ПК 4.3
материал

Сайфуллина Эвелина Ринатовна

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушением осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога. На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

• Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

• Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

 • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

 • Обеспечивают достаточный двигательный режим. Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи: 

• обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

• снижение уровня заболеваемости учащихся;

• сохранение работоспособности на уроках;

• формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

 • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

1. «Не навреди».

2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

4. Соответствие содержания обучения возрасту.

5. «Успех порождает успех». То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

6. Ответственность за свое здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Данную технологию эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

• Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Время - 23 минуты. • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

 • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

• Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

 • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

1

Школа России

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: 

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Фрагмент урока математики с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

«Связь между компонентами и результатом умножения»

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: 

Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Встаем. Мы отправились гулять. (Шагают на месте.) Грибы — ягоды искать. Как прекрасен этот лес, Полон разных он чудес. Светит солнце в вышине, (Смотрят вверх.) Вот грибок растет на пне, (Смотрят вниз.) Дрозд на дереве сидит, (Смотрят вверх.) Ежик под кустом шуршит. (Смотрят вниз.) Слева ель растет — старушка, (Смотрят вправо.) Справа сосенки — подружки. (Смотрят влево.) Где вы, ягоды, ау! (Повторяют движения глаз.) Все равно я вас найду!

Фрагмент урока математики с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Собственные и нарицательные имена существительные.

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: Море волнуется - раз,

Море волнуется - два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

-Какие замечательные морские фигуры получились. А теперь мне очень хочется, чтобы морские фигуры превратились в моих замечательных учеников.



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и могут быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников, является проблемным.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять, когда:

  • содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
  • ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи

на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений;

  • у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения: 

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями;

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Структура проблемного урока:

1.Организационный момент:

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания:

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение:

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия:

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях.

Обоснование применения:

- учит детей самостоятельно добывать знания, учит учиться;

- создает условия комфортности на уроке;

- развивает речь ребёнка; его личность;

- развивает умение применять приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности;

- создает условия в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики с использованием технологии проблемного обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

«Школа России»

Виды предложений по цели высказывания

Постановка учебной задачи

Уч-ль: Объясните смысл пословицы «Азбука—к мудрости ступенька».

Уч-ся:. Объясняют смысл пословицы,

Уч-ль: Запишите пословицу. На доске предложения: Скоро в школу. Скоро в школу! Скоро в школу?

Уч-ся: записывают ее.

Уч-ль:   Прочитайте. Что написано на доске?  Что общего у этих предложений, а что их отличает друг от друга?

Уч-ся: Предложения. Отвечают на вопрос учителя

Уч-ль: предлагает прочитать «хитрый» вопрос в учебнике, сформулировать тему и учебную задачу урока

Уч-ся: Сегодня мы выясним, какие бывают предложения по цели высказывания

и интонации

Фрагмент урока математики с использованием технологии проблемного обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

«Школа России»

Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления

Постановка учебной задачи

Уч-ль: -Ребята, перед вами равенства вставьте пропущенное число.

   *6=72(12*6=72)

Уч-ся: Произведение 72 разделить на множитель 6

Уч-ль: Как проверить правильность ваших вычислений

Уч-ся: 72:6=12

Уч-ль: Совпал ли ваш ответ с числом в окошке

Уч-ся: да

Уч-ль: Какой вывод можно сделать

Уч-ся:Чтобы проверить, правильно ли выполнено умножение, надо произведение разделить на один из множителей и посмотреть, получится ли в ответе второй множитель

Уч-ль: Вставьте пропущенные числа и проверьте

правильность вычислений.

: 5=15                      36:   =12

Уч-ль: Как проверить правильность выполнения деления?

-Замените в выражениях окошки на буквы. Что получится Как вы думаете, значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Уч-ся: Сегодня на уроке мы будем решать уравнения

Уч-ль: Верно, Молодцы, тема нашего урока «Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления».



Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии обучения

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Информационно-коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, пригодится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Использование компьютеров в школьной практике способствует  совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.  Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как они:

1) вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики;

2) создают условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков;

3) обеспечивают участие в деятельности, например, через учебные проекты. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

2) электронные энциклопедии и справочники;

3) тренажеры и программы тестирования;

4) образовательные ресурсы интернета;

5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

6) видео и аудиотехника;

7) интерактивная доска.

Возможности ИКТ:

1) создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

2) создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

3) создание текстовых работ;

4) обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует решению следующих задач:

- повышению мотивации к учению;

- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- развитию наглядно-образного, информационного мышления;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- повышению уровня комфортности обучения.

Подводя итоги, стоит отметить, что ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

 



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

Школа России

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Актуализация знаний

Уч-ль: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите предложения. Ой, а куда делись буквы? Куда-то убежали. Ах, так вот они где, собрались в кучку и дрожат. Видимо, их что-то испугало. Давайте поможем буквам вернуться на место? (в правом нижнем углы И,И,О,Ю). Возьмите и движением руки переставьте буквы, каждую в своё место. Кто желает?

Н А  И Н Т Е Р А К Т И В Н О Й Д О С К Е:

Бурундуки - маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш…повника.