Рабочая программа по чтению на родном (русском) языке
рабочая программа

Соколова Татьяна Андреевна

Рабочая программа разработана на основе  примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке(русском)», утвержденной региональным учебно-методическим объединением в системе образования Краснодарского края(заседание №2 от 25 августа 2020г)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_na_rodnom_russkom.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им.А.И.Покрышкина.

        

                                                       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   литературному чтению на родном языке(русском)

Ступень обучения (класс) 1-2 класс

Количество часов14ч (по 7 часов )

Уровень  базовый

Рабочая программа разработана на основе  примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке(русском)», утвержденной региональным учебно-методическим объединением в системе образования Краснодарского края(заседание №2 от 25 августа 2020г)

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

  • положительное отношение к урокам литературного чтения на родном языке;
  • познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре.

Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
  • внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У учащихся может быть сформировано:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • находить заглавие текста, называть автора произведения;
  • знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
  • оценивать поступки героя с помощью учителя, с опорой на текст и личный опыт;
  • узнавать сюжет по иллюстрациям;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация)
  • понимать смыслоразличительную роль ударения в словах, соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи, оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного материала);
  • с помощью учителя задавать вопросы и отвечать на них;
  • высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт;
  • пересказывать небольшой текст своими словами с опорой на картину;
  • выделять рифмы в тексте стихотворения;
  • чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
  • с помощью учителя объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, с помощью учителя делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • с помощью учителя участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя);
  • сравнивать героев разных произведений;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать речь других;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
  • договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им;
  • учиться работать в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
  • знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
  • внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
  • сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1 класс (7часов)

Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)

1.1 Особенности оформления книг в Древней Руси. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1.2 Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

1.3 Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (национальная одежда. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, и т.д.).

1.4Звукопись в стихотворном художественном тексте.Звукопись (прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков) в стихотворном художественном тексте. Поэтические повторы, образующие особое построение текста.

Язык в действии (1 час)

2.1 Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Секреты речи и текста (2 час)

3.1 Учимся разговаривать друг с другом.Диалог как вид речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой формевысказывать свое мнение о прочитанном.

3.2 Учимся разговаривать со взрослыми. Нормы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями этикета на основе прочитанных произведений.

2 класс (7 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 часа)

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).  

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром

(рус.); ехать в лес с дровами (тат.).  

Раздел 2. Язык в действии (2 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).  

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).  

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ)

1 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

4

Особенности оформления книг в Древней Руси

Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах»

Дом в старину: что как называлось

Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» и т.д.

Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)  

Л. Сергеева. Сказки о русской народной одежде «Сарафан в гостях у Рубахи»

Звукопись в стихотворном художественном тексте

«Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах». Составитель

Г. Кружков; «Русская поэзия детям». Составитель Е.О. Путилова; «Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей»

2.

Язык в действии

1

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

К. Ушинский: Спор животных, Четыре желания, Солнце и радуга.

Л. Толстой. Старик и яблони

3.

Секреты речи и текста

2

Учимся разговаривать друг с другом

Васильева-Гангнус Л.В. «Азбука Вежливости»

Учимся разговаривать друг со взрослыми

Итого

7


2 КЛАСС

п/п

Раздел

Колво часов  

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

Русский язык: прошлое и

настоящее

3

Слова, называющие предметы традиционного русского быта

Сказки К.И. Чуковского  «Федорино горе» и др.; русские народные сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Баба-Яга», «Лисичка со скалочкой», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка» и др.

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

которых связано с предметами и

явлениями традиционного русского быта

Л. Корнильева. Старинные сказки на всякую пору;

Л.Н. Толстой «Наши пряли, а ваши спали»; В. Суслов «Как работает слово»

Сравнение пословиц, фразеологизмов

2.

Язык         в

действии

2

Ударение         в поэтическом тексте

Четыре времени года. Стихи русских поэтов о природе; русские народные сказки

«Березонька»,

«Морозко»; И.А. Крылов «Слон и Моська»

Слушаем и учимся читать стихи и

сказки

К. Ушинский. Рассказы и сказки;

С.А. Есенин «Поет зима – аукает…»

3.  

Секреты речи и текста

2

Приемы общения. Развернутый ответ

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»; рассказы  В.Голявкина,

В. Осеевой, Г. Юдина

Устойчивые этикетные выражения

А. Усачев «Этикет для детей различных лет»;

Л.Пантелеев

«Новенькая»;

В.Драгунский «Девочка на шаре»

Итого

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по чтению на родном  (русском ) языке  для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке" Рассчитана программа на 0,5 часа (17 часов в год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном (русском) языке»

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»  обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, ...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном ( русском) языке" 1-3 класс

Рабочая программа " Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-3 класс...

Рабочая программа"Литературное чтение на родном (русском) языке» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ ...