Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»
методическая разработка

Селина Елена Владимировна

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для развития творческих способностей учащихся необходим и поиск более эффективных новейших технологий. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано, что цель и основной результат образования – это развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

Учитель начальных классов и технологии Селина Елена Владимировна. МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева»

Красноярский край

Каратузский район

С. Верхний Кужебар

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для развития творческих способностей учащихся необходим и поиск более эффективных новейших технологий. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано, что цель и основной результат образования – это развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».[13] Также немаловажной для развития ребенка  является  работа в коллективе и  нахождение способов повышения мотивации к обучению. Новейшие образовательные технологии, их развитие и количество неразрывно связано с выявлением эффективности самого образовательного процесса.

В учебном проекте учащиеся должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

Схема 1.

1-й этап: УЧИТЕЛЬ – ученик

2-й и 3-й этапы: учитель – УЧЕНИК

4-й этап: УЧИТЕЛЬ – ученик

Рассмотрим деятельность учителя и учащихся (таблица 2) на каждом этапе в соответствии со схемой 1.

Таблица 2.

Алгоритм выполнения проекта

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1-й этап: Подготовка

Определение темы и цели проекта

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектной деятельности и мотивирует учащихся.
Помогает в определении цели проекта.
Наблюдает за работой учащихся.

Планирование

Определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов
(формы проекта)

Формулируют задачи проекта.
Вырабатывают план действия.
Определяют способ представления проекта.

Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за работой учащихся.

2-й этап: Исследование (работа над проектом)

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, эксперименты).

Выявление и обсуждение вопросов, проблем, возникших в ходе выполнения проекта.

Выбор оптимального варианта хода проекта.

Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.

3-й этап: Выводы

Анализ информации.

Формулирование выводов.

Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию.

Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

4-й этап:

Представление (защита) проекта. Оценка его результатов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов ( устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов( успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект.

Оценивают и анализируют выполненный проект.

Слушает, задает вопросы.

Направляет процесс анализа.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, самостоятельность, креативность.

Выявляет потенциал продолжения проекта.

Роль учителя, несомненно, велика на подготовительном этапе ина этапе представления проекта. И от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе (погружение в проект), зависит судьба проекта в целом. На этапе погружения учитель означает проблемное поле, т. е. вводит учащихся в проблемную ситуацию организации деятельности по формированию цели и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

На втором этапе организуется активная деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить совместные цели и задачи каждой группы. По необходимости, определяется роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, начинается детская деятельность, что является третим этапом. Здесь учитель вообще может «потеряться», то есть стать «малюсеньким наблюдателем». Идеальный вариант если учащиеся  все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на данном этапе является наблюдателем за протеканием хода деятельности, за отслеживанием  уровня самостоятельности действий младших школьников.

На последнем 4-м этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

 Для успешной работы на этапе презентации нужно научить, учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. К требованиям по изготовлению презентация вляется выполнение в программе PowerPoint (так как в программе технологии заложены часы на изучение работы с ИКТ), где учащиеся представляют свою работу по проекту.

Мы, предполагаем что в процессе проектной деятельности, у учащихся будут сформированы следующие УУД:

1.Личностные УУД:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Метапредметные УУД:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы;

- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной изобретательности, этики и этикета.

3. Предметные УУД:

- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

-  приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Поэтому при реализации метода проектной деятельности мы предлагаем учителям учесть следующее:

- Темы проектов учащихся начальной школы должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

- Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

- Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями (в зависимости от класса) в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Однако начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).  На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т. п.). 

Эффективность самостоятельной творческой проектной деятельности учащихся будет результативной если:

1. Провести подготовительную работу. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его: выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе; слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.  Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.

  В связи с этим метод проектной деятельности предлагаем начинать реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

  В урочных учебных занятиях можно использовать:

•  проблемное введение в тему урока;

•  постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•  совместное или самостоятельное планирование выполнения

 практического задания;

•  групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•  выдвижение идеи (мозговой штурм);

•  постановку вопроса (поиск гипотезы);

•  формулировку предположения (гипотезы);

•  обоснованный выбор способа выполнения задания;

•  составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•  поиск дополнительной литературы;

•  подготовку доклада (сообщения);

•  самоанализ и самооценку, рефлексию;

•  поиск альтернативных способов решения проблемы и т. п.

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом, так как мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Таким образом, говоря о проектной технологии обучения, мы имеем в виду создание таких образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные образовательные задачи, в рамках урочной деятельности и в результате получает не только новые знания, но и конкретный продукт. Данная технология предполагает совокупность поисковых, проблемных методов обучения, где преподавателю отводится роль координатора, эксперта, консультанта, а ученику – роль инициатора, открывателя и проектировщика нового.

Библиографический список

  1. Иванова Н. В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Начальная школа– 2012. – №11. С.45
  2. Логинова О. Б., Яковлева С. Г. Проект: замысел, реализация, представление // Практика образования. – 2013. – №3. С.23-26
  3. Маркова И. А., Видяшева Е. Н. Проектная деятельность – один из факторов формирования социального опыта школьника // Начальная школа. – 2011. – №11. С.55
  4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д., Проектная деятельность младших школьников // М.: «Вентана-Граф», 2002.
  5. Набутова И.В. Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской конференции. Развитие возможности работы над групповыми проектами. – Набережные Челны, 1997. – С.144
  6. Павлов М.Б., Питт Д.Ж., Гуревич М,И., Стасова И.А.  Метод проектов в технологическом образовании школьников:  Пособие для учителей. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  7. Пилилюгина Н. А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения // Начальная школа– 2014. – №1. С.44-46
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. Кадров //– М.: Издательский центр Академия, 2002. – 272 с.
  9. Поливанова К.Н.  Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для ст. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000, 184 стр.
  10. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология1 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  11. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология 2 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  12. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология3 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  13. Раицкая Г. В. Особенности современного урока как условие реализации требований ФГОС НОО //   Красноярск. 2013.  с.43, 87
  14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений.  – М.: АРКТИ, 2003.
  15. Симоненко В.Д., Броников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В., Сельцер Р. В. Активный и самостоятельный процесс учебы//Инновационная деятельность в образовании: Междунар. междисциплинарный научно-практич. журнал 1994.  N 3.  С.65-75
  16. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. – М., 1985
  17. Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии //  М., 2001.
  18. Смолеусова Т. В. Проекты – как методическая инновация // Начальная школа. – 2013. - № 8. С. 45
  19. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? // Учебно-методическое пособие  М., 2010.
  20. Тимофеева Л. Л. Организация работы детей в процессе проектной деятельности // Управление начальной школой. – 2012. – № 9. С.56-57
  21. ФГОС НОО от 22.09.2011 №1241
  22. Цирулик. Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  23. Цирулик. Н.А., Проснякова Т.Н.  Технология. Уроки творчества. Учебник для 2 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  24. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  25. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  26. Цирулик Н.А. Технология. 1 класс. Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  27. Хлебникова С.И., Цирулик Н.А.Бумажный калейдоскоп. Тетрадь для практических работ к учебнику Технология. Уроки творчества 2 класс ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  28. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.Технология. Бумажные вещицы. 3 класс. Тетрадь для практических работ к учебнику Технология. Твори, выдумывай, пробуй!. ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.

Электронные ресурсы:

  1. Цирулик. Н.А. Программа курса Технология (УМК Система Л. В. Занкова) – URL: http://www.zankov.ru/files/_user/prog/Pr_Tehn_2011.pdf
  2. Концепция системы Л. В. Занкова  – URL: http://www.zankov.ru/about/concept/
  3. Проснякова Т. Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации. Технология – URL:

http://www.zankov.ru/umk/supplies/page=5/category=106/article=2134/