Главные вкладки

    Система оценивания образовательных достижений в начальной школе
    статья (1, 2, 3, 4 класс)

    Постникова Оксана Ивановна

    Система оценивания – сложная и многофункциональная система, включающая  текущую  и итоговую

    оценку результатов деятельности младших школьников.

    Основой для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки использую

    стартовый, текущий, тематический, промежуточный контроль. Система оценивания выстраивается таким образом,

    чтобы учащиеся включались в контрольно оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

    1) В процессе своей педагогической деятельности в ключаю учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем

    чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу;

    2.Использую критериальную систему оценивания;

    3.Использую разнообразнве виды, методы, формы оценивания в том числе:

    - как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном наростании объёма внешней оценки на каждой

    последующей ступени обучения;

    -субъективные и объективные методы оценивания; стандартизированные оценки;

    -интегральную оценку, в том числе портфолио и диффиренцированную оценку отдельных аспектов обучения;

    -самоанализ и самооценку обучающихся;

    -оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивания

    осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

    Оценивание является постоянным процессом, поэтому в зависимости от этапа обучения использую использую

    диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое(тематическое, промежуточное,итоговое) оценивание.

    Всоответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

    - предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности);

    - метопредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов

    применяемые  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных

    ситуациях);

    - личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.) Соответственно, и

    оценивание происходит в соответствии с результатами образования

     

    Методы и формы оценивания*(перечислить):

    В своей педагогической деятельности использую следующие методы и формы оценивания: тест, экспресс

    вопрос,расширенный опрос, игровые методы, оценивания, контрольное упражнение. Наблюдение,

    беседа(общая дисскусия,обсуждение, подведение итогов), проведение итоговых комплексных проверочных

    работ в конце каждого года обучения. Формы контрольно –оценочных действий учащихся: входной

    контроль(стартовая работа), диагностическая работа, прорверочная работа, проектная работа, итоговая

    проверочная работа, наблюдение,самоанкетирование, тестирование, практические работы, творческие

    работы,проект,партфолио,самоанализ, самооценка, самоконтроль.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система оценивания образовательных достижений в начальной школе

    Система оценивания – сложная и многофункциональная система, включающая  текущую  и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

    Основой для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки использую стартовый, текущий, тематический, промежуточный контроль. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

    1) В процессе своей педагогической деятельности включаю учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу;

    2.Использую критериальную систему оценивания;

    3.Использую разнообразные виды, методы, формы оценивания в том числе:

    - как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объёма внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

    -субъективные и объективные методы оценивания; стандартизированные оценки;

    -интегральную оценку, в том числе портфолио и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения;

    -самоанализ и самооценку обучающихся;

    -оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, А также оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

    Оценивание является постоянным процессом, поэтому в зависимости от этапа обучения использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

    В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

    -предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности);

    -метопредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов применяемые  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

    - личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.) Соответственно, и оценивание происходит в соответствии с результатами образования.

    В своей педагогической деятельности использую следующие методы и формы оценивания: тест, экспресс вопрос, расширенный опрос, игровые методы, оценивания, контрольное упражнение. Наблюдение, беседа(общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов), проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения. Формы контрольно - оценочных действий учащихся: входной контроль(стартовая работа), диагностическая работа, проверочная работа, проектная работа, итоговая проверочная работа, наблюдение, самоанкетирование, тестирование, практические работы, творческие работы, проект, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль.

    Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними  система оценки должна:

    1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

    А) ориентировать на достижение результата

    • Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
    • Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
    • Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

    Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

    В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

    2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

    3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.  

    Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):

     1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

    2) метапредметные диагностические работы, составленные из  заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

    3)диагностика результатов личностного развития.

    Письменные контрольные работы  необходимо дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:

    -Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),

    -Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

    -Результаты учебных проектов,

    -Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

    Основные направления  и функции оценочной деятельности

    Основным направлением оценочной деятельности в образовательном учреждении является оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

    Основными функциями системы оценки являются:

    -ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание     обучающихся и на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

    -обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

    Основным объектом итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают все три группы планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО (личностные, метапредметные и предметные), составляющие содержание блоков «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень) для каждой учебной программы.

                                               

     Виды оценивания

    В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.

     4. Процедура оценивания

    Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку

     Стартовая диагностика

    Стартовая диагностика в 1 классах основывается на  результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и предметной стартовой диагностики. Мониторинг общей готовности проводится совместно со школьным психологом.

    Текущее оценивание

    В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и  метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой.

    В начальной школе частично используется технология оценивания образовательных достижений. Технологический пакет, обеспечивающий эту технологию, включает следующие материалы:  

    • Таблицы  требований и достижений,
    • Дневники школьника,
    • Сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам,
    • Электронные приложения для обработки данных проверочных работ.  

    В 1 классе успешность освоения предметных результатов фиксируется знаками «+» и «-», со 2 класса выставляется отметка по 5-балльной шкале.

    Результаты текущего оценивания фиксируются в классном журнале, в таблицах достижений у учителя и в дневнике школьника .

    Таблицы достижений заводятся отдельно по 4 основным  предметам. Они включают в себя перечень умений, соответствующих планируемым результатам освоения ООП НОО, которыми обучающиеся должны овладеть, освоив программу определённого класса, и фиксацию результата по ним в виде отметки по 5-балльной системе (1 класс в виде знаков «+» и «-») в каждой учебной четверти и за год. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную работу.

    В текущем оценивании используется и оценка ученика. Самооценка и взаимооценка осуществляются по основным предметам в заданиях необходимого уровня, которые можно проверить по эталону. Успешность выполнения фиксируется знаком «+» или отмечается на линейке достижений. В дневнике школьника  предполагается самооценка  достижения метапредметной цели, ставящейся на неделю, и  самооценка обучающимся проведённого в школе дня и своих успехов за неделю. Работа с таким дневником формирует у детей  навык самоконтроля и самооценки.

    Оценка УУД

    В процедуре текущего оценивания результатов формирования УУД принимают участие учитель и психолог.

    Деятельность учителя. У учителя и у обучающихся в дневнике есть таблица достижений по УУД.

    Сформированность ряда познавательных и регулятивных УУД можно оценить по результатам выполнения некоторых заданий контрольных работ (предметных и комплексных). Точно так же, как и при оценке предметных умений, учитель сначала определяет, какие метапредметные учебные действия будут оцениваться. Анализируя успешность выполнения заданий контрольных работ, учитель фиксирует уровень овладения УУД знаками «+» и «-» в таблице. В заданиях с открытым ответом можно оценить коммуникативное умение оформлять свою мысль в письменной форме.

    На промежуточное оценивание выносятся предметные и метапредметные результаты. Контроль за предметными результатами и уровнем сформированности метапредметных УУД осуществляется в следующей форме и со следующей периодичностью:

    Форма

    Примерная периодичность

    Предметные контрольные работы

    (русский язык, математика)

    В конце каждого полугодия

    Комплексная проверочная работа

    (на межпредметной основе)

    1-2 раза в год

    Контрольная работа по УУД

    1-2 раза в год

    Работа с текстом

    В конце каждого полугодия

    Уровень овладения предметными и метапредметными учебными действиями  фиксируется в таблицах  фиксации, анализа и интерпретации результатов выполнения работ.

    Итоговое оценивание

    Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школеПредметом итоговой оценки является способность обучающихся решать на основе метапредметных действий учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний.

    Итоговая оценка формируется на основе следующих результатов:

    • Накопленной в форме «Портфеля достижений» оценки по УУД и по 4 основным  учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир);
    •  Оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике, комплексной итоговой проверочной работы на межпредметной основе).

    При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

    Итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы.

    Портфель достижений

    Портфель достижений позволяет оптимальным способом организовать накопительную систему оценки обучающегося. Портфель достижений представляет собой сборник работ и результатов обучающегося. Цель формирования такого портфеля – продемонстрировать динамику образовательных достижений обучающегося. Портфель достижений – действенное средство для решения важных педагогических задач. С его помощью можно:

    • Фиксировать достижение планируемых результатов освоения обучающимися ООП НО;
    • Выявлять направления индивидуальной работы с ребёнком с учётом его достижений и проблем в развитии;
    • Накопить материал для аргументированной характеристики выпускника начальной школы.

    Портфель достижений ученика начальных классов  включает в себя следующие материалы:

    • Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные работы за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД; комплексные проверочные работы);
    • Систематизированные материалы наблюдений (таблицы достижений за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД);
    •  Материалы, характеризующие достижения обучающегося во внеучебной деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты).                                      

    В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа. Все остальные контрольные работы являются тематическими.

    Специфика оценивания  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов.

      Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

    -Задания по отдельным универсальным учебным действиям;

    -Комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

    Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку.

    Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

    Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

    Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы

    Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник ин...

    Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.

    В соответствии  с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

    Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

    Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов школы, так и оценку р...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

    Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходи...