ПК 4.4.
материал


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью из журнала «Начальная школа» № 8, 2019 г. «Воспитательно-образовательная работа с детьми с дезадаптивным поведением!»

преподавателя начальной школы г. Челябинска Теймурова Улдуз Рафиг кызы

Статья М.А. Гасилиной посвящена воспитательно-образовательной работе с детьми, у которых проявляется дезадаптивное поведение.

Актуальность данной статьи ведется в том, что в настоящее время увеличилось количество школьников с дезадаптивным поведением, которое проявляется в нарушениях норм морали и права, в асоциальных формах поведения, а также в деформациях основных сфер развития личности. Автором проведена серьезная работа по определению факторов дезадаптивного поведения и их проявления.

В статье говорится о том, что на базе муниципальных образовательных организаций было проведено исследование, которое помогло выявить факторы дезадаптивного поведения.

Можно отметить положительные стороны, что в работе были перечислены названия различных методик и диагностик, помогающие любому педагогу выяснить, какие факторы влияют на ребёнка.

В статье рассказывается об основных направлениях воспитательно-образовательной работы, и каждому подобраны подходящие методы.

Научная статьи М.А. Гасилиной «Воспитательно-образовательная работа с детьми с дезадаптивным поведением» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

  1. Проанализировав анкеты учителей начальных классов могу сказать о том, что у большей части учителей образование является высшим. Участие в анкетировании принимали учителя как с малым, так и с большим стажем. Самый большой стаж в данном учреждение составил 10 лет.

  2. Методические темы учителей разнообразные, учителя подходят к своей профессии с интересом. Обобщение профессионального опыта учителей находится на высоком уровне.

  3. Формы повышения профессионального мастерства – это, чаще всего, совещания, семинары, «круглые столы», которые имеют между собой много общего. Программа семинара более разнообразна по тематике и формам обучения и включает инструктивно-методические доклады, консультации, практические занятия и тому подобное.

  4. Учителя в МБОУ СОШ №4; активно пользуются материально-      техническим обеспечением образовательной программы.

  5. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы недостаточно развита у   специалистов, стаж которых менее 7 лет.

  6. Внеурочная деятельность учителя данной школе преуспевает. Качество обученности учеников (в %) в среднем выявлено выше среднего, что говорит о хорошей успеваемости в классах.

  7. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности схожи. По общению с учителями я выявила, что многие родители не уделяют достаточного внимания детям и виноватыми делают классных руководителей (касаемо учебного, а также внеучебного времени).



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

1. Средняя школа №4 основана в 1987 г. За годы работы сложился профессиональный коллектив педагогов. Школа имеет свой стиль работы, свои традиции, свои достижения. Приоритетным направлением деятельности школы является внедрение инновационных технологий. 2006 – победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (Грант губернатора).

Средняя школа № 4 была открыта 1 сентября 1987 года. 1 сентября 1987 года порог новой средней школы № 4 переступили 1330 учащихся и 53 педагога. Первым директором школы был Зубарев Анатолий Иванович. С 1990 по 2019 год - директор школы Бондарь Валентина Васильевна. С 2019 года директором школы назначена Ящук Марина Анатольевна.

2.

3.  Приказ МБОУ СОШ №4 от 27.08.2020 № 310 О режиме работы школы на 2020-2021 учебный год.

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в МБОУ СОШ №4 (приказ МБОУ СОШ № 4 от 28.08.2017 № 493).

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в МБОУ СОШ №4 с изменениями (приказ МБОУ СОШ №4 от 23.04.2020 г. № 184).

Положение о профильном обучении в МБОУ СОШ № 4 (приказ МБОУ СОШ №4 от 26.02.2020 № 132).

Положение о внутренней системе оценки качества образования МБОУ СОШ № 4 (приказ МБОУ СОШ № 4 от 28.08.2020 №312).

4.

Уровни образования

Формы обучения

Нормативные сроки обучения

Срок действия государственной аккредитации

начальное общее образование

очная

4 года

свидетельство действует

до 08 февраля 2028 г.

основное общее образование

очная

5 лет

свидетельство действует

до 08 февраля 2028 г.

среднее общее образование

очная

2 года

свидетельство действует

до 08 февраля 2028 г.

5.

1) повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки;

2) организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов планирования,

3) изменений в образовательных государственных стандартах;

4) обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

5)оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования;

6) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры;



Предварительный просмотр:

 Защитное слово

 к курсовой работе

В современных стандартах ФГОС уделяется особое внимание к методам, влияющим на формирование знаний у учащихся начальной школы, на выработку универсальных учебных действий и умений.

Дидактическая игра представляет собой ценное средство воспитания детей, стимулирует психические процессы и вызывает живой интерес к обучению у детей. В дидактической игре, дети с удовольствием представляют серьезные трудности, занимаются тренировкой своих сил, развивают способности и умения.

Дидактическая игра, делает любой учебный материал интересным и увлекательным. Создает рабочее настроение в радости, облегчает процесс усвоения знаний, не отягощает процесс изучения.

Необходимо помнить, что не каждая игра имеет обучающее значение, а только та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра необходима ребенку для того, чтобы облегчить переход игры к сложной умственной деятельности. Она способствует и формированию гражданственности у ребёнка. Посредством игры он осознаёт, в какой стране живёт, её особенности, отличие от других государств.

(СЛАЙД 2) Проблема исследования: современный образовательный процесс в рамках начальной школы порой является слишком скучным для детей, которые только пришли из детского сада. Не все из них обладают такими знаниями, как в кfкой стране они живут, не знают и героев своей Родины. Решить данную проблему призваны дидактические игры.

В связи с этим тема настоящего исследования «Воспитание гражданственности посредством применения дидактических игр на уроках окружающего мира в начальных классах» является особо значимой и актуальной.

(СЛАЙД4) Целью исследования является изучение теоретической и практической составляющих темы применения дидактических игра на уроках окружающего мира в начальной школе для воспитания гражданской идентичности детей, а также выработка практических рекомендаций для их применения.

(СЛАЙД 5) Методы исследования:

- анализ литературы по исследуемой теме,

- систематизация и обобщение полученной информации,

(СЛАЙД 6) Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.

Предмет исследования - организация и методика проведения дидактических игр на уроках окружающего мира с целью воспитания гражданственности у младших школьников.

(СЛАЙД 7) Задачи исследования:

- изучить дидактические игры в педагогических системах,

-  рассмотреть виды дидактических игр,

- изучить особенности применения дидактических игр на уроках окружающего мира.

(СЛАЙД9) Нами были рассмотрены следующие понятия:

Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры и системы оценивания.

Игра — это стимул для развития ребенка и формируется он под влиянием взрослых. Когда ребенок взаимодействует с предметным миром, при участии старшего, тогда и возникает конкретно детская игра.

Игровые действия – это основа игры, и чем интереснее для детей сама игра, тем разнообразнее игровые действия и тем успешнее решаются познавательные игровые задачи.

(СЛАЙД 10) Нами были рассмотрены несколько классификаций дидактических игра:

Согласно Венгеру дидактические игры делятся на:

- Дидактические игры с предметами

- Настольно - печатные игры 

Согласно Сорокину игры делятся на:

игры-путешествия,

игры-поручения,

игры-предложения,

игры-загадки,

игры-беседы

-Словесные игры

Таким образом, сегодня дидактические игры являются весьма популярным методом реализации учебного процесса.

(СЛАЙД14) Основные понятия главы 2.

Гражданское воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении.

Формирование гражданских качеств личности — это целенаправленный, специально организуемый процесс, который начинается в младшем возрасте.

Использование игры как средства гражданского воспитания актуально. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны…

(СЛАЙД 17) Значение дидактических игр:

-являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, воли, отношения, поступки и поведение;

-выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления.

-развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

-развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

-формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

-воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра, является потребностью ребенка. В процессе игры не только укрепляются его силы, но и развивается сообразительность, находчивость, инициативность.

Игры особо важны на уроках в начальной школе, так как они способны разрядит обстановку, отдохнуть ребёнку от учебной деятельности, ведь он очень быстро в силу своего возраста устаёт от занятия, ему постоянно необходимо менять род деятельности.  Кроме того, дидактические игры играют и познавательную функцию, они содержат изучаемый материал.

Гражданственность формируется на уроках окружающего мира в школе посредством применения специальных техник и методик. Одной из таковых является дидактическая игра. Она призвана помочь ребёнку в усвоении своей гражданской позиции. С помощью игры ребёнок отвлекается от привычного процесса обучения, который часто для него бывает чрезвычайно скучным. Помимо собственно игровых свойств дидактическая игра обладает ещё и познавательной функцией.

Таким образом, дидактическая игра способствует формированию гражданской идентичности.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра общественных и естественнонаучных дисциплин

Теймурова Улдуз Рафиг кызы

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02

с оценкой___________________

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 301 НК

«   » ______________ 2020 года

Руководитель: Сачкова Т.А.,

преподаватель МДК 01.09

Обществознание с методикой

преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Теоретические основы применения дидактических игр на уроках окружающего мира

7

1.1 История использования дидактических игр в начальной школе

7

1.2 Виды и функции дидактических игр

9

1.3 Применение дидактических игр на уроках окружающего мира

15

Выводы по 1 главе

17

ГЛАВА 2. Методические основы воспитания гражданственности младших школьников на уроках окружающего мира

20

2.1 Сущность понятия «гражданственность»

20

2.2 Воспитание гражданственности посредством использования

дидактических игр

25

2.3 Воспитание гражданственности младших школьников на уроках окружающего мира

32

Выводы по 2 главе

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

42

ПРИЛОЖЕНИЯ

44

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание гражданственности является задачей государственной важности. Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.

В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны воспитать у детей чувство гражданственности. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания, целенаправленная работа по определению и реализации условий для воспитания основ гражданственности у дошкольников.

Тема воспитания основ гражданственности рассматривалась в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, про необходимость воспитания чувства патриотизма писала Н.К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р.И. Жуковской, Ф.С. Левин-Щирирой, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, Э.К. Сусловой, Е.С. Никоновой и др.

Признавая научную ценность указанной проблемы, мы считаем актуальным изучение формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста. В рамках указанной проблемы была избрана тема исследования: "Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста".

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей.

Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» Козлова С.А.: «Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми»

К сожалению, в современном дошкольном учреждении сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей ведет к тому, что дети раньше становятся «маленькими» школьниками.

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного развития и воспитания.

Умственное развитие – основополагающее образование, являющееся центральной частью общего психического развития ребенка-дошкольника во всей будущей жизни. В свою очередь, умственное развитие – сложный процесс, направленный на формирование познавательных интересов, знаний и умений. Игра, и, в частности, дидактическая, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.). Педагоги создают целые системы дидактических игр (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др).

На основании актуальности проблемы исследования, нами сформулирована тема исследования: «Воспитание гражданственности посредством применения дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе»

Исходя из темы, мы определим цель дальнейшей работы- на основе анализа современных методических подходов по воспитанию гражданственности у младших школьников разработать блок уроков окружающего мира и теоретически выявить, и практически доказать значение дидактических игр как средства умственного воспитания детей младшего возраста.

