ПК 4.3.
учебно-методический материал

Казакова Ирина Юрьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность ученика

Деятельность учителя

УУД

4.Открытие нового знания

Ребята, мы продолжим путешествие по городу чисел, там нас ждут необычные задания.

Для путешествия нам нужна дорога. Восстановите числовой отрезок.

(работают несколько учеников)

 0     _  _       3       _       5       6     _     _        9

По дороге мы зашли в сказочный город чисел.

Жители города забыли номера домов, подскажите, где они живут?

-Какое число живет за числом 5?8?

-Какое число живет между числами 1 и 3? 4 и 6?

-Какое число живет перед числом 7? 9?

Спасибо, ребята, всех жильцов мы заселили. Молодцы!

Слушают задание

0     1   2     3   4    5      6     7     8        9

- за числом 5 живёт 6, за числом 8 живёт 9
-2; 5
-Перед числом 7 живёт 6; перед числом 9 живёт 8

Р: самостоятельная организация своего рабочего места; соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем.

К: участие в диалоге.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Для того что бы закрепить наши знания по теме мы сыграем в игру.

Игра называется «Ручеёк»

Мне нужно 9 человек. Встаньте, пожалуйста, в одну линейку. Сейчас я каждому выдам карточку. Карточек будет от 1 до 9.

После того как я вам выдам карточку вам нужно встать в пары и один будет галящий. Встать можно с любым партнером.

Я вам даю задание, например: повторить состав, числа б.

Все знают, что б - это 2 (поднимает вверх карточку с цифрой 2) и еще...". Далее водящий находит себе пару и добавляет:"... и еще 4". Берет за руку участника с цифрой 4. Вместе они встают в конец "ручейка".

Тот, кто остался лишним (например, участник с цифрой 1),становится водящим: "Все знают, что 6 - это 1 и еще..и т. д.

Вы замечательно справились!
А вот и вторая наша игра.

Вам нужно встать в пары друг напротив друга. У каждого будет карточка с выражением. Но вы не просто будете решать их, а ещё у вас будет определённый ритуал. Посмотрите на доску.

поздороваться, пожав друг другу руки;

договориться, кто первый начнет диалог;

выполнить задание, поменяться ролями;

поблагодарить: "Спасибо за работу"; можно в стихотворной форме: "Потрудился ты не зря, тебе спасибо от меня";

поклониться, пожать друг другу руки;

по сигналу учителя попрощаться.

Выполнение ритуала строго обязательно!
при выполнении задания вы можете задавать вопросы:
Как удобнее сосчитать?
Объясни, почему? И т.д.

На ритуал и решения примера вам даётся 30 секунд.

Обсудив задания друг друга, по сигналу вы прощаетесь, и второй ряд делает шаг вправо (первый остается на месте). Произошла смена партнера. Оставшийся лишний игрок (в конце "ручейка") бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.

Как вы думаете на что похоже?
Верно, на гусеницу танка. Игра называется «Гусеница»

Слушают задание

Выполняют

Слушают задание

Выполняют

Л: осознание своих возможностей; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Р:соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем.

Л: осознают свои возможности в учении; оказывают помощь одноклассникам.

2. Актуализация знаний и мотивация

Практические: работа с презентацией, выполнение задания

Словесный: ответы на вопросы, решение примеров устно

4 – 5 мин

Фронтальная форма работы

- Устный счет: 

- Начнем наш урок с математической разминки

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Сейчас мы с вами немного поиграем

Живая математика.

У учащихся карточки с цифрами от 0 до 9. Учитель читает выражение (3 • 2). Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Если в ответе двузначное число, встают двое учащихся.

Работать будем быстро.

8*2;  16-7; 9*2; 18+42; 60:10; 7*2; 2*1;
Увеличь 9 на 6.

Уменьши 16 на 8.

Первое слагаемое 9, второе 8. Чему равно значение?

- Молодцы.

 

- Решим задачи:

Посмотрите на экран. Там написана задача, а под ней 4 выражения. Ваша задача выбрать выражение, которое поможет решить эту задачу.

  Садовник составил 2 букета из 20 роз. Сколько роз в каждом букете?  

  1. 20-2  2)  20+2 3)  20*2   4)  20:2

- Какое арифметическое действие нужно выбрать для их решения? - А на какое число нужно разделить в первой и во второй задаче? - Как вы думаете, что поможет нам быстро находить ответ в подобных задачах?

Выполняют устный счет

 

16,9,18,60,6

 

- 20 : 2

- на 2

- знание таблицы умножения

Р.: Самоопределение к деятельности.

К.: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.



Предварительный просмотр:

Технология разноуровневой дифференциации по В.В. Фирсову.

