ПК 4.1
рабочая программа

Останина Алена Юрьевна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

+

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

+

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

+

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

-

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

+

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

+

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

+

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

+

содержание учебного предмета

+

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

+

место и роль учебного предмета в обучении

+

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

+

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

+

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

+

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

+

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

+

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

+

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

+

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

+

необходимое количество часов для изучения раздела

+

содержание учебного раздела

+

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

+

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

+

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

-

технические средства обучения

-

цифровые образовательные ресурсы

-

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

+

 

Выводы: Необходимо внести некоторые изменения в рабочую программу, а это: год разработки Рабочей программы учебного предмета; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. В целом, программа соответствует требованиям ФГОС.



Предварительный просмотр:

Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

9.11.

Алфавит. Значение алфавита.

Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности.

Сведения из истории русского языка: о самой молодой букве ё  в алфавите  («Страничка для любознательных»).

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работа с памяткой «Алфавит».

Работа со Страничкой для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самой молодой букве в алфавите –ё )

Оценивать результаты своей деятельности

УОНЗ

10.11

Алфавит  Употребление прописной (заглавной) буквы.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Составлять (под руководством учителя) рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» и опорным словам.

Оценивать результаты своей деятельности.

УОНЗ

11.11

Диктант

УРК

12.11

Гласные звуки. Признаки гласного звука.

Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы для гласных звуков.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук.

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работа с Памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Оценивать результаты своей деятельности

13.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Ударные и безударные гласные звуки

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Различие форм одного и того же слова и однокоренных слов

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, река)

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, грачи, река)

 Оценивать результаты своей деятельности.

УОНЗ

16.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Особенности проверяемого и проверочного слов  (для правила обозначения буквой безударного  гласного звука).

Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах.

Словарь: проверочное и проверяемое слова.

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

 Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах

и в формах одного и того же слова.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава- травы, травка).

 Оценивать результаты своей деятельности.

УР

17.11-19.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. 

Работа с орфографическим словарём.

Наблюдение над этимологией слов-названий растений и ягод этих растений.

(земляничка), малина (малинка)

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Находить в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить по словарю. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

 Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

Наблюдать над этимологией слов- названий растений и ягод этих растений.

Оценивать результаты своей деятельности.  

УОНЗ

УР

20.11

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования

Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима. Детство»

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Составлять рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины С. А. Тутунова  «Зима пришла. Детство» и записывать составленный текст.

Оценивать результаты своей работы.

21.11

Диктант. Проверочная работа.

Формирование на основе содержания текста учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по данным предложениям и рисунку.

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку своей работы, осознавать причины успешности или не успешности   результатов выполненной контрольной работы.  

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ в соответствии с рисунком.

УРК



Предварительный просмотр:

Анализ учебно-методического комплекта «Школа России»

Среди множества программ, предлагаемых для реализации в начальной школе, заметно выделяется работающая на территории нашей страны с 2001 года программа «Школа России». ФГОС потребовал некоторой доработки учебно-методического комплекса, тем самым обновив его и приведя к соответствию самым последним нормативным требованиям. Некоторые педагоги утверждают, что, по сути, она напоминает традиционную разработку, которая сформировалась ещё в советской начальной школе. Отчасти это так, но изменения, произошедшие в последнее время, делают её вполне современной. Сохраняя лучшее из того, что было раньше, авторы добавили получившие проверку в действии инновационные элементы. Все материалы, которые включает в себя «Школа России», - программа, учебники, рабочие тетради, дидактические пособия и методические рекомендации - подготовлены издательством «Просвещение», на протяжении многих лет традиционно сопровождающим отечественную систему образования. Большое количество сопутствующих программе материалов позволяет учителю без проблем создавать современный урок и тратить при этом гораздо меньше времени на подготовку. Наличие дидактических, справочных материалов и сборников, содержащих проверочные и контрольные работы, позволяет не только учителю, но и родителю быть в курсе уровня подготовки ребёнка по отдельному предмету и по всей программе в целом. Программа начальной школы «Школа России» сразу получила довольно широкое распространение. По некоторым данным, её использует примерно половина всех учителей, работающих в 1-4 классах, и, согласно отзывам, все они ей довольны. 

Автором данной программы УМК «Школа России» является: Андрей Анатольевич Плешаков.

Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала.

Известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по курсу «Окружающий мир». В 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», позже — по учебникам «Мир вокруг нас», а сегодня около половины всех учеников начальных классов нашей страны учатся по учебникам завершенной предметной линии «Окружающий мир». Эта линия учебников входит в состав самого известного и востребованного учебно-методического комплекса для начального общего образования - «Школа России», научным руководителем которого многие годы является А.А. Плешаков.

А.А. Плешаков написал удивительные книги: «Зеленые страницы» — о живой природе и «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» — о том, как стать добрым Великаном, другом всему живому. Андрей Анатольевич разработал первый в России атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба» и курсы для дополнительного образования «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Андрей Анатольевич Плешаков в соавторстве с Мариной Юрьевной Новицкой создали учебники по окружающему миру для учебно-методического комплекса «Перспектива» серии «Академический школьный учебник», которые выходят в издательстве «Просвещение».

Традиционная программа данного УМК позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе «Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. А также большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Стоит отметить, что в комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге. Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи» авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах. Далее следует перечислить систему учебников «Школы России».

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволит ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное.

Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.  
  2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.
  3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.
  4. Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

В системе «Школа России» обучение строится в соответствии с тремя дидактическими принципами:

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).Кроме того, к комплектности относится: использование единой системы обозначений во всех учебниках УМК; использование единой системы практических задач; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону словарей; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой – сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют различные варианты выполнения поставленных задач, разные точки зрения (что важно при объяснении нового материала); общий метод проектов.

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Для этого разработана система практических задач (математика, информатика, окружающей мир), в которой взаимно увязываются представления и понятия из всех образовательных областей.

Интерактивность – совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока – методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к Интернет-адресам, которые представлены в учебниках комплекта.

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировали их, после чего привели некоторые примеры структурных компонентов учебника.  

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и вне текстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный);  

вне текстовой компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

1.        Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст.

Вне текстовой компоненты

             1.Вне текстовой компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе вне текстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению.

При оценке уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий

Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

Проанализировав учебно-методический комплект «Школа России» мне бы хотелось отметить, что учебники, созданные на основе последних достижений, дополняют и обобщают знания, полученные учащимися в начальных классах. Особое внимание уделено личностному развитию учащихся, а также коммуникации класса. Материал изложен в доступной форме. Его отбор и подача ориентированы на стимулирование познавательной деятельности школьников, понимание и активное усвоение ими школьного материала.  Анализ УМК позволил выявить массу положительных сторон в данном комплекте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМК «Школа России» Выполнила: Останина А.Ю. группа 401НК

Слайд 2

Программы разработаны на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов ПООП НОО. УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений.

Слайд 3

Особенности УМК «Школа России»: приоритет духовно-нравственного развития школьников; личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.

Слайд 4

Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка.

Слайд 5

В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные). Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей, в том числе ресурсами сайта, электронными приложениями, ЭФУ, что способствует возможности реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе.