ПК 4.3
материал

Останина Алена Юрьевна

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии обучения

Информационно-коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.  

Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует решению следующих задач:

- повышению мотивации к учению;

- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- развитию наглядно-образного, информационного мышления;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- повышению уровня комфортности обучения.

В учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

2) электронные энциклопедии и справочники;

3) тренажеры и программы тестирования;

4) образовательные ресурсы интернета;

5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

6) видео и аудиотехника;

7) интерактивная доска.

 



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока окружающего мира с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

4

Перспектива

«С севера на юг»

Открытие нового знания

Уч-ль: - Давайте отправляемся в путешествие по бескрайним просторам России. 

https://www.youtube.com/watch?v=p0eHwTSC1L8&feature=emb_title

Просмотр видеоролика

- Итак, вот мы и пролетели через всю нашу страну с севера на юг.

- Что вам запомнилось, что интересного вы увидели?



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

"Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1) Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы);

2) Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;

3) Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);

4) Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

          Задачи:

1) обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

2) снижение уровня заболеваемости учащихся;

3) сохранение работоспособности на уроках;

4) формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий:

1) Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

2) Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

3) Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

4) Смена видов деятельности — это чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

5) Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы.

6) Игры. Они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

7) Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.

8) Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках.

9) Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения.

10) Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

11) Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности.

12) Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение.

13) Беседы о здоровье. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

14) Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

15) Работа с родителями. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературного чтения с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

4

Перспектива

«Простые и сложные предложения»

Физминутка (динамическая пауза)

Уч-ль: Давайте немного отдохнем, слушаем внимательно и повторяем за мной!

Глазки видят всё вокруг, 
 Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

-Крепко зажмурить глаза (считать до 3),

-открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

-Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6.

-проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.



Предварительный просмотр:

«Тестовые технологии в учебном процессе начальной школы»

Тесты - это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись, отметить правильный ответ знаком. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. Это позволяет проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребёнок из программы.

Основные функции теста в образовательном процессе:

  1. Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартам.
  2. Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру.
  3. Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки, следствием которых являются становление адекватной самооценки, снижение тревожности.
  4. Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельное и аккуратность.
  5. Контролирующая функция тестов позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
  6. Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности.

Тестовые задания позволяют:

1. тесты помогают быстро проверить выполняемые работы;

2. проверить усвоение теоретического материала у большого количества учащихся;

3. объективно оценить результаты выполняемой работы;

4. повторить пройденный материал;

5. обогатить и систематизировать знания учеников.

В начальной школе я используют следующие виды тестов:

• тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках математических определений, правил;

• тесты, в которых требуется установить соответствие;

• тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

• тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;

• тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики с использованием тестовой технологии обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

4

Перспектива

«Умножение двузначного числа на круглые десятки"

Актуализация знаний и мотивация

Уч-ль: ребята, у вас на партах лежат карточки с тестовыми заданиями, ваша задача: внимательно прочитать задание и написать ответ. Засекаю 5 минут.

Карточка 1

Реши примеры

5 * 10                

10*15        

25*10

8*1                      

12*1

6*0                      

0*15          

13*0

Учи-ль: Что объединяет все эти примеры?

- Какие правила использовали при умножении?

Карточка 2

Представить числа в виде произведения

40 = __*10              

50= __*10

90= __*10                

60= __*10