ПК 4.3.
материал

 

Педагогические технологии
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. (Н.Ю. Пахомова)

По определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

целеполаганию и планированию деятельности;

самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Под руководством учителя учащиеся занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появляется желание участвовать в деятельности такого рода. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Цель проектной деятельности: создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачами проектной деятельности:  

1) развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);

2) развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);

3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);

4) развитие умения работать в коллективе.

Для выполнения проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

  • Умение работать с информацией.
  • Опыт целеполагания.
  • Опыт планирования.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие мышления.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие творческих способностей.
  • Опыт публичного выступления.

Преимущества проектной деятельности:

  • самостоятельное приобретение знаний;
  • получение опыта познавательной и учебной деятельности;
  • создание условий для творческой инициативы учащихся и педагога, их дружеского сотрудничества;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • создание положительной мотивации ребенка к учебе;
  • разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений, используемые в ходе выполнения работы над проектами, обеспечивают высокое качество работы учащихся.

  • 2 класс, УМК «Школа России»
  • Фрагмент урока литературному чтению.
  • Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
  • Фрагмент урока литературы на этапе Закрепление нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 С какими волшебными персонажами встречается девочка?

Каждый готовился к сегодняшнему уроку по-разному. Некоторые ребята приготовили интересные доклады о персонажах сказки. Пришло время отчитаться. (Слайды 8,9,10) Мини – проекты.

« Русская печка»

Положительные персонажи часто любят сидеть и лежать на печи. Илья Муромец провёл на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и баба-яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Русская печь большая и долго сохраняет тепло. При помощи неё на Руси изгоняли простудные заболевания, готовили очень вкусную еду: блины, пироги, каши.

Яблоня. Золотистый цвет яблок - символ красоты, здоровья, свежести и молодости. В сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает сестрице спасти брата. Целительной силой обладают яблоки в сказке «Иван-царевич и серый волк». Съешь яблочко и станешь молодым и красивым.

Кисельные реки, молочные берега. Нам в столовой часто дают на завтрак кисель. Он ягодный, хотя и густой по сравнению с молоком, но всё равно жидкий, никакие берега из него не получатся. Однако в русских деревнях ели овсяный кисель, пресную и невкусную пищу, как жидкую кашу светло-серого цвета, напоминающую по цвету берега реки. Это выражение означает безбедную, беззаботную жизнь, когда всё есть.

Где же нашла сестра своего брата?

Как назвали бы вы третью часть?

Баба-Яга. Лесная старуха- волшебница. Вид у неё страшный: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Летает на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные: черные коты, вороны и змеи. Живёт в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу. Нужно только попросить…

Кому вы больше всего переживаете? Кто главный герой сказки?

Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)

Учитель. - Как заканчивается сказка?

Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)

Добро побеждает зло.

Как бы вы назвали последнюю часть сказки?

Отвечают на вопрос учителя.

У Бабы-Яги.

В избушке у Бабы-Яги. (Слайд 11)

В конце сказки, пройдя через испытания, спасая брата.

Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Возвращение домой.

Применение метода проектов в начальной школе. Урок технологии "Царство деревьев" (практическая часть)

Цели урока.

  1. Обучение учащихся проектной деятельности.
  2. Создание коллажных работ строящихся на основе полученных знаний умений и навыков.
  3. Развитие умения определить последовательность технологической цепочки выполняемой работы.
  4. Воспитание чувства совместного труда в создании одной работы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня на уроке я хочу, предложить каждому из вас уподобиться тому или иному дереву изобразив его в виде плоской или полуобъемной аппликации.

Руководствуясь данной таблицей, и имеющимися у вас под рукой инструментами и материалами вы должны выбрать определенный вид дерева и создать его образ, а затем совместить эти деревья в общий коллаж на основе имеющихся у вас знаний, умений и навыков. Вы побываете в роли конструкторов-технологов и рабочих.

План работы. (Слайд 13)

  1. Эскиз дерева.
  2. Заготовка основных деталей.
  3. Расположение их на фоне.
  4. Соединение деталей.
  5. Оформление.

Повторение правил рабочего человека. (Слайд 14)

Дифференцированная помощь учителя, учащимся с разным уровнем подготовленности. (Слайд 15)

После выполнения коллективной практической работы мы все вместе будем контроллерами и обсудим выполненные нами работы по следующим критериям.

  1. Защита(название, эрудиция, полнота представленной работы)
  2. Правильность выполнения (аккуратность, оригинальность).
  3. Самостоятельность.

Слушают учительницу и выполняют вместе работу.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  •  сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно - оздоровительной работы.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

  • 2 класс, УМК «Школа России»
  • Фрагмент урока окружающего мира на этапе решения частных задач.
  • Тема: «Если хочешь быть здоров.»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Физминутка для глаз

Давайте подумаем, почему школьники чаще всего пропускают занятия? (Простыли, появляется насморк, болят горло, уши.)

  • Почему простужаются? (Одеваются не по погоде.)
  • Значит – одно из условий сохранения и укрепления здоровья – одеваться по погоде.
  • (Учитель прикрепляет на доску карточку «Одеваться по погоде.»)
  • Иногда жалуются: «болит голова». Почему может появиться головная боль?
  • (Устал, поздно лёг спать, не гуляет, не соблюдает режим дня.)
  • Соблюдать режим дня – это очень важно для здоровья.

- А сейчас посмотрите на эту таблицу Режим дня.

Прочитаем его «по цепочке»:

7ч. – 8ч.

Подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак;

8ч. – 13ч.

Занятия в школе;

13ч. – 14ч.

Возвращение домой, обед;

14ч. – 16ч.

Отдых, прогулка;

16ч. – 18ч.

Приготовление уроков;

18ч. – 19ч.

Отдых, ужин, помощь по дому;

19ч. – 20ч.45мин.

Чтение, игры дома;

20ч.45мин. – 21ч.

Подготовка ко сну.

- Конечно, этот режим дня, примерный. Он может немного меняться.

Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов. Лечь спать не

в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы вы

спали не менее 8-9 часов, кушали в одно и то же время 4-5 раз в день, но

никак не реже трёх раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух

часов в день, чередовали учёбу или работу с отдыхом, побольше

двигались.

Итак, ещё один наш помощник в сохранении здоровья – это «Режим дня»

  • На доске карточка «Соблюдать режим дня.»)

Выполняют упражнения для глаз.

Слушают учительницу и отвечают на вопросы.

Изучают таблицу с доски.

Урок по окружающему миру с применением здоровьесберегающих технологий по теме "Природная зональность"

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Минутка здоровья.

Встаньте на массажные коврики. Улыбнитесь. Хорошее настроение улучшает здоровье. Массируя стопы, мы массируем все внутренние органы. Оздоровительную минутку проведет мой помощник (называет имя ученика).

Выходит к доске, читает стихи и показывает движения, а дети повторяют за ним).

Прямо к дому на лужайку (шагают)

Прибежал из леса зайка (бег на месте).

Прыг-скок, прыг-скок (прыгают),

Прыгал, прыгал сколько мог.

Зайка очень любит спорт (приседают),

Любит тренировку (наклоны).

Бегал, прыгал и скакал (прыгают),

Заслужил морковку (хлопки над головой).



Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения

Дифференцированный подход в обучении – это:

·             создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;

·             комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов, таких как: училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.

 Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, форы, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение студентов на группы, а технология обучения в одной группе обучающихся разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося как индивидуальности.

Отсюда следует:

·             дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности;

·             проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;

·             только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

По мнению Е.А. Юниной, дифференцированный подход представляет собой следующую последовательность действий:

• Преподаватель изучает особенности учащихся, прежде всего при помощи наблюдения.

• мысленно объединяет учащихся в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, уровням понимания и пр.).

• Преподаватель дает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом определенных признаков дифференциации.

Таким образом, технология дифференцированного обучения, понимается как ориентация на психологические особенности учеников, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

Необходимость учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в технологии дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения Е.А.Юниной.

Следовательно, в организации такого обучения – это  раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого обучающегося в развитии. Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет преподавателю работать со всеми студентами группы, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому студенту видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.

Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся.

При внедрении дифференцированного обучения на уроках необходимо создать условия его осуществления:

·       глубокое изучение индивидуальных и типологических особенностей учащихся и групп учащихся;

·       умение анализировать учебный материал, выделять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

·       составление технологической карты, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

·       умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале каждого ученика);

·       организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решении задач;

·       осуществление оперативной обратной связи, создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся;

·       создание мотивации успешности учения;

·      активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

 2 класс. УМК «Школа России»

Фрагмент урока математики на этапе Актуализация знаний и мотивация.

Тема: «Названия компонентов и результата умножения»

Устный счет.

За доской:

1)1 уч: Поздеев

3+3+3+3=

8+8+8+8=

3*5

1*4

5*3

1)     2 уч: Курчатов

2+2+2+2+2+2=

9+9+9+9+9=

8*2

4*6

0*5

2)         (Ваня Ж., Вика К., Илья П., Катя Ц.)

Даша нашла на берегу моря 4 большие ракушки, а маленьких на 3 больше. Сколько всего ракушек нашла Даша?

 

3)(Танков Ж., Минина П., Ваня К.)

В первом аквариуме 12 рыбок, во втором – на 3 рыбки больше, чем в первом, а в третьем – н 5 рыбок меньше, чем во втором. Сколько рыбок в третьем аквариуме?

3)         Вероника, ева, Стас

15 см= …  дм …. см

5 дм= … см

7 см 3 мм= … мм

 Комментарии: 1 вид задания предназначен для детей, которые плохо усвоили материал темы: «Особые случаи умножения. Умножение числа на единицу и нуль»;

2 вид заданий предназначен для учащихся со средним уровнем знаний;

3 вид заданий предназначен для сильных обучающихся;

4 вид заданий предназначен для слабых детей.