Задачи исследования:

- изучить историю использования дидактических игр в начальной школе и их виды;

- на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы дать характеристику понятиям «гражданственность», «дидактическая игра»;

- обобщить результаты исследования и сделать выводы о перспективах работы проблеме исследования;

- создать диагностический инструментарий для выявления уровня гражданственности младших школьников;

- доказать эффективность использования дидактических игр в умственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: учебно- воспитательный процесс на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: организация и методика проведения дидактических игр на уроках окружающего мира с целью воспитания гражданственности у младших школьников.

Методы исследования:

- анализ литературы по исследуемой теме;

- систематизация полученной информации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1.1 История использования дидактических игр в начальной школе

Игра, является потребностью ребенка. В процессе игры не только укрепляются его силы, но и развивается сообразительность, находчивость, инициативность. В процессе игры развивается выдержка, организационные навыки.

Игра возникает в процессе воспитания, и никогда не возникает стихийно. Игра это стимул для развития ребенка и формируется он под влиянием взрослых. Когда ребенок взаимодействует с предметным миром, при участии старшего, тогда и возникает конкретно детская игра.

В конце ХIХ века К. Гросс первый попытался систематически изучить игру. В своих трудах он пишет о том, что в процессе игры происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование, называя игры исконной школой поведения [3, с. 112].

Теорию К. Гросса продолжил Януш Корчак, который был убежден, что игра – позволяет отыскать себя в обществе, в человечестве, а также во вселенной. Он считает, что, как и в народном фольклоре, в игре заложена генетика прошлого.

В разных эпохах игра притягивала к себе внимание педагогов, так как в ней заложена возможность обучать и воспитывать детей в радости. Теория игры является ядром педагогической системы Ф. Фребеля.

Фрёбель считал что, игра «зеркало жизни» и свободное проявление внутреннего мира. Игра-мостик от внутреннего мира к природе». А природа это единая и многообразная система [13, с. 72].

К.Д. Ушинский склонялся к понятию безграничных творческих способностей человека. Разъединяя учение от игры, он считал его неизменной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако если мы будем соглашаться с потребностью волевых усилий при обучении, будем понижать и значении игры и интереса [7, с. 67].

Игра для ребенка сиюминутная радость, она удовлетворяет его потребности в настоящем времени и в тоже время направленна на будущее, так как в игре моделируются различные жизненные ситуации, закрепляются полученные качества, умения, способности которые необходимы для реализации социальных, творческих и профессиональных функций.

В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребенка будет полноценна, если, он живет в мире игры, музыки, фантазии, творчества [7, с. 80].

Если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, против его воли, как в процессе творчества.

С помощью игр и творческих действий ребенок может освоить множество элементов и видов человеческой деятельности. Именно в игре дети развиваются, и те дети, которые мало играют, теряют в своем развитии.

Игра, также является одним из методов познания действительности. Во время игры продуктивнее, чем в других видах деятельности развиваются психические процессы, об этом говорят результаты исследования развития детей. Изменения в психике ребенка возникшие во время игры настолько велики, что в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец и др.) появился взгляд на игру как на ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Как отметил А.Н. Леонтьев, в игре возникают новые, прогрессивные образования, возникает познавательный мотив, который является основой возникновения стимула к учебной деятельности [7, с. 87].

Детская деятельность – единый и неразделимый союз. Данное единодушие создается вследствие воображаемой ситуации, в которой и происходит процесс детского творчества. В процессе игры вырабатывается познавательная, трудовая и творческая активность детей. Каждое новое знание и умение подталкивает его к действию с ним. Характер данного действия игровой, то есть действия игровой, то есть наиболее близкий для детей их прежнего опыта близкий для их прежнего опыта.

В ходе игры, ребенок подражает действиям окружающих комбинирует их. Когда дети входят в образ, у них начинает живо работать мысль, чувства становятся глубже, он искренне переживает, представленные события.

1.2 Виды и функции дидактических игр

В разных сборниках указано более 500 дидактических игр, но единой классификации дидактических игр по видам на сегодняшний день нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Так, специалисты выделяют несколько типов дидактических игр. Они сгруппированы по виду деятельности учащихся.

1.Игры-путешествия.

 2.Игры-поручения.

3.Игры-предположения.

4.Игры-загадки.

5.Игры-беседы [13, с. 76].

Рассмотрим их подробнее.

  1. Игры-путешествия направлены на закрепление материала и установления взаимосвязи. Здесь крайне важен интересный сюжет игры, он вовлечет большинство учащихся в игровой процесс.

Цель игры-путешествия усиление впечатления, обращение внимания детей на то, что находится рядом, но чего они не замечают. Такие игры усиливают внимание, наблюдательность и осмысление игровых задач, а также облегчают нахождение правильного пути при возникающих трудностях и достижение успеха. Учитель в процессе игры должен быть готов ответить на вопросы учеников, а также вести процесс обучения незаметно.

  1. Игры-поручения. Основа таких игр – действия с предметами или словесные поручения. Игровая задача и игровые действия основываются на просьбе что-то сделать, например: «Помоги Леопольду отыскать своих друзей» или «Обрати внимание Карлесона на то, где в домашнем задании он допустил ошибки».
  2. Игры-предположения. Данный вид игр звучит как: «Что, если бы...?»,

«Что бы я сделал?», «Кем бы я хотел вырасти, почему?» и др. Иногда, началом такой игре служит картинка. Смысл игры заключается в том, что перед учащимся ставится задача, которая требует осмысления, постановки задачи и последующего действия. Игровая задача заложена непосредственно в самом вопросе «Что было бы...?», «Что, если бы...?». Игровые действия определяются задачей, требуют от детей целесообразного, предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Учащиеся высказывают предложение, которое констатирующее или обобщенно-доказательное. Такие игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами и установления причинных связей. Игры включают состязательный момент – кто быстрее сообразит.

  1. Игры-загадки. Загадки еще с давних времен являются народными изобретениями. Создавались загадки для проверки знаний, смекалки, находчивости. Загадки были частью ритуалов и использовались на праздниках. Сегодня загадки являются одним из видов обучающей игры.

Главный признак загадки зашифрованное описание. Его нужно отгадать или доказать. Описание чаще всего дается в виде вопроса и оформляется им. Особенность загадок логическая задача. Существует множество способов построения задач огромное множество, но все они направлены на развитие умственной деятельности ребенка.

Процесс разгадывание загадок – учит детей анализировать. Приобщает их к обобщению и формированию умения рассуждать, делать выводы и умозаключения.

  1. Игры-беседы.

Общение учащихся друг с другом и с учителем лежит в основе такого вида игр. Общение в таких играх носит характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. Учитель выступает в роли близкого детям персонажа, что сохраняет игровое общение усиливая его радость и желание повторить игру.

Важность игры беседы в том, что она требует активизировать эмоционально-мыслительные процессы. Единства во всем – слова, мысли, действия, воображения учащихся. Игра – диалог учит детей, как нужно слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей.

Воспитывает умение сосредотачивать внимание на содержимое разговора. Такая игра учит детей высказывать суждения и дополнять сказанное. Совокупность этого всего характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.

Немаловажное значение имеет и способность принимать участие в беседе, это характеризует уровень воспитанности. Основными средствами игры – беседы, являются слова, словесные образы. Результат игры – это удовольствие, которое получают учащиеся.

6. Деловая игра. Деловая игра — это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры это сценарий. В нем отображается повсеместная последовательность игры, поделенная на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Такой вид деятельности помогает закрепить систему знаний, развитие творческого мышления и совершенствования навыков принятия коллективных решений. Способствует развитию коммуникативных умений разного рода.

Можно выделить еще один вид классификации дидактических игр:

а) обучающие;

б) контролирующие;

в) обобщающие [10, с. 66].

Игра будет обучающей, если дети вовлечены в нее и получают новые знания, умения и навыки. Или они вынуждены получить их в ходе подготовки к игре. Результат усвоения знаний будет лучше, если четко будет выражен мотив познавательной деятельности, как в игре, так и в самом содержании материала.

Игра будет контролирующей, если дидактическая цель состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику нужна определенная подготовка.

Обобщающие игры нуждаются в интеграции знаний. Они содействуют установлению межпредметных связей, нацелены на получение умений действовать в разных учебных ситуациях.

Выделяется еще три вида дидактических игр, которые можно использовать на уроках окружающего мира.

  1. Самодеятельные игры, возникающие по инициативе ребенка. К данному типу игр относятся его подвиды:

-игра-экспериментирование;

-сюжетно-самодеятельные игры (сюжетно-образовательные);

-сюжетно-ролевая игра;

-режиссерская и театрализованная игра.

Такие игры являются наиболее подходящим для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, проявляющимся в постановке себе и другим, вовлеченным в игровой процесс, игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Чаще игры, происходящие по инициативе учащихся, представляют собой игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.

Содержание самодеятельных игр, развивается за счет опыта других видов деятельности ребенка и содержательным общением со взрослым.

2. Игры, которые возникают по инициативе взрослого (учителя), который внедряет их в образовательный и воспитательный процесс.

К этому классу игр можно отнести следующие подтипы игр:

-обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие);

-досуговые (сюда относятся игры-забавы, игры - развлечения, интеллектуальные).

3. Игры, которые идут от исторически сложившихся традиций этноса народные игры. Возникают как с подачи взрослого, так и по инициативе ребенка [11, с. 102].

Большинство игр могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самодельными, так как самостоятельность — это знание правил, а не инициатива ребенка в постановке задачи.

Сегодня обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность одна из основных причин снижения мотивации к учению. Изменить сложившуюся ситуацию поможет игра.

Так же есть и еще одна классификация дидактических игр:

- игры по сенсорному воспитанию;

- словесные игры;

- игры по ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений и пр.;

- игры соотносятся с материалом;

- игры с дидактическими игрушками;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры;

- псевдо сюжетные игры [13, с. 92].

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процесс, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать урок окружающего мира увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Выделим следующие функции дидактической игры:

- способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей устойчивый интерес к учению и помогает усвоить учебный материал;

- учит наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы по тем или иным признакам, производить доступные ему анализ и синтез, делать обобщения;

- у детей формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память;

- снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- формирование обще учебных умений, навыков самостоятельной работы;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование адекватных взаимоотношений и основы социальных ролей [12, с. 87].

1.3 Применение дидактических игр на уроках окружающего мира

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям [9, с. 67].

  Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

  Цель дидактических игр – формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, ученик может тогда, когда он будет часто проявлять к ним интерес, и когда учитель сумел заинтересовать учеников.      Правильный отбор игр позволяет использовать их на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

 Дидактические игры при реализации технологий обеспечения безопасности можно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки усвоенных знаний до этапа рефлексии.

   Проведение дидактических игр имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

 Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть не более 8—10 минут. Но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его

На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:

 1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).

В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

“От какого дерева лист?”

Ребятки, сейчас я покажу вам листья деревьев. А вам нужно будет сказать, от какого дерева лист.

2 – словесные игры [8, с. 89].

Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Ее еще называют игрой победителей. В ней соревнуются, чтоб быстрее и полнее ответить на поставленные вопросы. Значит, викторина – это конкурс, во время которого ученики самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы для всезнаек.

1) Что такое степь?

 2) Растут ли в степи деревья?

 3) Когда степь особенно красива?

 4) Назовите раннецветущие растения. В чем их особенность?

 5) Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? [13, с. 112].

Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Наиболее распространенный жанр детского фольклора, метод народной педагогики. Загадка развивает мышление и речь ребенка, ее наблюдательность. Каждая загадка содержит нестандартные задания, которые вызывают живой интерес

   При использовании дидактических игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.

Работа в парах: игра «Собери пословицы», «Собери пазл»

Работа в группах: игра «Музыкальный предмет»

Фронтальная работа со всем классом:  игра «Можно-нельзя», «1,2 или 3», «Отгадай-ка»

   Дидактические игры  активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения,  навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельную  учебную  работу, формируют  адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, закрепляют знания, умения и навыки.

Выводы по 1 главе

Итак, дидактические игры полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

Дидактическая игра, как форма обучения, имеет определенную структуру. Структурные оставляющие дидактической игры:

1. Дидактическая задача.

2. Игровые действия.

3. Правила игры.

4. Результат.

Цель дидактической задачи – обучение и воспитательное воздействие.

Посредствами игровой задачи в дидактической игре осуществляется дидактическая задача. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – это основа игры, и чем интереснее для детей сама игра, тем разнообразнее игровые действия и тем успешнее решаются познавательные игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по отношению к играющим и по их направленности. Это, например, ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные образования, и т.д. Все это связано с игровым замыслом и исходит из него. Игровые действия являются реализацией игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

С помощью правил учитель управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи незаметно ограничиваю действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов результат подводится сразу по окончанию игры.

Это может быть:

-определение команды-победительницы,

-подсчет очков,

-выявление детей, которые лучше выполнили игровые задание и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, нужно подчеркнуть успехи отстающих детей. Важно сохранить все структурные элементы при проведении игр. Именно с их помощью решаются дидактические задачи [10, с. 55].

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются игрой, а не учебной ситуацией. Ученики и учитель участники одной игры. Нарушается это условие, и учитель становится на путь прямого обучения.

Отсюда следует, что дидактическая игра для взрослого — это способ обучения, а для ребенка только игра.

Цель дидактической игры облегчение процесса перехода к учебным задачам, сделать этот процесс поэтапным.

Итак, мы рассмотрели виды и функции дидактических игр, их классификацию и способы проведения на уроках окружающего мира. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры направлены исключительно на полезное воздействие младших школьников. Благодаря большому разнообразию, чёткой структуре игр, можно составить большое количество уроков с применением данного учебно-воспитательного элемента.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2.1 Сущность понятия «гражданственность»

        В области высшего образования, о чем показывают педагогические исследования, отмечается повышение разрыва между духовно-нравственной культурой и профессиональной подготовкой специалистов и становлением их гражданской позиции [8, с.135]. Поэтому важной государственной проблемой в современной России является духовно-нравственное возрождение общества и актуальными становятся вопросы воспитания духовности молодого поколения в системе высшего образования и становления их гражданственности как на целевом, так и на процессуально-технологическом уровне.

        В современной педагогической науке существуют различные подходы к понятию гражданственности и ее воспитанию. Так, проанализировав современных авторов-педагогов, можно сделать вывод, что воспитание гражданственности обучающейся молодежи осуществляется в следующих направлениях:

        - последующее погружение в понимание социально-педагогической сущности понятий «гражданственность», «гражданское воспитание», «гражданское образование»;

        - научный поиск новых подходов к созданию содержания учебных программ и дисциплин, способствующих воспитанию и гражданскому образованию;

        - разработка новых методов, средств и форм привлечения обучающейся молодежи в общественно-политическую жизнь.

Обилие исследований в области педагогики, направленных на развитие гражданских качеств посредством правовых знаний, наблюдается в 1990-е годы. Гражданственность начинает рассматриваться как многосложное социально-психологическое явление, которое заключается в осмыслении и оценке индивидом собственного статуса в обществе, прав, свобод и обязанностей гражданина, в совокупности чувств и качеств личности, что обозначает необходимость учета субъективного мира человека и объективных условий его жизни. В этом и заключается качественное изменение в понимании анализируемого понятия, состоящее в позиции необходимости учета субъективного мира человека и объективных условий его жизни. При этом существовала позиция, что уровень представлений о гражданственности заключается в полном объеме знаний о правах и обязанностях, выделяется значение и уровень их индивидуального присвоения.

        Определив, что сущностью понятия «гражданственность» является дееспособность, т.е. способность личности приобретать и осуществлять свои права на благо Отечеству, А. Ф. Никитин определяет, что у гражданственности как у личностного качества имеется широкий спектр проявлений: «… от систематической активной деятельности патриотического характера, до простой лояльности конституционной власти… » [8, с. 4].

В исследованиях И. М. Дуранова доказывается необходимость введения такого понятия как «гражданско-патриотическое воспитание» и формирование таких качеств личности как гражданственность и патриотизм. По мнению ученого, указанные качества личности основываются на духовно-нравственных и об-нечеловеческих ценностях [92, с.5].

        А. М. Бабаев раскрывает гражданственность через осознание личностью своей Родины, как общественно и лично важной и значимой ценности.

