Методический семинар «Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
методическая разработка

Селина Елена Владимировна

  Сегодня много говорится и пишется о методе проектов.

Проект – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окру­жающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явле­ний, закономерностей. Научиться исследовать, значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ в урочной и внеурочной деятельности».

Я, Селина Елена Владимировна, учитель технологии и начальных классов.

  Сегодня много говорится и пишется о методе проектов.

Проект – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать, значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Проектная деятельность требует серьезной организации и материальной обеспеченности этого процесса - только тогда можно ожидать хороших результатов. Проект ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Поэтому роль учителя формировать умения находить необходимые основные знания учащимися, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания проекта.  

Таким образом, проектная деятельность развивает ученика разносторонне. Она обусловлена, в основном, двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью ее.

В своей педагогической практике при обучении я использую такие виды проектов, как исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще всего проекты межпредметные, т.к. интегрируют знания по многим предметам. Избираемые нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся. Так, при изучении предмета технологии в первую очередь мы выполняем индивидуальные творческие проекты по темам предмета, а во внеурочной деятельности групповые, межпредметные.

Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен мною, как и должно быть, для старшеклассников, которые работают индивидуально.  Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Они связаны с краеведением, этнографией, историей. Старшеклассники отдают предпочтение краеведению. И это неслучайно.  Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения.

Исследования по краеведению очень интересные и, чтобы они не затерялись, был создан проект «Когда душа перерастает в слово», результатом которого является создание альманахов, сборников, книг.  

Важность представленной работы в том, что она может быть использована следующими поколениями учащихся. Выбор темы проекта, как показывает мой опыт, не самое простое занятие  

Завершается работа над проектом его защитой, которая проходит в наиболее подходящей форме.

Мой  опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы.
При коллективной работе над проектом очень важно соблюдать этапы:
1) замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп;
2) планирование, распределение ролей (в коллективном проекте);
3) принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта);
4) выполнение проекта;
5) описание проекта;
6) защита проекта;
7) выполнение проекта;

8) оценка результатов (анализ выполнения и защиты проекта, выяснение причин удач и неудач).
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Преимущество проекта прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок "выплескивается" во внеурочную деятельность.

Таким образом, если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от нашей способности организовать проектную деятельность учащихся.

Творческие способности присущи любому человеку, нужно лишь суметь вовремя их раскрыть. Для организации творческого процесса совсем не обязательно учить гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно выявить и в обычном школьном учебном процессе.

В нашем государстве уделяется большое внимание развитию Российской литературы. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения», которая вошла в список поручений Президента РФ правительству.

Сегодня я представляю вашему вниманию проект «Когда душа перерастает в слово», в результате осуществления которого выпущена книга «Верхний Кужебар – малая родина».

Святая обязанность потомков – бережно хранить память о событиях прошлого и приумножать её.

II. Цель проекта: развитие творческого потенциала участников образовательного процесса школы и жителей села через совместную деятельность детей и взрослых по созданию и выпуску литературных сборников.

Задачи проекта:

  • способствовать овладению учащимися изобразительно-выразительными средствами литературного языка, а также продолжить развитие их творческих способностей;
  • учить ставить цели и достигать их;
  • формировать культуру  устной речи, чуткое, бережное отношение к слову, развивать мышление, воображение и речь;

III. Сроки реализации проекта.

IV. Участники проекта: учащиеся 3-11 классов школы, учительский коллектив школы, жители села, родственники учащихся.

V. Место реализации проекта:

МБОУ «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева» Каратузского района, Красноярского края

VII. Рабочий план реализации проекта.

VIII. Ресурсы, необходимые для реализации проекта: 

Необходимое оборудование и канцелярские товары

1. фотобумага для макета обложки книги

2. бумага для принтера

Для реализации проекта также необходимы – компьютерный класс, цветной принтер (они имеются в школе), а для изготовления книги найден спонсор, человек заинтересованный, чтобы эта книга появилась на свет.  Поэтому на реализацию проекта необходимо всего 620 рублей.

IX. Прогнозируемые результаты проекта:

  • повышение внимания учащихся к книге, к чтению, как важному фактору сохранения и развития отечественной культуры;
  • повышение внутренней культуры участников проекта;
  • появление у участников проекта и всех заинтересованных лиц желания создавать собственные литературные произведения разных жанров;
  • приобретение и накопление у участников проекта опыта по оформлению литературных сборников;
  • пополнение экспозиции школьного музея новыми книгами.

X. Механизм оценки результатов:

  • социологический опрос жителей села, района;
  • сравнительный анализ результатов опроса на начало и заключительный этап проекта.
  • отзывы участников образовательного процесса и жителей села о ходе и результатах реализации проекта;
  • появление спроса на публикацию и презентацию своего творчества у заинтересованных лиц.

X. Перспективы дальнейшего развития проекта:

Проект будет дальше реализовываться по различным литературным темам.