УМК "Перспектива" как инструмент формирования УУД
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Пронина Надежда Фёдоровна

Концептуальная основа УМК «Перспектива» отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_perspektiva_kak_instrument_formirovaniya_uud.docx16.06 КБ
Файл umk_perspektiva.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

УМК "Перспектива" как инструмент формирования УУД

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.

Какие дети приходят в современную начальную школу?

 Дети информированы, но бессистемно;

 Дети обладают ограниченным диапазоном способов общения;

 Дети являются носителями различных культур;

 Дети имеют разный уровень подготовки к школе.

 В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

 Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить цели, планировать и оценивать свою деятельность, полно и точно выражать свои мысли, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сохраняя доброжелательность и проявляя терпимость к иным точкам зрения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся должен стать " профессиональным учеником ". Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное учебно - методическое сопровождение образовательного процесса. В 2011- 2012 учебном году я начала работать по новому учебно - методическому комплекту «Перспектива».

Концептуальная основа УМК «Перспектива» отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

 обучение как средство формирования универсальных учебных действий и

личностных качеств младших школьников;

 обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к

результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

 В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

  Это человек:

 Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

 Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

 Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и

культуру каждого народа

 Любящий свою Родину

 Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий

своё и чужое мнение

 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и школой.

 Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и

окружающих.

 УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

 Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.

 В учебники включены задания для парной и групповой работы, которые учат детей коммуникативной культуре.

 Тематическое единство всех предметных линий УМК «Перспектива» выражено в следующих тезисах:

 «Я в мире и мир во мне»;

 «Хочу учиться»;

 «Я общаюсь, значит, я учусь»;

 «В здоровом теле здоровый дух ».

Заявленные тезисы авторы УМК «Перспектива» раскрывают через следующие

тематические направления:

 «Моя семья — мой мир»,

 «Моя страна — мое Отечество»,

 «Моя планета — Земля»,

 «Мир общения»,

что позволяет показать ребенку целостную картину мира.

Универсальные учебные действия в УМК «Перспектива» рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе. Показателем успешностиформирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

 знаю/могу,

 хочу,

 делаю.  

Что же должен достичь учитель, выпуская первоклассников?

В рамках формирования личностных УУД дети научатся:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать и любить семью.

3. Освоить роли ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной

деятельности.  В рамках формирования личностных УУД первоклассник научится:

 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.  Результаты формирования познавательных УУД будут следующие:

1. Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

 Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и понимать речь других, вступать в диалог, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу, продуктивно работать в паре.

УМК «Перспектива» выстроен таким образом, что одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Планируя урок в 1 классе по теме «Сравнение и счёт предметов», учитель обязательно думает не только о том, как научить счёту и

сравнению предметов, но и как он будет формировать УУД, универсальный характер которых проявляется в том, что они носят надпредметный,  метапредметный характер.  

В учебниках продумана единая система навигации для учителей, учеников и родителей «Учимся учиться». Это единые символы, которые сопровождают ученика на всех предметах и на протяжении 4-х лет обучения.  Учебники УМК «Перспектива»- это учебники новой идеологии. Они создают условия    для всестороннего развития личности ребёнка и позволяют учителю рационально и удобно организовать работу для эффективного решения образовательных задач, используя как традиционные методы и формы обучения, так и инновационные технологии. В учебно - методический комплект для начальной школы входят:

 Программы;

 Учебники;

 Рабочие тетради;

 - Методические пособия;

 Дидактические материалы и проверочные работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМК «Перспектива» как инструмент формирования универсальных учебных действий

Слайд 5

Каковы возможности УМК «Перспектива» для реализации программы формирования УУД? УМК «Перспектива» Концепция Технологический арсенал (учебники и учебные пособия; пояснительная записка к УМК на предмет развития УУД; методические пособия; технологические карты; примеры типовых задач по развитию УУД; надпредметный курс «Мир деятельности») Программы учебных предметов и внеурочной деятельности ? Электронные учебные пособия Система типовых задач по развитию УУД на материале УМК

Слайд 6

Содержание образования в начальной школе: природа и культура — среда нашей жизни Моя семья – мой мир Моя страна – моё Отечество Моя планета – Земля Формируем целостную картину мира

Слайд 7

Учимся играя Формируем познавательную мотивацию Учимся думать и рассуждать Развиваем логическое мышление Учимся действовать самостоятельно Формируем алгоритм учебного действия Работаем с разными источниками информации Формируем информационную культуру Работаем в паре, в группе, в команде, в коллективе Учим детей коммуникативной культуре Учимся общаться друг с другом и со взрослыми Учим детей правилам вежливости Учимся взаимодействовать с миром Учим детей бережно относиться к миру вокруг нас Учимся взаимодействовать с миром Учим детей разрешать ситуации Нас много и все мы разные Учим детей толерантности и патриотизму Моя семья – мой мир От замысла до поделки Учим проектной деятельности

Слайд 8

Учимся учиться Единая система навигации для учителей, учеников и родителей – работай самостоятельно – сравни – читай со взрослыми – работа в паре – читай в паре – проверь себя – текст читает взрослый

Слайд 10

Научиться учится – стать «профессиональным» учеником Уметь ставить цели Уметь планировать и оценивать свою деятельность Уметь полно и точно выражать свои мысли Уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Слайд 11

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» в начальной школе Класс Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать и любить семью. 3. Освоить роли ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Продуктивно работать в паре

Слайд 12

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределение нравственно-этическая ориентация смыслообразование нравственно-этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познаватель-ные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познаватель-ные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникатив-ные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД

Слайд 13

Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю Личностные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Воспитание личности (духовно-нравственное развитие и формирование познавательного интереса) Самоорганизация «Я сам» «Я могу» Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Я и моя семья» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю, делаю, проверяю, правлю»

Слайд 14

Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю Познавательные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия Исследовательская культура. Информационная культура Культура общения. Культура сотрудничества «Я учусь» «Мы вместе» «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Устанавливаю связи» «Решаю проблему!» «Всегда на связи» «Я и мы» «Я и мир»

Слайд 15

УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные действия смыслообразование самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка. Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия. Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий. Осознанность и критичность учебных действий. Значение универсальных учебных действий для успешности обучения

Слайд 16

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе Учитель знает Учитель умеет - важность формирования УУД школьников; сущность и виды универсальных умений; педагогические приемы и способы их формирования отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД; использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД; привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для родительского собрания на тему "Язык как инструмент формирования личности"

В презентации раскрываются основные функции языка,  его значение для формирования личности человека; цитаты и примеры доказывают основные понятия темы....

Проектная деятельность как инструмент формирования УУД

Презентция и выступление на районном семинаре.Из опыта работы....

ФГОС как инструмент формирования современной личности.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который ориентирует образование...

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования УУД у младших школьников

В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов в работе в информационном пространстве учителя начальных классов...

Исследовательская деятельность младших школьников – инструмент формирования универсальных учебных действий

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Исследование как метод должно использова...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье даны рекомендации по формированию личности мл. школьника...

Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в раз...