Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка

Терентьева Наталья Викторовна

Выступление на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Терентьева Наталья Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

03.11.2015 (протокол ШМО №2)

В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения. Задача учителя – заботиться не только о физическом, но и духовном, нравственном здоровье ученика.

Переход учащихся из детского сада в начальную школу имеет определённый период адаптации. Именно поэтому мы, учителя начальных классов, в первую очередь, обращаем внимание на индивидуальные особенности здоровья каждого ученика, пришедшего в 1-ый класс. Наша задача создать условия для включения ребёнка в учебный процесс. На уроках мы стремимся создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат, ведём целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому ученику, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребёнка. Дети должны входить в класс не со страхом получить замечание или плохую оценку, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. При подготовке к урокам обращаем внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Используем разные методы преподавания: словесный,  наглядный, игровой, аудиовизуальный, интерактивный и другие.

На уроках в начальной школе регулярно проводим динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности. Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, игровых моментов ведёт к психологической разгрузке.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося составляем задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности.

Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого используем такую форму работы, как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

Очень эффективны такие нестандартные формы:

  • Уроки-игры;
  • Уроки-экскурсии;
  • Уроки-путешествия;
  • Уроки-исследования;
  • Уроки-концерты;
  • Уроки-конкурсы и др.

Все эти формы уроков становятся формой реализации мотивации и самоопределения учащихся. На своих уроках учителя начальных классов используют ролевые, дидактические, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.

На уроках в качестве к4онтрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. На уроках окружающего мира знакомим детей с режимом дня школьника, проводим обсуждение, как дети соблюдают его. На уроках математики используем тексты задач, рассказывающие об истории Олимпийских игр, о медалях, завоёванных нашими спортсменами в разные периоды.

Одним из принципов нашей работы является выполнение домашнего задания во 2-ых – 4-ых классах только в течение учебной недели. В 1-ом классе домашние задания не задаём.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных ...

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальных классах с учётом индивидуальных особенностей детей.»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную т...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.»

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем....