Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах (мастер-класс)
учебно-методический материал

Прокопенко Лариса Геннадьевна

Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.Данный материал предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроках в начальных классах.

Аудитория: учителя начальных классов, педагогический состав школы

Оборудование: компьютер, проектор; два плаката с нарисованными на каждом из них дерева («Яблоня», «Лимонное дерево»); вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны (по количеству участников), карточки «Инфо- угадай-ка», «Кластер», «Синквейн» (для каждой группы);

Ход мастер-класса:

I.Орг.момент.

   Уважаемые коллеги! Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча- глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения).

   С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать и метод «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

 II. Сообщение темы, введение в неё.

   Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно  нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Активные методы обучения -это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

   Активные методы обучения целесообразны на всех этапах урока: орг.момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, организация самостоятельной работы и т.д. Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

 III. Знакомство с основными видами АМО.

 1.АМ  выяснения целей, ожиданий и опасений.

  Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад». Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают( хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

  Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

  Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

  Предлагаю выполнить первое задание. Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе лимонное дерево. По теме «Имя прилагательное» предлагаю на яблоках записать свои ожидания, а опасения на лимонах.( Раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).

   Зачитайте вслух свои ответы. ( По желанию).

   На этом этапе можно использовать методы: «Дерево желаний», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья», «Ковёр идей».

2.АМ презентация учебного материала

  Сегодня в конце мастер-класса вы сможете:

а). Объяснить, что такое активные методы обучения.

б). Отличать виды активных методов обучения от других методов обучения.

в). Видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

  Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения». Для этого применим метод «Инфо-угадайка». Цели этого метода: представление и структурирование нового материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах.

Сектор №1 «Понятие».

   Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Запишите на листочках.

Сектор №2.  «Этапы урока».

 Активные методы применяются на всех этапах урока.(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов уроков, релаксация).

  Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

Сектор №3. «Виды АМО». Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их. К этому сектору мы вернёмся в конце урока.

Сектор №4. «Цели применения АМО». Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

     Возьмите пожалуйста листы бумаги, на которых написано название этого метода. Листок разделён на четыре сектора. Тема «Имя существительное».   Запишите ключевые слова к каждому разделу. (После обсуждения выслушиваются ответы).

3. Метод «Составление кластера».

   Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

 Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Части речи».(Работа в группах). Давайте проверим, что у вас получилось.

4. Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

   Следующий метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие:

V

+

-

?

!

Знаю

Новое

Иначе думал

Не знаю

Ответ готов

  Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

  Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы учащихся. После прочтения текста ученик своими словами заполняет таблицу. Данный метод позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить её дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному, два тезиса или положения.

    Прочитайте пожалуйста сказку «Путешествие частей речи», применив метод Инсерт». (Работа в группах).

 5. АМ релаксации.

  Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

  (Под тихую музыку). Закройте пожалуйста глаза. Наберите грудью побольше воздуха  и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.

6. Метод «Написание синквейна».    На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке  слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

  Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе

 Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.  

Илья Муромец

Могучий, храбрый

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

Герой

 С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.

  Уважаемые коллеги, попробуйте составить синквейн  самостоятельно. Итак, тема синквейна «Родина». Запишите на карточках. Заслушиваются ответы групп.

7.Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».  

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

 Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

IV. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

   Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.

( «Кластер», «Инсерт»,  «Синквейн»).

   Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер- класса. Определите для себя, оправдались ли они.(Выслушиваются ответы по желанию).

   Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.

   Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

   Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или  нет, это уже дело  творчества учителя.

    В заключение хочу пожелать всем  творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: •    формирование положительной учебной мотивации; •    повышение познавательной активност...

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Опыт работы по теме: "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"

Опыт работы по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» 1.Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения.2.Х...

Сообщение по теме: «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» (из опыта работы)

Статья с перезентацией, которая содержит краткое описание активных методов обучения, варианты  использования их в учебном процессе....

Выступление на ГМО. "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах."

Статья рассказывает о применении активных методах обучения на уроках в начальной школе....

Мастер – класс: «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Целесообразность применения технологии "Активные методы обучения" в процессе обучения в том, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно- инф...