ПК 4.3.
план-конспект урока

Калинкина Анастасия Евгеньевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы (представлен в виде фрагментов уроков)

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока музыки: «Старинный песни мир. Баллада « Лесной царь» Ф. Шуберта.  

Цель: продолжение знакомства с  творчеством  Ф. Шуберта; формирование эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  2. Предметные: формирование знаний об основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  3. Личностные: овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Тип урока: расширение и углубление знаний

Методы и приемы: ассоциативный, объяснительно-иллюстративный, метод музыкальных обобщений, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудование: муз.центр, компьютер, проектор, флешка, ноты, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Ребята, подумайте, что же такое баллада?

- Вы практически правы, Баллада – это вокально -инструментальная пьеса романтического характера, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет.

Запишите в тетрадь.

- Баллада «Лесной царь» написана Шубертом на слова немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете. Поэзия Иоганна Гете зачаровывала, волновала душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет.

- Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

- Послушайте первую интонацию вступления баллады.

- Подумайте и ответьте, можно ли определить характер всего произведения по этой интонации. Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога? (на слайде)

(Прослушали)

- Да, совершенно верно. А как вы это поняли?

- Да, действительно, вступление баллады звучит в низком регистре, в минорном ладу.

- Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский.

- Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в чем мы с вами постараемся убедиться.

- Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте, и о его переводчике.

- А теперь, познакомимся с текстом самой баллады «Лесной царь» в переводе Жуковского.

- Прослушайте балладу и подумайте, о чем эта баллада, и сколько персонажей в ней.

(Аудио с балладой)

- Какое чувство у вас осталось от услышанного?

- А почему страх, почему тревога?

- Хорошо, а что вы услышали в аккомпанементе?

- Да, аккомпанемент помогает нам лучше прочувствовать эмоции главных героев, и можно представить, что аккомпанемент напоминает топот копыт.

- Назовите персонажей, о которых идет речь в балладе?

В балладе четыре действующих лица.

- Сейчас вы на экране увидите таблицу, одному из вас нужно вписать в эту таблицу интонации, которые услышали в каждом образе.

Рассказчик

взволнованный

Отец

встревоженный

Сын

испуганный, задыхающийся

Лесной царь

сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

 

- Вы согласны с мнением вашего одноклассника?

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

- Ребята, о чем эта баллада?

(О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.)

Предположения детей.

Эта интонация тревожная, чувствуется волнение.

Звучит в низком регистре, тревожная интонация.

Волнение, страх, тревога.

Ответы

Тревожность, стремительное, напряжённое движение.

Рассказчик, отец, сын, Лесной царь

Ответы…

Да

Дети рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её.

20 мин.



Предварительный просмотр:

Средняя группа

Тема НОД: «Волшебница вода»

Цель: формирование знакомства детей с основными свойствами воды, с помощью музыкальных игр.

Задачи:

  1. Обучающая: обогащать музыкальные впечатления детей, формировать умение  определять настроение  музыкального произведения, различать смену характера музыки, передавать его в движениях;
  2. Развивающая: развивать речь, память, чувство ритма, воображение, с помощью произведения  «Улыбаемся весне»;
  3. Воспитательная: воспитать любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость.

Тип НОД: тематическое

Форма НОД: фронтальное занятие

Методы и приемы: словесный метод (беседа), игровой метод, наглядно-зрительный, собственный показ.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, ноутбук, флешка.

Музыкальный репертуар:

  1. «Ножками затопали» - музыка М. Раухвергора, слова О. Коробко.
  2. «Музыка с мамой» - Е. Железновы
  3. «Звуки воды»
  4. «Улыбаемся весне» - Е. Обухова.
  5. «Виноватая тучка» - Д. Тухманов

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Музыкально-ритмические движения;
  3. Слушание;
  4. Пение;
  5. Музыкально-ритмические движения (танец);
  6. Итог.


Конспект

Этап

Методы и приемы

Цели и задачи

Ход занятия

Хронометраж

Организационный момент

Словесный (беседа)

Приветствие, настрой детей на занятие

Дети заходя в зал под «Ножками затопали». Идут по кругу зала, затем садятся на стульчики.

Муз.рук. Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются под «Здравствуйте, ладошки»)

Муз.рук. Ребята, отгадайте загадку:

Если б не было её,

Мама б не стирала,

Пол бы папа не помыл,

А кораблик не поплыл.

(Вода)

- Правильно, мы сегодня будем играть с водой. Согласны?  

- Ребята, с чем мы будем играть? (С водой)

- Если мы потрогаем водичку рукой, то узнаем какая она? (мокрая, теплая, холодная)

- Когда мы открываем кран чуть-чуть, водичка что делает? (Капает.)

- Давайте покажем пальчиком как капает водичка. (дети показывают)

- Если мы откроем сильно кран, то водичка…польется.

- Покажем, как сильно льется водичка.

- Ребята, а для чего нужна вода? (пить, умываться…)

- Ребята, а все умываются по утрам? И каждый день моете руки?

- Какие вы молодцы, тогда все дружно покажем как мы умеем умываться!

2 минуты

Музыкально-ритмические движения

Словесный (беседа), собственный показ

Развитие чувства ритма

 М.Р. «Чистюли»

Кто умеет чисто мыться,

Кто водички не боится

Это мы, это мы. Посмотрите это мы.  (хлопки в ладоши, хлопки по груди, проигрыш – водичка бежит из душа)

Кто не хочет быть грязнушкой  

Моет личико и ушки

И вот так и вот так,  и вот этак и вот так.(хлопки в ладоши, изображают умывание, проигрыш – тереть ушки – сначала медленно, потом – быстро)

Умываться мы умеем,  

Мы  мочалкой моем шею

 И вот так и вот так, и вот этак и вот так (хлопки в ладоши, трут шейку, проигрыш – трут шейку быстро-медленно)

Кто почистит как большой

Зубы щеточкой зубной

 И вот так и вот так, и вот этак и вот так  (хлопки в ладоши, сжимают кулачок, вытягивают указательный пальчик (зубная щетка). Начинают «чистить зубки» (проводят пальчиком перед губами) проигрыш – «чистят зубки» то быстро, то медленно. 

Мы помылись, как большие.

Вот мы чистые какие  

Это мы, это мы. Посмотрите это мы  (стряхивающие движения руками, хлопки по груди проигрыш – «течет водичка», хлопки в ладоши).

3 минуты



Предварительный просмотр:

2 класс

Тема урока:  «С.С. Прокофьев, симфоническая сказка для детей «Петя и Волк»»

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры,

Тип урока: расширения и углубления знаний

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

  - Здравствуйте, ребята! (поет учитель)

На прошлом уроке познакомились с творчеством еще одного великого русского композитора, кто назовет мне его имя?

- Молодцы. На прошлом уроке вы познакомились с его известным произведением для детей, кто помнит, что это было и как называется?

- Верно.  Это симфоническая сказка для детей «Петя и Волк». Сегодня мы с вами вспомним то, что вы слушали на прошлом уроке и познакомимся с новыми героями этой сказки.

- Итак, ребята, кто помнит о ком эта сказка или о чем?

- Хорошо. Молодцы. Посмотрите на экран, кого вы видите? (на экране изображен Петя)

- Верно. А кто помнит, какие инструменты используются в сказке, чтобы изобразить Петю?

- Верно, композитор для изображения пионера использовал скрипки. А кто же теперь у нас изображен на экране? (на слайде Птичка)

- А какие композитор использовал инструменты для птички?

- Верно, ребята. А флейта — это один из древнейших музыкальных инструментов, в виде трубки, с отверстиями, издающий мягкие звуки.(иллюстрация флейты на слайде)

- И снова мы смотри на экран. Кого же мы видим теперь?

- Верно, ребята, это утка. Какие инструменты изображают утку в сказке?

- Верно, гобой (на экране — иллюстрация гобоя).

- Здравствуйте (поют дети)

- С.С. Прокофьев

- Симфоническая сказка «Петя и Волк»

 

- О пионере, который помог охотникам поймать большого серого Волка.

- Это Петя.

- Смычковые струнные инструменты, в основном скрипки.

- Это птичка.

- Флейта.

- Утку

- Гобой

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

- Молодцы, ребята. Но это далеко не все инструменты, которые используются в сказке для изображения героев. Вот, например, фагот (иллюстрация). Это язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент нижнего и среднего регистров.

Так же композитор использует литавры (иллюстрация) Это ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания.

А вот еще один известный инструмент — валторна (иллюстрация). Это медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.

Что ж, вернемся к нашим героям. Все они: Петя, Птичка и Утка появляются в самом начале сказки: Утка идет к пруду, чтобы поплавать, а Птичка, увидев Петю, спускается к нему.

- А вот что происходит дальше? Дальше появляется дедушка Пети, посмотрите-ка(на экране иллюстрация дедушки). Ребята, сейчас мы с вами прослушаем тему «Дедушки» из сказки, а вы потом мне скажете, каким вы представили его себе? Добрым, веселым, или сварливым, мрачным и строгим?

(прослушивание)

- Итак, ребята, каким же вы представили себе дедушку Пети?

- Молодцы, ребята, правильно сказали. А сейчас мы с вами прослушаем еще раз эту тему и вы мне попробуете сказать, какой звучал инструмент, и в каком регистре: низком, среднем или высоком? Прослушивание)

- Итак, кто мне ответит, что это был за инструмент и в каком регистре он звучал?

- Совершенно верно, это фагот, именно он изображает дедушку. Дедушка ругает Петю за то, что он гуляет рядом с лесом совсем один и уводит домой.

- Сейчас я вам предлагаю прослушать следующую тему, а вы мне скажете, кто был на этот раз — охотники или волк? И почему вы так считаете? (прослушивание темы «Волка»)

 Ребята, как вы думаете, кто это был? Волк или охотники?

- А как вы догадались?

- Молодцы, ребята, все верно. Волк выходит из леса и видит утку с птичкой, но птичка успевает улететь и волк проглатывает утку. Сейчас мы прослушаем тему еще раз, а вы попытаетесь догадаться, какие звучали инструменты.(прослушивание)

- Итак, кто мне скажет, что это были за инструменты? Или он был один?

- Верно, это были валторны.

- Сейчас, ребята, мы прослушаем еще одну тему. Это тема «Охотников». Потом вы мне скажете, почему эта тем называется именно так? С как с помощью инструментов композитор передает образ охотников? (прослушивание)

- Ребята, что вы услышали? Как композитор передает этот образ?

- Молодцы, все верно. А теперь мы прослушаем тему еще раз, а вы попробуете угадать, что же это был инструмент.(прослушивание)

- Что вы услышали? Какой это был инструмент?

- Да, это были литавры. И не только. Чтобы изобразить Охотников композитор использует не только литавры, но и большой барабан (иллюстрация). Охотники с помощью Пети поймали Волка, на это, собственно, сказка и заканчивается.

- Волк

- Громкое звучание, грозные и страшные звуки, будто идет большой серый волк.

- Инструментов было много. Это были валторны.

- Кто-то словно крадется, как делают охотники, выслеживая зверей в лесу.

- Это были литавры.

15 мин.