        Гражданственность в его исследованиях раскрывается как высшая форма проявления уважения к культуре своего Отечества; деятельность на благо своего народа [6, с.95].

        На наш взгляд, в рассмотренных понятиях имеется подмена понятия гражданственности, понятием патриотизма.

        Исследование становления гражданственности личности дополняют ра-боты предыдущего периода, в которых смысловое поле гражданственности расширяется за счет ориентирования методики воспитания на мировую культуру, учебных дисциплин, новых путей развития общей и правовой культуры.

        Любопытной является детализация гражданственности через гражданскую культуру, предложенную А.В. Беляевым. Гражданская культура, по мнению ученого, включает в себя компоненты правовой, нравственной, политической, экологической и других культур. В гражданской культуре сливаются две составляющие: осознанность исполнения обязанностей гражданина и добровольное принесение в жертву своих интересов для людей и общества [3, с. 17].

        Понятие «гражданственность» впервые связал с нравственной культурой и воспитанием воли В.А. Сухомлинский, а нравственную культуру он рассматривал в тесной связи с правовой, которая выражается, по его мнению, в требовательности человека к самому себе, внутренней свободе личности, дисциплине, уважении человека к себе и другим, способности гармонически сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства [24, с. 164].

В своем исследовании Н.А. Савотина определяет, что личность с развитыми гражданскими качествами, это законопослушная, самостоятельная личность, которая осознает свое предназначение в этом мире и имеет адекватное представление о нем [3, с. 135].

Понятие «гражданственность - многозначно:

1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в

дела политического сообщества;

2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3) способность и готовность выступать в роли гражданина;

        Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не гражданственность- удел полноправных граждан- политесо [13, с. 56]

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. Однако в условиях сословно корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться, а также получать развитие, особенно если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву [19, с. 98]

        В моем смысле, гражданственность — это нравственное качество личности, основанное на любви к Родине, осознание своих прав и обязанностей по отношению к обществу.

        Работы отечественных исследователей в сфере гуманитаризации образования на основе личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В. Г. Воронцова, Н.В. Матолыгина, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, Е.Л. Руднева и др.), позволяют определить и раскрыть приоритеты национальных интересов в сфере гражданского воспитания молодежи. Так, по мнению вышеуказанных ученых, теоретической основой формирования гражданственности являются следующие принципы: коллективная деятельность; усвоение социального опыта; осознание социальных ролей; овладение культурой; познание дисциплин гуманитарного цикла; умение понять и дать правильную оценку социально-политическим событиям современного мира.

        Разделяя точку зрения Е.В. Бондаревской и В. Т. Лисовского, считаем, что воспитание гражданственности у молодого поколения должно основываться на идеях гармоничного взаимодействия человека и природы, экономики, техники и технологии производства; гуманизма и демократии в системе общественно-политических отношений; осознанием личности себя как гражданина страны и мира; главенства общечеловеческих ценностей [4, с. 155].

        Следует согласиться с И.В. Суколеновым [242, с. 15], и выделить несколько трактовок гражданственности в различных аспектах:

1. В социально-правовом – высокий уровень правосознания и правовой культуры, признание общечеловеческих нравственных ценностей и готовность действовать в соответствии с ними.

2. В морально-этическом – показатель нравственной культуры субъекта.

3. В социально-психологическом – забота об интересах страны, высокое осознание общественного долга, гуманизм, честность, забота о воспитании детей и др.

4. В педагогическом – совокупность качеств индивида, объединяющих в себя приверженность делу общества, последовательность в убеждениях, соответствие поступков позитивам нравственных категорий. Это определение является особо ценным для настоящего исследования [13, с. 110].

        Современный подход в воспитании гражданина как в отечественной, так и зарубежной педагогике предполагает отказ от конфронтации идеологий. Но, к сожалению, значительная часть педагогов-практиков не готовы к новой стратегии в воспитании в силу консерватизма мышления. Поэтому познание и овладение методологией системного подхода, повышение общей культуры преподавателей будут способствовать развитию необходимых личностных качеств для воспитания будущего поколения.

2.2 Воспитание гражданственности посредством использования

дидактических игр

        Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

        У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

        Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Современные условия дошкольного образования характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Таким образом, гражданское воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения [6, с. 110].

        В ФГОС ДО ставятся цели по гражданскому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

        Гражданское воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни.

        Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

        Использование игры как средства гражданского воспитания актуально. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

        Работа по воспитанию у детей гражданственности реализуется через все виды игр: дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые.

        Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

        Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу.

        Дидактические игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Так, например, при ознакомлении детей с народными промыслами успешно используются вышивки, посуда разных мастеров, куклы, матрешки, берестяные изделия.

    Настольно-печатные дидактические игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты».  С помощью настольно-печатных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, воспитываем у детей гражданственность [14, с. 116].

        Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.  Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств.

        Народные игры являются неотъемлемой частью гражданского воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

        Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

        Неоспоримо значение хороводной игры в нравственном и гражданском воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей.   Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности.

        Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому мы должны возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами. Мы – педагоги должны приобщить новые поколения к исторической памяти народа и сохранить ее в наших детях.

        Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани.  Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».

        Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.

        Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий гражданскую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу.

        Воспитание чувства патриотизма в играх-драматизациях на фольклорной и экологической основе идёт, как бы опосредовано. Здесь прямо не говорится о том, что Родину нужно любить, беречь, защищать.

         Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по гражданскому воспитанию детей. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Вот схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.

        В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».

        Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята». Старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе», «Макдоналдс» [11, с. 106].

        Задача воспитателей — создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.

        Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я — парикмахер», «Наша больница», «Овощной магазин».

        Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д.

        Игры объединяют ребенка с близкими ему людьми: сидят дома, в тишине, два родных существа в наше суетное время, играя пальчиками. Дети понимают маму, а мама – детей, растет их духовная связь.

        Большинство игр многим  давно известны, их любят и знают дети, наша задача состоит в том, чтобы собрать их все из разрозненных источников в один сборник, которым воспитателям было бы просто и удобно пользоваться в работе. Я уверена, что воспитатели смогут разработать и новые игры по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Подвижные и сюжетно - ролевые игры будут способствовать в закреплении знаний об обычаях, традициях и быте русского народа и коренных жителей Сибири.

        В дидактических и настольных играх пополнится запас знаний детей о домашних и диких животных Сибири, природных зонах, городах, водоёмах и полезных ископаемых, об обычаях и традициях, о культурном наследии предков.

Я убеждена, что предложенная тема и собранные нами материалы по этой теме внесут свой вклад в работу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, помогут значительно повысить уровень знаний наших детей по патриотическому воспитанию.

        Самое главное в работе по воспитанию гражданственности у детей, считаю, что через игру педагог должен зародить в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.

2.3 Воспитание гражданственности младших школьников на уроках окружающего мира

        Гражданское воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. И на каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот возрастной период является более благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и, следовательно, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма [18, с. 27].

        Необходимость активизировать процесс воспитания гражданственности в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в котором личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

        Обзор основных программ общего образования по предмету "Окружающий мир" позволяет увидеть выделенные авторами предметные результаты при изучении данного предмета в начальной школе.

        Так, например, в УМК "Школа России" авторы выделяют следующие предметные результаты:

        - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

        - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

        - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

        - освоение доступных способов изучения природы;

        - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [3, с. 122].

        - объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

        - приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами;

        - различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

        - показывать на карте границы Российской Федерации.

Таким образом, само содержание "Федерального государственного образовательного стандарта" по предмету «Окружающий мир», в совокупности с другими предметами начального образования, направляет педагогов на проведение целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников [6, с. 103].

        Широкие возможности для планомерного гражданского воспитания детей данной возрастной группы представлены во всех ныне действующих образовательных программах. Ведущей целью по гражданскому воспитанию на уроках окружающего мира является создание условий для формирования гражданской – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяются задачи:

        - формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;

        - формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;

        - воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;

        - создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни;

        - развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей [35].

Курс «Окружающий мир» занимает особое место в реализации гражданского воспитания младшего школьника, так как он призван обеспечить эффективность продолжительной работы в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в начальных классах объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек. Так решаются общие задачи воспитания:

        - формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;

        - воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству;

        - развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира;

        - расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.

        Гражданское воспитание младших школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Начиная с первого класса, на уроках по изучению окружающего мира рассматриваются вопросы и задания по изучению истории родного города, края, страны. Дети знакомятся с государственными символами России, узнают, что они означают, откуда появились. Желательно проведение классного часа на тему «Государственные символы». Далее детям предлагается придумать герб, флаг и девиз для своей семьи. Любовь к своей стране, к своему народу всегда неразрывно связана с любовью к своим близким и родным, поэтому детям предлагается создать родословную своей семьи. Обычно дети охотно знакомят своих одноклассников с историей своего рода, семьи, традициями и творчеством своих родных [20, с. 89].

        В содержании предмета имеется значительная историческая составляющая. Дети знакомятся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.

Важным моментом, который определяет позицию учителя при отборе знаний, является реализация краеведческого принципа. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала, который не может быть изучен непосредственным путём [11, с. 17].

        Гражданское воспитание школьников должно являться приоритетной целью изучения исторической составляющей предмета. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Поэтому к празднику Победы можно предложить учащимся составить рассказы о родственниках, которые участвовали в боях или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны. Помощь в этой работе детям могут оказать взрослые. Учащиеся 3 – 4 классов могут оформить свои рассказы и сообщения в виде докладов. Проведение мероприятий, связанных с темой Великая Отечественная война, на которое можно пригласить участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла, из числа родственников учащихся [3, с. 26].

        Важную роль в воспитании учащихся занимают школьные музеи – одна из форм воспитания гражданственности, бережного отношения к истории. Музей помогает эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Опыт создания и работы школьного музея позволяет утверждать, что музей – это стержень всей воспитательной работы, база углубленного изучения истории родного края, массового включения учащихся в краеведческую деятельность.

        При изучении краеведческого материала, также входящего в содержание окружающего мира, дети не только узнают о природе своей местности, но и получают сведения из истории родного края, знакомятся с его достопримечательностями [4, с. 69].

        Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью, можно вместе с детьми подготовить такие проекты:

Деревья – наши зеленые друзья

Белая береза

Заповедные острова

Родной природы малый уголок.

         Уроки окружающего мира дают уникальную возможность работать по принципу интеграции. Поскольку интегрированные уроки с краеведением являются эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю и малой Родине, формированию нравственной личности гражданина и патриота России.

         Через краеведческую направленность происходит расширение и углубление содержания образования и воспитания младших школьников, границ их познавательной и исследовательской активности.

