ПК 4.3.
материал

Кутый Сергей Олегович

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушением осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1) Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы);

2) Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;

3) Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);

4) Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

1) обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

2) снижение уровня заболеваемости учащихся;

3) сохранение работоспособности на уроках;

4) формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий для школы:

1) Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

2) Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

3) Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

4) Смена видов деятельности — это чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

5) Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы.

6) Игры. Они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

7) Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.

8) Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках.

9) Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения.

10) Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

11) Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности.

12) Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение.

13) Беседы о здоровье. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

14) Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

15) Работа с родителями. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока музыки с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: Мы хорошо с вами поработали. Пришло время передохнуть и размяться. Встаём со своих местам и повторяем за мной.

Надо пальчики размять, надо пальцам погулять

А пойти на физкультуру можно на клавиатуру.

Побежали вправо руки, зазвучали выше звуки

Если влево побежали, звуки ниже зазвучали.

Вдруг пошли они вразброд, а потом наоборот

А потом все пальцы вместе начали прыжки на месте.

Били по прыжкам рекорды, и играли все аккорды.

Фрагмент урока окружающего мира с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Про кошек и собак

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю. Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление. Вставайте с мест.

Как умывается кошка?

Как потягивается кошка?

Как царапается кошка?

Как шипит кошка?

Как виляет хвостиком?

Фрагмент урока математики с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Сложение круглых десятков с однозначными числами.

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: Ребятки, а сейчас мы с вами немного отдохнём от урока и займёмся зарядкой. Встаньте со своих мест.

Когда я называю двузначное число, то вы должны будете сесть.

Когда называю однозначное, то встаёте на носочки и поднимаете руки вверх.

25, 18, 6, 35, 4, 3, 8, 22, 41, 7, 55

Фрагмент урока русского языка с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: Мы с вами писали и немного устали. Предлагаю вам, чтобы мы провели физминутку и отдохнули.

Маша шла, шла, шла,

Маша ягодку нашла.

Опустилась, подняла –

«Ах, какая ягодка!»

Поглядела на лужок,

Увидала там цветок.

Подняла его она,

И домой скорей пошла.



Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии обучения

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Информационно-коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, пригодится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Использование компьютеров в школьной практике способствует  совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.  Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как они:

1) вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики;

2) создают условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков;

3) обеспечивают участие в деятельности, например, через учебные проекты. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

2) электронные энциклопедии и справочники;

3) тренажеры и программы тестирования;

4) образовательные ресурсы интернета;

5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

6) видео и аудиотехника;

7) интерактивная доска.

Возможности ИКТ:

1) создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

2) создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

3) создание текстовых работ;

4) обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует решению следующих задач:

- повышению мотивации к учению;

- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- развитию наглядно-образного, информационного мышления;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- повышению уровня комфортности обучения.

Подводя итоги, стоит отметить, что ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

 



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Актуализация знаний

Уч-ль: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите предложения. Ой, а куда делись буквы? Куда-то убежали. Ах, так вот они где, собрались в кучку и дрожат. Видимо, их что-то испугало. Давайте поможем буквам вернуться на место? (в правом нижнем углы И,И,О,Ю). Возьмите и движением руки переставьте буквы, каждую в своё место. Кто желает?

Н А  И Н Т Е Р А К Т И В Н О Й Д О С К Е:

Бурундуки - маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш…повника.


Фрагмент урока окружающего мира с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Родная страна

Первичное закрепление во внешней речи

Уч-ль: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы видите кроссворд. Давайте вместе вставим пропущенные слова. Назвав один правильный ответ, он высвечивается на экране. И далее по очереди остальные до тех пор, пока не будут найдены все ответы кроссворда.

По вертикали:

1. Страна, в которой мы живём.

4. Главный символ (эмблема) любого государства, города.

5. Птица, которая изображена на нашем гербе.

6. Торжественная песня страны (города).

8. Первый цвет флага нашей страны.

9. Трёхцветное полотно нашего государства.

10. Как называют общность людей, которые живут в одной стране?

По горизонтали:

2. Столица нашей страны – город …

3. Город, в котором мы живём.

7. Сколько голов на гербе у орла?

Фрагмент урока окружающего мира с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

Школа России

Кто что ест?

Первичное закрепление во внешней речи

Уч-ль: Ребята, посмотрите на интерактивную доску.

Вы видите картинку. Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили учебный материал по уроку. Мне нужно, чтобы из класса по очереди выходил к доске один человек и соединял стрелочками того, кто на кого охотится. Таким образом у нас получится своеобразная цепь питания. Кто желает?



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и могут быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников, является проблемным.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять, когда:

  • содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
  • ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи

на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений;

  • у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения: 

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями;

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Структура проблемного урока:

1.Организационный момент:

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания:

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение:

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия:

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях.

Обоснование применения:

- учит детей самостоятельно добывать знания, учит учиться;

- создает условия комфортности на уроке;

- развивает речь ребёнка; его личность;

- развивает умение применять приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности;

- создает условия в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики с использованием технологии проблемного обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

«Школа России»

Решение задач в два действия

Постановка учебной задачи

Уч-ль: Ребята, предлагаю вам решить одну задачу. Коля решил 6 задач, а Лена – на 2 задачи больше. Сколько задач решила Лена?

Уч-ся: Решают задачу, получают ответ. Проверяют.

Уч-ль: Хорошо, молодцы. Давайте теперь откроем учебник на странице 62. Задача №1.

На первой проволоке висит 7 шариков, на второй на 3 шарика больше. Сколько всего шариков висит на двух проволоках? Ну что ж, решаем эту задачу. Давайте попытаемся сразу ответить на вопрос задачи.

Уч-ся: А как? Мы не можем, ведь ещё не знаем, сколько шариков висело на второй проволоке.

Уч-ль: Правильно. А что нам сначала нужно сделать?

Уч-ся: Сначала нам нужно найти количество шариков на второй проволоке.

Уч-ль: Правильно. Поэтому у нас не получается решить задачу сразу, одним действием.  Сегодня на уроке мы научимся с вами решать задачи в два действия.

Фрагмент урока математики с использованием технологии проблемного обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

«Школа России»

Приёмы вычислений для случаев вида 30-7

Постановка учебной задачи

Уч-ль: прежде, чем мы перейдём непосредственно к теме урока, предлагаю вам решить задание. Посмотрите на доску. Вы видите примеры

25-3        53-4

16-1        84-2

48-5        30-7

Давайте попробуем их решить вместе.

Сколько будет 25-3?

Уч-ся: 22.

Уч-ль: Хорошо. 16-1?

Уч-ся: 15.

Уч-ль: Правильно. 48-5?

Уч-ся: 43  

Уч-ль: Умницы. 53-4?

Уч-ся: 51.

Уч-ль: Так держать. Сколько будет 84-2?

Уч-ся: 82.

Уч-ль: Так, а 30-7?

Уч-ся: А как его решить? Этот пример не похож на те, которые мы решали на прошлых уроках.

Уч-ль: Да, вы совершенно правы. Но ведь нам же как-то нужно решить этот пример, верно? Что для этого нужно сделать?

Уч-ся: Научиться решать такие примеры, чтобы в будущем не было проблем с вычислением.

Уч-ль: Хорошо, сегодня на уроке мы как раз научимся вычитать из круглого двузначного числа однозначное.