Буктрейлер
статья

Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_buktreyler.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомьтесь, БУКТРЕЙЛЕР!

(Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников)

В последнее время значительно снизилась потребность детей к чтению. Интересы школьников связаны с телефонами, компьютерами. Дети всё меньше читают книги, журналы и другие печатные издания, мало ходят в библиотеку.

В современном мире важно укрепить желание узнавать из книг новое, интересное, полезное. Поэтому нам, учителям, необходимо находить и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению у своих учеников.

В своём выступлении я хотела бы обратиться к вопросу инновационной деятельности на уроках литературного чтения на примере относительно нового явления – буктрейлера.

Буктрейлер (англ. Booktrailer – «book» - книга, «trailer» - киноафиша) —

  • короткий видеоролик, созданный по мотивам книги;
  • видео аннотации книг;
  • небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. В ролике, длиной около трех минут, информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается в сеть Интернет, что способствует их беспрепятственному просмотру и активному распространению. 

Сегодня буктрейлеры прочно вошли в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому-либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке.

В школе тоже можно использовать такую форму работы. Применение создания буктрейлеров на уроках литературного чтения является инновационным методом, позволяющим не только повысить читательский интерес, но и развить творческий потенциал детей.

С помощью буктрейлеров можно познакомить человека, который не читает книги, с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами. Буктрейлеры непременно заинтересуют, и книги найдут своих читателей.

Из истории появления буктрейлеров

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.

Виды буктрейлеров

Существует классификация буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста:

  1. игровые (мини-фильм по книге);
  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  3. анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
  2. атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
  3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное - зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению.

        Как в России, так и за рубежом учреждено несколько премий в области создания буктрейлеров.

Зарубежные премии:

  • MobyAwards (огранизована издательством MelvilleHousePublishing, США);
  • BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles);
  • Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal);
  • Scottish Children’s Book Awards (SCBA) (учреждена организацией Scottish Book Trust)
  • Booktrailers Online Awards (первая премия буктрейлеров в Италии)

Российские премии:

  • Videobooks (конкурс буктрейлеров, прошел летом 2012 г.)
  • Всероссийский конкурс буктрейлеров (для участия любой желающий может снять ролик длиной не более 2 минут и отправить его на конкурс)
  • Наконец, появляются конкурсы буктрейлеров. Летом 2012-го прошел конкурс буктрейлеров, который устраивал московский книжный магазин Dodo Space. Проводятся провинциальные конкурсы, а в ноябре 2012 года стартовал первый Всероссийский Конкурс-парад Буктрейлеров

Этапы создания буктрейлера.

Создание буктрейлера http://www.youtube.com/watch?v=qPCZQzzYBns&list=PLbGUzL118NzXsNGH60Z4g6Von7ZVhv0W6&index=3 

  • Выбрать книгу, которая нравится, с которой будет интересно работать
  • Посмотреть примеры буктрейлеров и продумать идею своего
  • Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги.
  • Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку.
  • Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО
  • Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления
  • Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей, являющихся представителями целевой аудитории книги, к которой снят ролик. Проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. При необходимости сделать правки.

Предлагаю вашему вниманию Буктрейлер к сказке Пушкина «Сказа о старике и рыбке»

Буктрейлер «Красная шапочка» http://www.youtube.com/watch?v=pwXcnRA9ttM&index=99&list=PLbGUzL118NzXsNGH60Z4g6Von7ZVhv0W6 

Создание буктрейлеров – один из интереснейших процессов. В ходе работы над видеопроектом учителя приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому, быть модным и современным.

И в заключение хочется отметить, что дети будут читать, если их заинтересовать, они будут творить, изобретать, если им показать, как это делать, заразить их идеей. Буктрейлер - это замечательный метод выражения признательности книге и автору, который доступен почти любому читателю, у кого есть компьютер, фотоаппарат или видеокамера и немного свободного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буктрейлер по книге В. Драгунского "Денискины рассказы"

Небольшая презентация о книге "Денискины рассказы" ...

Буктрейлер по книге А. М. Волкова "Волшебник изумрудного города"

Небольшая презентация по книге "Волшебник изумрудного города"...

Буктрейлер по рассказу Похождение жука-носорога.

Буктрейлер по рассказу Л. Пантелева Похождение жука-носорога адресован обучающимся ОУ. В нём размещена презентация книги. Буктрейлер составлен и посвящён 70 - летию Победы в великой отечественной войн...

Буктрейлер к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Данный буктрейлер можно использовать и на уроках литературного чтения, на внеклассных мероприятиях. Цель - пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлече...

Буктрейлер как способ формирования читательского интереса.

   Я, как и наверно большинство учителей столкнулась с проблемой, дети абсолютно не любят читать. Читают только то, что задают на уроке. Чтобы привлечь детей к чтению на уроках я испо...

Буктрейлер к книге А.Н. Толстого "Лев и собачка"

Буктрейлер к рассказу А.Н. Толстого "Лев и собачка"...

Проект буктрейлер по рассказам Е.И.Чарушина

История буктрейлеров началась в 2002 году, популярность с 2005 года....