        Также в проектной деятельности младших школьников, можно организовать деятельность, направленную на поиск сведений о замечательных людях – воинах, тружениках, писателях, художниках и т.д., которые жили или живут в данной местности. Знакомя учащихся с картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена, необходимо стремиться развивать и благородные чувства детей, и чувство единства со своим народом, гордости за него и свою Родину, а также любви к родной природе. Практически на каждом уроке окружающего мира имеются возможности для гражданского воспитания детей младшего школьного возраста. Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию младших школьников осуществлялась более результативно, необходимо соблюдение определенных педагогических условий: эвристическая среда в школе и в семье, тесное сотрудничество классного руководителя с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эти педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако первое условие выполняется лишь при создании благоприятных возможностей для проявления творчества, инициативы, самостоятельности каждому ребенку, именно поэтому необходимо осуществление тесного и позитивного контакта семьи и педагога. Для выполнения второго условия необходима определенная профессиональная подготовленность педагога для осуществления процесса формирования патриотических чувств: высокий уровень профессиональной компетентности и профессионального мастерства. И не менее важным показателем является потребность самого ребенка принимать участие во всех делах на благо родной природы, и, несомненно, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину и осознание себя частью своего народа [20, с. 57].

Выводы по 2 главе

        Формирование гражданских качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс, который начинается в младшем возрасте. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания в школе и в семье, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по гражданскому воспитанию.

        Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту.

        Возможно, благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

        Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. Поэтому у учителя есть возможность использования интегрированных уроков с краеведением, которые являются эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю и малой Родине, формированию нравственной личности гражданина и патриота России.

        Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по гражданскому воспитанию детей, если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

        Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе всего вышеизложенного следует сделать ряд выводов.

        Игра, является потребностью ребенка. В процессе игры не только укрепляются его силы, но и развивается сообразительность, находчивость, инициативность. В процессе игры развивается выдержка, организационные навыки. Игры особо важны на уроках в начальной школе, так как они способны разрядит обстановку, отдохнуть ребёнку от учебной деятельности, ведь он очень быстро в силу своего возраста устаёт от занятия, ему постоянно необходимо менять род деятельности.  Кроме того, дидактические игры играют и познавательную функцию, они содержат изучаемый материал.

        Сегодня выделяется множество разновидностей дидактических игр в общей сложности из около 500. Наиболее известной считается следующая классификация:

        1.Игры-путешествия.

         2.Игры-поручения.

        3.Игры-предположения.

        4.Игры-загадки.

        5.Игры-беседы (игры-диалоги).

        Для создания дидактических игр на уроках окружающего мира необходим специфический, тематический занимательный материал. Это могут быть тематические загадки, шифры и т. д.

        В начальной школе у детей происходит процесс развития гражданственности. Основа его была заложена ещё в детском саду и в семье. Гражданственность подразумевает осознание своей гражданской принадлежности, своего места в мире, в стране и в обществе. Гражданственность тесно связна с понятием патриотизма.

        Гражданственность формируется на уроках окружающего мира в школе посредством применения специальных техник и методик. Одной из таковых является дидактическая игра. Она призвана помочь ребёнку в усвоении своей гражданской позиции. С помощью игры ребёнок отвлекается от привычного процесса обучения, который часто для него бывает чрезвычайно скучным. Помимо собственно игровых свойств дидактическая игра обладает ещё и познавательной функцией.

        Исходя из вышеизложенного, дидактическая игра способствует формированию гражданской идентичности. Для этого необходимо использовать специальные методики.

        Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, задачи выполнены в полном объёме. В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы путём проведения дидактических игр по воспитанию гражданственности младших школьников на уроках окружающего мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдеев А. Р. Педагогика. – М.: Норма, 2018. – 514 с.

2. Бесова М. А. Познавательные игры от А до Я. – Ярославль, Академия развития, 2004. – 271 с.

3. Васильева Н.Н., Новотворцев Н. В. Развивающие игры для школьников. – Ярославль, Академия развития, 2007. - 208 с.

4. Венисяцкий В. А. Педагогика: начальный курс. – СПб.: Новь, 2017. – 499 с.

5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. -  М.:Норма,  2003. – 239 с.

6. Грабенко Т. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. М.: Детство-Пресс, 2004. - 64с.

7. Дубровина Н. В. Психология. - М.: АСТ, 2002. – 512 с.

8. Ежев Р. О. Основы педагогики. – М.: Парадигма, 2014. – 398 с.

9. Жукова З. П.: «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры» // Начальная школа. - 2006. - № 5. - с. 30-31.

10. Завьялов Р. О. Дидактические игра в начальной школе. – М.: норма, 2018. – 312 с.

11. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск. 2005. – 29 с.

12. Катков А. А. Нетрадиционные формы организации учебного процесса. – М.: Парадигма, 2017. – 399 с.

13. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. - СПб.: "Изд. П-2", 2006. – 212 с.

14. Крылова О. В., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. Природа и человек. М.: Дрофа, ДИК, 2013. — 40 с.

15. Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – М.: Педагогическое общество России. 2005. — 128 с.

16. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. — 2006. — 175 с.

17. Кудыкина Н. В. Дидактические игры и занимаемые задачи. – К.: «Ряданська школа», 2007. – 142с.

18. Лавреньев А. В. Начальная педагогика. – СПб.: Новь, 548 с.

19. Мартынов В. А. Особенности организации учебного процесса в современной школе. – М.: Парадигма, 2017. – 401 с.

20. Новикова Л. Р. Дидактические игры для школьников . - М.: АСТ, 2017. – 309 с.

21. Орлов А. А. Организация современного образовательного процесса в школе. – М.: Норма, 2018. – 392 с.

22. Селиванов В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания; Учебное пособие для студентов Выс. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В.П. Сластенина – 2-е издание., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

23. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Выс. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

24. Тихомиров  А. Г. Педагогика. – М.: Парадигма, 2017. – 349 с.

25. Уханов П. П. Основы начальной педагогики. – М.: Просвещение, 2016. – 509 с.