не негативное, а желательное эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

К концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности [1, с. 118].

К концу 6 – 6,5 годам дети умеют слушать и понимать чужую речь, оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства и понимать чувства другого.

У 6 – 7-летних детей должны появиться произвольные формы общения со взрослым. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное отношение к себе.

У детей дошкольного возраста господствует эгоцентрическая позиция в межличностных и пространственных отношениях. В общении данная позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве, и кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.

Создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование навыков эффективного сотрудничества со сверстниками послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.  В 6 – 7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации в контексте общения со сверстниками – прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей [7, с. 283].

Таким образом, на предшкольной ступени от ребенка требуется хотя бы элементарное понимание (допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения [6, с. 304].

По мере приобретения опыта общения дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.

В итоге к концу ступени начального обучения коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, приобретают существенно более глубокий характер. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом [15, с. 84].

Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе.

Коммуникация как сотрудничество – коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Готовность ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации является необходимым условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов.

В рамках существующей системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания [5, с. 102].

Совершенствовать речь необходимо с помощью организации совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Их и считают важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД на ступени начального обучения [10, с. 54-56]

1.4 . Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в учебной деятельности и общении младших школьников

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся. Современное динамично развивающееся информационное общество одной из важных задач образования определяет формирование и развитие коммуникативных умений учащихся. Данный факт подтвержден в последней разработке Федерального государственного общеобразовательного стандарта, определяющем развитие коммуникативной компетентности одной из главных задач образования [2, с. 26].

Подходы к решению проблем формирования коммуникативных универсальных учебных действий отражены в многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.А. Любинской, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Е.В. Руденского, Е.О. Селевко, Г.К. Смирновой, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, др.). Данной проблеме посвящены исследования по методологии развития коммуникативных умений младших школьников (А.Г. Асмолов, Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова и др.). Анализ работ показывает, что в них излагаются общетеоретические положения коммуникации или фокусируется внимание в основном на формировании групп предметных навыков. При этом в условиях активного внедрения ФГОС нового поколения, отмечается необходимость разработки конкретных методик и рекомендаций по развитию метапредметных навыков, коммуникативных универсальных действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики, в конечном счёте, приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, ученик научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [2, с.51].

Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативных универсальных учебных действий, по мнению широкого круга исследователей, является применение дидактических игр в процессе обучения. Именно в общении ребёнок получает опыт анализа, синтеза информации, конкретизации и обобщения, построение понятийного аппарата и т. д. С приходом в начальную школу ребёнок уже обладает некоторыми базовыми навыками коммуникации, которые являются необходимыми не только для процесса образования, но для гармоничного развития психики и личности ребёнка.

Среди подобных критериев исследователи выделяют следующий набор:

  • потребность детей в коммуникации как со взрослыми, так и с детьми своего возраста;
  • обладание некоторыми вербальными и невербальными приёмами общения;
  • лояльное (или позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • фокусирование внимания на собеседнике, неподдельный интерес в общении;
  • умение слушать собеседника.

Без данного набора базисных умений, как считают исследователи, невозможно формирование полноценного многогранного аппарата коммуникации.

А.Г. Асмолов при характеристике возрастных особенностей коммуникативных умений младших школьников предлагает следующее деление:

  • коммуникация как взаимодействие;
  • коммуникация сотрудничество;
  • коммуникация условие интериоризации [1, с. 72].

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства [1, с. 54].

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

- снижается школьная тревожность;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей [6, с. 213-215].

В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определённый социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также  всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

К числу таких задач относятся толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагает:

  • осознание приоритетности многих общих для всех членов общества
  • следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам современности;
  • понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг друга  и обмене информацией, т. е. умении слушать и слышать друг друга;
  • умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор [2, с. 162].

Развивающий потенциал коммуникативных УУД не ограничивается сферой своего непосредственного приложения — общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу  школьников.

Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям) [2, с. 180].

Выводы по I главе

Из всего выше рассмотренного можно сделать следующие выводы:

 - существует четыре вида УУД, как: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

- именно с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности.

- содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

- если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных и познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.

В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи:

- на основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме были определены теоретические предпосылки формирования коммуникативных УУД младших школьников;

- сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам уточнить содержание понятия «универсальные учебные действия младших школьников».

 Под «универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

В основу данной работы положена классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер личностных учебных действий проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный и метапредметный характер;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как «умение учиться». Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, ее развитие и становление.

В курсовой работе мы планируем рассмотреть  методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий  у младших школьников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя, /Асмолов, А.Г., Барменская Г.В. и др. - Москва: «Просвещение», 2011. —152 с.
  2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева Начальная школа плюс до и после, 2012. – 194 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Божович Л.И. -  Москва: «Просвещение», 2008. — 464 с.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. / Божович Л.И. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. —352 с.
  5. Венгер, А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина / Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. - Москва: «Просвещение», 2008. —168 с.
  6. Воронцов, А.Б. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. / Воронцов, А.Б., Чудинова Е.В. — Москва: АПКиПРО, 2007. —320 с.
  7. Днепров, Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы / Э. Д. Днепров. – Москва: МГУ ВШЭ, 2012. – 266 с.
  8. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений  /Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.
  9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-Москва: Издательский центр «Академия», 2011.-176с.
  10. Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних  педагогических учебных заведений. / Коджаспиров А. Ю. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
  11. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
  12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. Леонтьев А.А. - М.: Смысл, 2009. - 365 с.
  13. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - Москва: «Просвещение», 2007.—256 с.
  14. Радугин, А.А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» / А. А. Радугин. – Москва: «Центр», 2009. — 346 с.
  15. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
  16. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - Москва: Инфра-М, 2015. - 381 c.



                                       



Предварительный просмотр:

Рецензия на статью «Приобщение младшего школьника к чтению в семье»

Автором статьи является И. В. Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы.

Андреева акцентирует внимание на важности чтения книг младшими школьниками.

В данной статье она обобщает свой семейный опыт приобщения ребенка к книге, опыт родителя и педагога.Автор обращает внимание на то, что в семьях, где не читают родители, у ребенка не появится  большой интерес к книгам.

Андреева приводит в пример себя и свою дочь, показывая, что приобщить ребенка к чтению можно на собственном примере. Важно обсуждать прочитанное, делиться своими эмоциями, тогда ребенок проявит интерес и чтение будет в радость.

Автор справедливо отмечает, что выбор книги для младшего школьника очень важный и ответственный процесс. Поэтому родителям рекомендуется также прочитать произведение, выбранное ребенком.

Особо следует подчеркнуть, что Андреева говорит о том, что приобщение ребенка к чтению – задача не только школы, но и семьи. Практически полезна информация для родителей об авторах, чьи произведения понравятся детям.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Я согласна с мнением автора о важности чтения. Чтение книги не заменит краткого содержания в интернете, которым пользуются сейчас школьники.Уже приходя в 1 класс, большинство детей умеют читать. Нужно очень ответственно относиться к подбору произведений по литературе для каждого класса школы. Данная статья рекомендуется для прочтения.