ПК 4.3
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  •  сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно - оздоровительной работы.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

          Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья - одноклассники.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, могут  проводиться упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

На переменах проводятся специальные оздоровительные игры. Вся  работа по внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов.

Классная комната постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

1. Физминутки на пальцы

Физминутка «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)


2. Физминутки на движения глазами

Физминутка. «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

 Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

 Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.



Предварительный просмотр:

 Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и ежедневные уроки. 

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. 
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

- практически закреплять полученные знания;

- формировать мотивационную сферу учащихся;

- расширять кругозор детей;

- формировать навык совместной деятельности.

Игровая деятельность имеет такие функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову): свободная деятельность, творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре.

Широкое применение игра находит в современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы (КТД и др.)

Все игры можно классифицировать по-разному, но для учебной деятельности наиболее оптимальными являются такие, в рамках которых имитируется та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

1. -Чтобы закрепить наш сегодняшний урок, поиграем в игру, которая называется «Пригласи на обед»

Вы должны озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.  (слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

2. Устный счет в начале урока, с применением задачи

Учитель:

- Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?



Предварительный просмотр:

Проект – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. 

  В работе над коллективным проектом можно выделить несколько видов деятельности:

  • Поиск, сбор и анализ информации
  • Планирование проекта
  • Определение исполнителей проекта
  • Определение основных направлений содержания проекта.
  • Разработка проекта
  • Осуществление проекта
  • Завершение проекта
  • Оценка результатов проекта
  • Постоянное наблюдение за ходом выполнения проекта с целью определения соответствия запланированных и получаемых результатов.

            Можно выделить следующие этапы работы над коллективным проектом:

    ПЕРВЫЙ ЭТАП.

     Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Требуется определить проблему проекта, из которой следует его тема.

     ВТОРОЙ ЭТАП.

     Далее ставится цель проекта.  Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов при участии преподавателя. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников. При определении состава рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям. Нужно создать условия, при которых ребята должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

     ТРЕТИЙ ЭТАП.

     Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы.

     ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.

     На следующем этапе проходит воплощение намеченного. Важно иметь в виду то, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Учителю остается корректировать, обсуждать промежуточные результаты, помогать в затруднительных ситуациях. 

     ПЯТЫЙ ЭТАП.

   Создание проектного продукта. Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является именно этот этап. Ребята должны помнить, что создают продукт не только для себя, но и для любого другого человека, если тому придётся столкнуться с похожей проблемой.

     ШЕСТОЙ ЭТАП.

     После того как выполнены все запланированные шаги и создан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, его письменную часть.

     СЕДЬМОЙ ЭТАП.

     Презентация проекта.

  При создании коллективного проекта, ученики  наглядно видят, что все дети  разные не только по внешним признакам, но и по возрасту, а когда они вместе заняты общим делом им  хорошо и интересно. Именно здесь складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо» и «хорошо». Здесь для социальной адаптации востребованным оказываются навыки конструктивного взаимодействия.  Так же при работе в группе учитывается индивидуальность ребёнка – его интерес, темп работы. Здесь каждый ученик имеет возможность реализовать себя и продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

1. Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём его в виде проектной деятельности “Строим дом” и закрепим знания, умения и навыки по математике, приобретённые в 4 классе.

– Всегда ли человек жил в таких условиях, каких сейчас?

(Ответы детей.)

– Какие жилища были у древних людей?

(Ответы детей.)

– Какое жилище строится в наше время?

(Ответы детей. Можно заранее дать ребёнку задание, чтобы он приготовил сообщение на тему “Жилище людей от древности до современности”.)

– Было такое время, когда люди получали жильё бесплатно. Для этого им нужно было устроиться на работу в какую-либо организацию, встать на очередь на жильё и дожидаться. Квартиры и дома могли получать люди разных слоёв общества: и интеллигенция, и рабочие, и крестьяне. Ведь согласитесь, что крыша над головой, это очень важно в жизни человека.

– Какая жилищная программа действует сейчас в России? (Программа “Доступное жильё”.)

– В чём заключается смысл этой программы? (В оформлении ипотеки.)

– Что такое ипотека? (Ответ находим в словаре С.И.Ожегова.)

– Ипотека – это залог недвижимого имущества; ссуда, выдаваемая под такой залог, а также соответствующий документ.

– В нашем районе уже многие молодые семьи получили ипотечное кредитование. А у нас в классе есть ребята, родители которых оформили ипотеку?

(Ответы детей.)

– Давайте представим, что мы взрослые люди, которые оформили ипотеку на приобретение жилья. Приходит момент строительства, а мы не знаем с чего начать. Таким образом, что у нас создаётся? (Ответ детей: “Проблема”.)

Проблема: нам нужно построить дом, но мы не знаем, как это сделать, с чего начать.

Цель: построить дом.

– Выделите как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь для строительства нашего дома.

Для проработки первоначальных идей используем упражнение “Мозговой штурм”. Перед началом упражнения прослушайте инструкцию.

Обсуждаем все предложенные идеи и выбираем в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Создаём схему обдумывания.

Звездочка обдумывания

https://urok.1sept.ru/articles/560206/img1.gif

– Мы с вами строители. Поэтому разделимся на бригады. Первый ряд- I бригада, второй ряд- II бригада, третий ряд- III бригада.

1. Работа по карточкам.

Ребята назначают бригадиров. Они получают карточки с ребусами для установки фундамента дома.

Один ученик получает карточку и работает у доски. Он рассчитывает размер кирпичей.

Все остальные ребята работают на расчистке площадки.

2. «Я – ЛИТЕРАТОР»  Предмет: Литературное чтение Возрастная категория: 2 класс. «Я и мои друзья» Содержание задачи

- Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка. Он очень хочет с нами дружить, но не знает, как это делать.

Вспомните, какие произведения посвящены дружбе. О чём они рассказывают? Как вы понимаете, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом? Нарисуйте рисунок «Дружба»

Дети выполняют задания и составляют из своих рисунков проект о Дружбе.