Индивидуализация и дифференциация – одни из ведущих принципов современного образования. На их основе можно учесть особенности мышления, сферу интересов, уровень познавательного интереса, уровень развития ребенка и др.  Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он подходит на всех этапах обучения, а также на всех этапах усвоения знаний, умений.

 Одной из форм дифференциации обучения, нашедшей широкое применение в практике отечественной школы, является уровневая дифференциация. Ее основные идеи и принципы реализации были обоснованы в работах Виктора Васильевича. Фирсова, В.М. Монахова, В.А. Орлова, которые рассматривают уровневую дифференциацию как педагогическую технологию.

Цель дифференцированного разноуровневого обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие

Смысл уровневой дифференциации заключается в том, что, обучаясь в школе по единой программе в коллективе дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной (базовой) подготовки.

Репродуктивный уровень: решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.

Важнейшие функции базового уровня связаны с тем, что он, по определению, задает нижнюю границу результата полноценного и качественного школьного образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является действенным фактором ликвидации перегрузки школьника.

Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствуют творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать обобщения и выводы  

К третьему уровню относятся учащие имеющие высокий уровень знаний, могут применять их в нестандартной ситуации. Поэтому строю свою работу на уроках, особенно уроках математики, уроках повторения, закрепления изученного материала, самостоятельных и контрольных работах именно с применением большого количества разноуровневого материала. Ученик сам решает, на каком уровне он находится в настоящий момент и совершенно не испытывая ситуации неуспеха получения плохой оценки. Ничто не мешает ему в следующий раз выбрать задание другого уровня и получить более высокую оценку. Каждый имеет возможность продвигаться в своем темпе усвоения материала.

Уровневая дифференциация предполагает вариативность содержания и форм обучения, чтобы каждый ученик имел возможность выбирать свой путь освоения учебного материала. Уровневая дифференциация позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого школьника как на отдельном уроке, так и в процессе всего обучения.

Назовем основные положения уровневой дифференциации:

– отказ от «селекции» школьников, их обучение в едином коллективе;

– формирование опоры, обеспечивающей всем учащимся, независимо от их способностей, овладение базовой системой знаний, умений;

– выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки по типу «ученик должен» как основы дифференцированного обучения;

– введение повышенного уровня требований по типу «ученик хочет и может»;

– явное признание права ребенка на выбор уровня усвоения материала и отчетности;

– соответствие содержания, контроля и оценивания достижений учащегося уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки, дополненной проверкой усвоения материала на более высоком уровне. Эффективным способом организации контроля в данном случае выступает зачетная система.

Ученик сравнивается на развитие не с другим учеником, а сам с собой. Он приобщается к оцениванию своих результатов. «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». Сохраняя многие черты традиционного обучения, уровневая дифференциация в то же время содержит и ряд принципиально новых моментов.

Наиболее существенным из них является явное введение в дополнение к уровню преподавания, на котором ведется обучение, базового уровня обязательной подготовки по учебному предмету. В базовый уровень обязательной исторической подготовки включаются те знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся. При этом на обозначенном уровне важно обеспечивать непрерывную логику изложения содержания и способствовать освоению учащимися основных научных представлений образовательной дисциплины. Поэтому значительная часть времени уделяется их отработке на основе блочной подачи материала.

Деление его на части осуществляется учителем мысленно и ставит при этом цель сформировать у школьников систему способов деятельности с учетом индивидуально-психологических черт учащихся, связанность и последовательность которых при этом не нарушается. Критерием деления является доступность содержания учебного материала. Введение базового уровня продиктовано следующими возможностями.

  1. гарантированное достижение каждым школьником образовательного минимума обеспечивает эквивалентность образования, полученного в различных классах, школах;
  2. он задает нижнюю границу полноценного и качественного школьного образования;
  3. возможность ограничиться этим уровнем обеспечивает достаточные пределы усвоения содержания учебной дисциплины;
  4. является средством ликвидации перегрузки школьников;

Только освободив ученика от непосильной суммарной нагрузки, мы можем направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию ребенка.

Использование педагогической технологии уровневой дифференциации — системы разноуровневых заданий эффективно тем, что каждый ребенок успешен, так как он выполняет задания своего уровня, то что ему посильно, далее дает возможность решать задачу в измененной ситуации, требующей преобразования полученных знаний и переходит к заданиям третьего уровня - где требуется применение мыслительных операций: анализа, синтеза, формируется положительная самооценка, умение работать в группе.

Осуществлять дифференцированное обучение необходимо на разных этапах урока. При проверке домашнего задания можно использовать разноуровневые задания, при объяснении нового материала использовать дополнительную литературу, на этапе закрепления творческие задания.    Таким образом, базовый уровень становится основой для дифференциации и индивидуализации. Совокупность планируемых результатов обучения должна быть заранее известна и понятна школьникам, реально выполнима абсолютным их большинством.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: