Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.
статья

Киселева Марина Федоровна

Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика

начальной школы

Одна из главных задач начальной школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Школа должна подготовить почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности. Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности.

Воспитание и развитие ученика начальных классов – это коллективный, творческий, созидательный процесс.

Существует три уровня результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

 Ученики должны посещать  музеи, выставки, культпоходы в театры, концерты.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.

Участие в культурных мероприятиях, посещение театров, музеев – это достижение первого уровня. Второй уровень результатов достигается при использовании форм и методов, направленные на получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Например, постановка спектакля.

Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

Каждое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации. Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера.

Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить её на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что - то известно, заданы какие - то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

Использование проблемных ситуаций на внеурочных занятиях формирует у младших школьников познавательную активность, обеспечивает нужную направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. В результате этого, использование педагогом во внеурочной деятельности проблемных ситуаций постоянно дает возможность постоянно включать учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на решение возникающих вопросов, что неизбежно ведет к развитию познавательной активности учащихся, на которые опирается организация творческой деятельности. Ответ на проблемный вопрос требует от младших школьников выведения такого знания, на основе имеющегося, которым он ещё не обладал.

Ставя перед собой цель – максимально развить творческий потенциал личности ученика, организуется внеурочная деятельность таким образом, чтобы ребёнок погружался в атмосферу творчества. Уделяется максимальное внимание каждому ребёнку, учитывая его способности, возможности и интересы. Подбирая дело для каждого ребёнка или для группы детей, необходимо стараться, чтобы оно было интересным, посильным и значимым как для развития личности ученика, так и для его успешной социализации. Основным фактором, определяющим участие ребёнка в какой-либо внеурочной учебной деятельности, является желание самого ребёнка, что становится стимулом формирования положительной мотивации учения, возможностью проявления успешности в определённом направлении. Кроме того, учитель должен опираться на выявленные в процессе обучения и воспитания склонности, особенности личности ученика (коммуникативность, выразительность и убедительность речи, умение работать в команде).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учебной деятельности в формировании личности ребенка

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а ино...

Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"

Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......

Роль проектной деятельности в формировании личности ребенка

Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал ег...

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"

Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...

СТАТЬЯ «Роль театральной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников»

Дошкольное и начальное воспитание в условиях современной системы инновационного образования : сборник статей / составители: Т. Г. Анисимова, Е.А. Любимова – Саранск: МРИО, 2018. – 84с. Ста...

СТАТЬЯ "РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ"

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ...