Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"
методическая разработка (2 класс)

Гарцева Ольга Александровна

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий

.Типы проблемных ситуаций.

Способы создания проблемных ситуаций.

Формы проблемных ситуаций.

Примеры проблемных ситуаций на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_situatsiya.docx80.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Учебно-методическая разработка

Проблемная ситуация – одна из основных понятий проблемного  обучения  на уроках в начальной школе.

Проблемная ситуация – это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся  при выполнении заданий, которые побуждают найти  новые  знания или способы действия.

 Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и

разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися  знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

 Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов:

1.Ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи.

2. Ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

3. Ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

4. Ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Целью мотивации на уроке должно стать возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы.  На их разрешение должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся.

Три способа создания проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации  могут создаваться на всех этапах процесса обучения:

при объяснении, закреплении,  контроле.

К основным понятиям проблемного обучения относятся:

«Учебная проблема»,  

«Проблемная ситуация»,

«Проблемная задача».

Учебная проблема существует в двух формах:

1.Как тема урока.

Русский язык.

Тема : «Корень слова»

На доске написано слово  лесоруб . Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах). Называется тема урока: «Сложные слова».

2.Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое будет новое знание.

 Обучение грамоте. 

Тема: «Из чего сделаны слова?»

На доске записаны слова:  береза   тюльпан  стул  трава

- Какое слово лишнее?

Почему? ( Стул, т.к. все остальные слова – живая природа, а стул - неживая)

- Кто сделал стул? ( Человек)

- А из чего сделан стул? ( Из дерева)

- Как вы думаете, а из чего «сделаны» слова? ( Не знаем)

- Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное».

 Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:

- «С удивлением».

 -«С затруднением».

1.Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Русский язык.

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»

По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

 Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?

Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

 Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

 Почему в некоторых словах "т" не произносится?

 И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Математика.

Тема урока: « Вычитание многозначных чисел». 

 На доске запись: 749- 236, 485-164, 987-351, 800- 426.

-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание трехзначных чисел).

- Найдите значение каждого выражения. (Учащиеся выполняют вычисления кроме последнего.

- В чем возникла трудность?

Учитель подводит детей к объяснению новой темы: «Вычитание из круглых чисел».

Прием 2: « Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

Русский язык.

Тема урока: « Правописание парных согласных на конце слова».

На доске две картинки:  плод- плот

          

-Что изображено?

-Запишите под картинкой слово в тетради, а затем на доске. (Дети начинают спор, кто правильно написал слово).

Кто из детей прав? Лексическое значение слов и название новой темы урока.

Математика.

Тема урока: «Решение выражений со скобками».

Учитель делает на доске запись:  8-3+4=9  8-3+4=1

- Вы удивлены? (реакция удивления).

- Почему?

- Примеры одинаковые, а ответы разные!

- Значит, над каким вопросом подумаем?

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

  Проблемная задача:

Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

Прием 3:

Окружающий мир.

Тема урока: « Тепловые пояса».

Шаг 1.

 Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).

Беседа с учениками:

- Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

- Как вращается Земля?

- Как называются неподвижные точки Земли?(Южный и Северный полюс)

Создание проблемной ситуации:

Дима с папой собираются на Северный полюс, а Маша с мамой на Южный.

Помогите собрать вещи в дорогу (дети в парах работают по карточке , вещи: сандалии, шуба, шляпа, варежки, шапка, шорты, майка, валенки, зонтик от солнца)

-Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно)

-Что выбрали  для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло).  

Предъявление научного факта (слайды )

Побуждение к осознанию противоречия

-Что вы думали сначала?

Побуждение к проблеме

-А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос?

  Фиксирует вопрос на доске– Какие еще есть пояса? А где же тепло?

- Как будем искать ответ на наши вопросы?

2.Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Прием 4: дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Математика

Тема: «Смысл действия умножения»

Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.

 Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое вообще.

Прием 5: Практическое задание, не сходное с предыдущими.

Русский язык

 Тема урока: « Глаголы-исключения»

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Спряжение глаголов)

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило).

- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения).

- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.

- Что вы замечаете? (смотреть - глагол второго спряжения, а стелить – первого).

- Что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия). Значит, что это за глаголы?

- Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Глаголы-исключения.

 

Прием 6: Русский язык.

Тема: «Слова – антонимы»

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

 - Продолжите ряд слов:  тоскливый, печальный…  (грустный, невеселый, нерадостный…

- Что за слова вы назвали? (Синонимы)

- Повторим правило, что такое синонимы?

- А, сейчас, работаем в группах.

- Найдите все слова синонимы. (среди слов есть пара:  жара-холод)

- Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно?

- В чём возникли сомнения? (слова – жара-холод )

- По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: жара-холод?

- Это слова противоположные по значению.

 Учебную проблему можно поставить тремя методами:

 1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

- Что вас удивило в начале моего выступления?

- Что заинтересовало?

- Сколько возникло разных мнений?

 2 метод. Подводящий к теме диалог.

- Какие вопросы решает каждый из нас накануне этого праздника?

- Для чего может пригодиться чистый лист бумаги, если вы слушаете доклад по теме «Создание проблемных ситуаций» и до нового года осталось 16 дней?

 3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

 Мотивирующие приемы это

 «Яркое пятно». (Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.)

 Окружающий мир.

 Тема: «Предшественники человека».

Отличие человека от животного ( прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество).»  

Когда наш предок палку взял,

 Рукою лапа стала.

 Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла...

И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся.

-Как вы понимаете данные строчки?  Вам уже много известно о человеке.

И все же человек отличается от животных?.? (Ответы учащихся.)

Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др.

-Какие у вас есть гипотезы ? Как их проверим? Будем исследовать деятельность человека. (Только человек обладает постоянным разумом, творчеством).

Притча:

 Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю". Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! и молча продолжали бросать землю в колодец.

В жизни каждого из нас бывают неприятности и проблемы и они конечно же ещё будут. Но относиться к ним надо мудро и спокойно "стряхивать" и "приминать" каждый кусочек, чтобы подняться выше.

Выводы:

1.Исследовательская атмосфера на уроках   позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный интерес.

2.Ни учитель, ни книга не могут дать нового применения прежних знаний, оно ищется и находится самим учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

3.Проблемная ситуация  является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления.

4.Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

«Три пути ведут к знанию. Путь размышлений- самый благородный, путь подражания- самый лёгкий, путь опыта- самый горький. – Конфуций».  

Литература:

Бабинский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности школьников.- Ростов-на-Дону,2010.

Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.

Выготский Л.С. Педагогическая психология- М.,1991.

Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроеке. М.: Знание, 1985.

Махмутов М.  И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение 1997.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или  Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. - М., пособие для учителя 2012.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Проблемное обучение на уроках в начальной школе

Содержится методика постановки проблемных ситуаций на уроках в начальных классах....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.

В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...

Презентация основного понятия здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе

Презентация основного понятия здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Статья на тему "Проблемное обучение на уроках в начальной школе".

  Проблемное обучение отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастаю...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...