ПК 4.3
план-конспект урока

Туйгунова Рида Рафаилевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Авдеева Л.Г.

Дата: 21.03.2020                  

Школа №151

Класс 7

Студентки ЧПК №1

40 группы Туйгуновой Риды

Тема урока: «Соната №11 В. А. Моцарта»

Цель: ознакомление учащихся с творчеством великого немецкого композитора В.А.Моцарта, с помощью здоровьесберегающей технологии – музыкотерапии, на примере Сонаты №11.

Планируемые результаты:

Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с Сонатой №11 В.А.Моцарта.

Предметные: углублять представление учащихся о понятии «соната»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; разучивать песню «Идет солдат по городу».

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Атланты держат небо».

Тип урока:урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.

Музыкальный репертуар:

1) Фрагменты сонаты №11 В. А. Моцарта;

2) Песня «Идет солдат по городу» В. Шаинский, М. Танич

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог
  6. Рефлексия

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.

Организационный момент (1 минута)

 

- Здравствуйте, ребята.

- Наш урок мы начнём с музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Вам знакома эта музыка? Как называется произведение? Кто автор?

- Верно. Это «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

- Что же такое соната?

Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

- Как вы думаете, сколько в ней частей?

- Большинство сонат состоит из трёх частей.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- Да, это «Лунная соната» Л. Бетховена

Ответы детей.

Л. В. Бетховен «Лунная соната»

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог

3. Организация слушательскойдеятельности

(20 мин)

- Какой композитор изображён на экране?

- Это В. А. Моцарт - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Есть очень интересный факт о его музыке. А именно то, что его музыка творит чудеса, например, в одной из европейских стран на одной ферме коровам дают слушать его музыку и они дают намного больше молока. Также доказано, что если беременная женщина будет слушать Моцарта то, ребенок обязательно родится очень умным и смышленым. Этому феномену даже дали название – «Эффект Моцарта». Сегодня на уроке мы прослушаем одну из известных сонат великого композитора: «Сонату №11». В этой сонате нет драматического содержания в ней преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Соната состоит из 3-х частей.

1 ч. Тема лирического песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности.
2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста.
3 ч. Рондо – ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена.
А вы одновременно смотрите на экран, там для вас будет видеоряд.

Ответы детей.

.

Фрагменты частей Сонаты № 11 Моцарта и Сонаты №2 Прокофьева (1 часть)

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве



Предварительный просмотр:

Дата: 27.04.2021

Учитель музыки: Авдеева Л.Г.

Школа:№151

Класс: 1

Студент ЧПК№1: Туйгунова Рида

40 группы

Тема урока: «Дом, который звучит»

Цель: Ввести детей в мир музыкального театра, познакомить с детским музыкальным театром Н. И. Сац.
Планируемые результаты:

Личностные: Развитие слуховой активности детей, жанрового слуха, вокальных способностей.

Метапредметные: Понимание основных закономерностей музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.

Предметные: Умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики, умение привести интонационно-образный анализ музыкальных произведений

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой, убеждения и увлечение музыкой, музыкальное собеседование, наблюдение за музыкой, метод размышления о музыке, практический метод.
Материалы, оборудование: флэшка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар:

  1. «Колыбельная «Время спать»» из оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваль;
  2. «Пляска Волка и Петуха,  Я - серый волк» из оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваль;
  3. «Песня Мамонтенка» В.Шаинский

Структура занятия:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог




                                                                                                            Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t
(Длительность)

1.

Орг. Момент.

Л.(познавательный интерес к новому учебному материалу)

(проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас буду проводить урок музыки. Напоминаю, меня зовут Рида Рафаилевна.
-Ребята, скажите, а кто-нибудь из вас уже ходил в музыкальные театры?
-Хорошо, а как вы думаете, ребята, зачем в театрах нужна музыка?
-Верно, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в музыкальный театр. И тема нашего урока называется так – «Дом, который звучит». Ведь музыкальный театр действительно звучит, он весь наполнен музыкой.

- Но прежде, чем отправиться в такой театр, давайте узнаем, кем и когда был создан первый в мире Детский музыкальный театр. В Москве в 1964 г. на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац был создан первый в мире Детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах мира. Эмблема театра – синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) – символ мечты о счастье. В музыкальных театрах ставятся музыкальные спектакли: оперы, балеты.

Здороваются, садятся на места.

-Да

- Для сопровождения и описания действия

5

2.

Организация слушательской деятельности.

Р (адекватно воспринимать предложения учителя)
П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

-И так, я вам предлагаю окунуться в музыкальный театр.

-Ребята, а вам известна сказка под названием «Волк и семеро козлят»?

-Это очень хорошо, а кто-нибудь ее смотрел? Кто является главными героями?

-Верно, а вы знали, что по мотивам этой сказки композитор Мариан Викторович Коваль написал оперу.

-Ребята, а кто мне напомнит, что такое опера? Вы знаете?

-Да, в операх поют. Предлагаю вам послушать посмотреть несколько фрагментов  из этой оперы -сказки, и ответить на мой вопрос, получилось ли у создателя этой оперы, передать все чувства и настроение героев через пение. Сперва, послушаем с вами колыбельную песню «Время спать». Как вы думаете, для кого эта колыбельная?

-Да, а кто ее поет?

-Отлично, тогда я включаю, а вы внимательно слушаете и проникаетесь этим пением.

Слушание фрагмента «колыбельная песня «Время спать» из оперы «Волк и семеро козлят»  

-Ну что, ребята, как вам эта колыбельная? Получилось у исполнительницы спеть ее так, чтобы мы захотели спать? А какая по характеру мама коза? А от кого она пыталась уберечь детишек? А сколько у нее было детей? А как звали младшего?

-Хорошо, молодцы. Ребята, а кто в этой сказке антигерой, то есть можно сказать злодей, который хотел скушать всех козлят?

-Да, это волк. Так вот у этого волка в этой опере есть тоже свое место. Сейчас мы послушаем с вами фрагмент из этой оперы, который называется «Пляска Волка и Петуха. Я - серый волк»

Слушание фрагмента из оперы «Волк и семеро козлят», «Пляска Волка и Петуха. Я - серый волк»

-И так ребята, получилось у исполнителя этой песни показать нам какой волк злой и голодный и то, что он хочет скушать невинных козлят? А еще какими словами его можно описать? А к чему привела его злоба в сказке? А волк и коза противоположны? А почему волк не съел младшего козленка?

-Да, ребята, молодцы!  

-Да.

-Волк, козлята, мама коза.

-Спектакль, в котором поют.

-Для козлят.

-Мама коза.

-Да!

-Волк.

-Да!

Ответы детей

17



Предварительный просмотр:

Дата:  07.04.2021                                                                                                                                   Учитель музыки: Авдеева Л.Г
Школа: 151 школа                                                                                                                                  
Класс: 6                                                                                                                                                  
Студентка ЧПК№1 Туйгунова Рида                                                                                                    
40 группы

Тема урока музыки: «Программная увертюра Эгмонт»

Цель: Знакомство с музыкальными интонациями программной увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховена; формирование музыкального восприятия и умения прослеживать развитие темы через слушание программной увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховена с помощью ИКТ-технологий (презентация)
Планируемые результаты:

Личностные: Развитие в детях стремление идти к цели, несмотря на преграды. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, способствовать формированию у подростков высокодуховной, активной, жизненной позиции для адаптации в обществе. Воспитание патриотизма.
Метапредметные:
Развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать; участвовать в коллективном обсуждении проблем; овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Предметные: Развитие музыкального восприятия и интереса к музыкальной деятельности в процессе урока, знакомство с понятием «программная увертюра», знакомство с творчеством Л.В.Бетховена.
Тип занятия:
Урок «открытие» нового знания.
Методы и приемы:
Словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядно-слуховой метод, художественно-практический , собственный показ, наглядно – зрительный, метод осознания личностного смысла музыкального произведения, метод сравнения, метод создания композиций, метод размышления о музыки.
Материалы и оборудование:
ноутбук, флэшка, колонки, фортепиано
Музыкальный репертуар:
1)
Программная увертюра «Эгмонт» Л.В.Бетховен
2) Симфония №5 Л.В.Бетховен
3) Песня «Цветные сны» М.Дунаевский
 Структура урока:
1)
Организационный момент
2) Организация слушательской деятельности

3) Организация исполнительской деятельности
4) Итог урока
5) Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t (длительность)

1.

Организационный момент.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Рида Рафаилевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.
- Посмотрите на экран и разгадайте ребус?.
- Верно. Увертюра, как вы уже знаете, обозначает начало, открытие. А если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как она может называться?
- Верно. Скажите, кто из композиторов начал терять слух ближе к 30 годам?
- Верно, как вы думаете о чем или о ком сегодня мы будем говорить на уроке?
- Верно. Откройте тетрадь и запишите тему урока с экрана. «Программная увертюра – Эгмонт»

 Садятся на стулья.

Отвечают на вопросы

- Увертюра

- Программная увертюра, сюжетная увертюра

-Л.В.Бетховен

- О программной увертюре Л.В.Бетховена

5 мин

2.

Организация слушательской деятельности.

П (поиск необходимой информации, структурирование знаний, открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

- Сегодня мы будем  знакомиться с музыкальным произведением Л. В. Бетховена, которое написано  драматическому спектаклю, созданному по  трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт».  

- Сейчас мы с вами поделимся на 5 команд, каждой команде надо написать всё, что вы знаете о Л.В.Бетховене. Максимум может быть 10 фактов, минимум 3.

- Людвиг Ван Бетховен немецкий композитор, пианист и дирижер, считается основателем программной увертюры. То есть именно он первый создал из увертюры отдельное, самостоятельное произведение с сюжетом.
-  Сейчас мы прослушаем вступление увертюры, ваша задача ответить на вопрос: какие интонации вы услышали? Вопрос будет на экране, запишите название произведения с экрана.

Даю одному ученику задание на логику.

Звучит фрагмент увертюры «Эгмонт»

- А сейчас прозвучит небольшой фрагмент из симфонии №5. Вам нужно будет ответить на вопрос, есть ли у симфонии №5 и программной увертюры схожие интонации?

Звучит фрагмент симфонии №5

- Верно. В трагедии Гёте повествуется о восстании в Нидерландах (Голландии) против испанского владычества. Герцог Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено правителем герцогом Альбой. Эгмонт был заключен в тюрьме и казнен. Вступление же рисует образ жестоких завоевателей, поэтому создается такое впечатление. Сочинена увертюра в сонатной форме, зафиксируйте к себе в тетрадь.

- Как вы думаете как могла закончиться эта трагедия?

- Действительно главный герой в конце произведения погибает. Но Бетховен преподносит это не как трагедию, а как победу человеческого духа, самопожертвование ради народа, приводящее к свободе и цели.

Работают в командах.

- Тяжелые, властные, грозные  интонации сменяются плачущими  и жалобными интонациями. Бурная, волевая, стремительная интонация перерастает в торжественную и радостную интонацию, но вскоре интонация сменяется на страдательную, молящую о помощи.
- Да, есть

- Главный герой умер

20 мин