Методика работы над предложением в начальной школе
учебно-методический материал

Гнеушева Юлия Вячеславовна

Направления работы над предложением:

1. Формирование грамматического понятия «предложение».

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания)

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика работы над предложением в начальных классах Гнеушева Юлия 36 группа

Слайд 2

Предложение - это тот языковой фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и сочетаемости слов, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Слайд 3

Направления: 1 . Формирование грамматического понятия «предложение ». 2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений ). 3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения . 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении . 5 . Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания)

Слайд 4

Учащиеся усвоят сведения: о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях ; главных и второстепенных членах предложения (без деления на виды); связи между словами в предложении.

Слайд 5

В I классе учащиеся должны УМЕТЬ: выделять предложения из речи ; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между словами по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы . Во II классе школьники: знают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); Умеют выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.

Слайд 6

В III классе школьники должны УМЕТЬ различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении интонацию перечисления. В IV классе - различать и сравнивать простые и сложные предложения .

Слайд 7

Особенности предложения: предложение выражает мысль для него характерна интонация завершенности . Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов. В начальных классах второстепенные члены не дифференцируются, раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены чаще берут на себя смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют уточняющую функцию.

Слайд 8

Важные синтаксические и речевые умения: У мение устанавливать связь слов в предложении Умение выделять словосочетание в составе предложения

Слайд 9

Упражнения: Работа над интонацией предложения ; Вычленение предложений из потока речи ; Распространение предложения: Цветет черемуха. В мае цветет душистая черемуха ; Восстановление деформированного предложения: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких ; Редактирование предложений ; Анализ предложения и составление его схемы ; Составление предложения по данной схеме ; Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.

Слайд 10

Методика проведения упражнений 1. Работа над интонацией предложения направлена на формирование интонационных умений и пунктуационных навыков. Постоянное внимание уделяется учителем правильному интонированию предложений. тренировочные упражнения в прочитывании предложения с различными интонациями и обозначении этих интонаций на письме при помощи знаков препинания. запись под диктовку предложений различной интонации. интонационный рисунок «Брат живет в Москве»: - повествовательное ; - вопросительное (в одном случае вопрос может заключаться в слове в Москве, в другом - в слове живет ); - восклицательное (в одном случае самый высокий тон приходится на слово в Москве, в другом - на слово живет).

Слайд 11

2. Вычленение предложений из потока речи - это упражнение, позволяющее работать над основными признаками данной синтаксической единицы, и прежде всего над интонацией. Умение вычленить из речевого потока его элементы - законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения) - лежит в основе умения строить логически правильную речь. графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику . списывание текстов, в которых не обозначены границы между предложениями (т.е. отсутствуют прописные буквы и знаки препинания). Списывание сопровождается произнесением текста с соответствующим интонированием.

Слайд 12

3. Распространение предложений на первых порах полезно проводить с указанием того, какой член предложения следует распространить. Например , дается предложение: «Спеют помидоры». Выделяются подлежащее и сказуемое. Затем ставятся вопросы: Какое слово нужно добавить в предложение, чтобы стало понятно, где спеют помидоры? От какого слова оно будет зависеть? Каким членом предложения оно будет? Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какие помидоры спеют ? 4. Восстановление деформированных предложений подбор слов для основы предл , затем с помощью вопросов восстанавливаются остальные словосочетания: О ком говорится в предложении? Что о них говорится? Какие ... ? Где ... ? и т.д.

Слайд 13

5 . Редактирование предложений - восстановление правильных границ предложения или порядка его членов, а также завершение незаконченных фраз. замена повествовательной интонации на вопросительную или побудительную. 6. Синтаксический анализ - необходимый вид упражнения, способствующий развитию речи и мышления учащихся, выработке у них языкового чутья и формированию орфографических навыков у младших школьников . материал для синтаксического анализа надо отбирать, руководствуясь комплексом дидактических и лингвистических требований ; работу над предложением не следует сводить только к основанному на морфологии разбору по членам предложения . Н аправления синтаксического анализа: формальном (разбор по членам предложения); семантическом (выделение компонентов предложения на основании их роли в реальной ситуации); коммуникативном (выделение в конкретном высказывании «данного» - о чем говорится? и «нового» - что говорится ?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методика работы над сказками в начальной школе"

В данной статье мной описывается определеный алгоритм работы над сказками в начальной школе, предлагаются новые методы и приемы, которые позволят учителю разнообразить уроки литературного чтения. Расс...

"Методика работы над сочинением в начальной школе"

Представлена методика работы над сочинением в 1,2,3,4 классах. Имеется краткая памятка работы над сочинением. Рассмотрены все виды сочинений в начальной школе....

"Методика работы над сочинением в начальной школе"

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир вовнутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли ...

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть р...

2. Методическая разработка. Методика работы над предложением в начальной школе

Методическая разработка.Предложение.Направления работы над предложением:1. Формирование грамматического понятия «предложение».2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущно...

Методика работы над предложением в начальной школе

5 направлений работы над предложением:1. Формирование грамматического понятия «предложение».2. Изучение структуры предложения.3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные...