ПК 4.3.
учебно-методический материал

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы (представлен в виде фрагментов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс 5

Тема урока музыки: «Стучит, гремит Кикимора…»

Цель: Формирование представлений и интереса к народному фольклору через знакомство с симфонической миниатюрой «Кикимора» А.Лядова.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей на уроке. 

Предметные: Ознакомление детей с терминами «фольклор», «симфоническая миниатюра», «программная музыка», «симфоническая сюита» на примере творчества А.Лядова и Н.Римского-Корсакова. Формирование представления о сказочном персонаже Кикиморе  через прослушивание симфонической миниатюры «Кикимора» А.Лядова. Углубление и расширение знаний детей о взаимосвязи литературы и музыки через прослушивание симфонической сюиты Н.Римского-Корсакова «Шахеразада» и симфонической миниатюры А.Лядова «Кикимора», Продолжение разучивания песни «Умывает красно солнышко».

Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивость, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: Метод сравнения, собственный показ, метод наблюдения за музыкой, словесный метод, практический метод, наглядный метод.

Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, флешка, колонки.

Музыкальный репертуар: Симфоническая миниатюра «Кикимора» А.Лядова. Симфоническая сюита «Шахеразада» Н.Римского-Корсакова. Музыка П.Аедоницкого, слова И. Шаферана «Умывает красно солнышко».

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Регулятивная УУД -  способность принимать, соохранять цели исследовать им в учебной дея-ти.

Познавательные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Посмотрите на экран, кто тут изображён?

Да, абсолютно верно! А откуда все эти герои?

Да, это действительно герои сказок!

А скажите, сказки, легенды, предания, относятся к какому литературному жанру?  Его ещё по-другому называют русским народным творчеством.

Да, это фольклор. Давайте запишем определение, чтобы все знали.

Запишите число, пропустите одну строчку, позже напишем туда тему урока. Прочитай определение вслух. Молодец, теперь запишем его.

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, сказаниям.

И мы с вами сейчас познакомимся с композитором, который часто пользовался фольклором в своём творчестве.

Давайте запишем его.

Анатолий Константинович Лядов – русский композитор, дирижёр, пианист.

Сегодня мы познакомимся с его симфонической миниатюрой.

Запишите, что такое симфоническая миниатюра – это небольшая пьеса для симфонического оркестра.

И его симфоническая миниатюра называется «Кикимора»

Скажите, а как, по-вашему, мнению выглядит Кикимора?

Да, Кикимора – это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой «Кикиморы» А. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И.Сахаровым. Фольклорист-собиратель – это человек, который искал, собирал разные образы, характеристики сказочного героя, и представлял их в своих работах.

И мы с вами сейчас прочитаем с экрана, какой образ Кикиморы представлял русский народ.

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- баюн, говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова- то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Какая нам описывается Кикимора в тексте?

А скажите, чем она занималась?

Да, вот так нам с вами описывают её в народных сказках.

- Здравствуйте!

- Русалка, Кощей, Леший, Водяной, Баба-яга.

- Из сказок?

- фольклор.

- Фольклор – это устное, словесное и музыкальное народное творчество.

- Страшная, злая, коварная.

Читают.

- Маленькой, хрупкой, худой, злой.

- сучит пряжу, прядёт кудель, стучит, гремит до утра.

9



Предварительный просмотр:

Класс 6

Тема урока музыки: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

Цель: Формирование представления о свадебных обрядах и обычаях через прослушивание русской народной песни в обработке М.Матвеева «Матушка, матушка что во поле пыльно?» и фрагмента из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» свадебный хор «Разгулялися, разливалися».

Планируемые результаты:

Метапредметные: Формирование коммуникативной компетентности в общении, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, оценки явлений жизни и искусства. 

Формирование готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской деятельности, умения обобщать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и умозаключение.

Предметные: Ознакомление с обрядами, обычаями старинной русской свадьбы через прослушивание русской народной песни в обработке М.Матвеева «Матушка, матушка что во поле пыльно?» и свадебный хор ««Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин». Продолжение разучивания песни «Листья жёлтые».

Личностные: Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов, освоения форм поэтизации быта, жизненного уклада народа как способа проникновения в мир духовно-эстетических ценностей отечественной культуры.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: наглядно-зрительный, словесный, метод музыкальных обобщений, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, флешка, колонки.

Музыкальный репертуар: Фрагмент из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» свадебный хор «Разгулялися, разливалися». Русская народная песня в обработке М.Матвеева «Матушка, матушка что во поле пыльно?». Музыка Р.Паулса, текст Я.Петерс «Листья жёлтые».

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

2

Организация слушательской деятельности

Познавательные УУД - открытие новых знаний, нового материала.

Личностные УУД - проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

А будущий жених всегда приезжал с родителями на телеге, запряжённой лошадьми. Невеста должна была услышать подъезжающего жениха и выбежать встречать.

И сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню в обработке М.Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?»

И вы мне скажите, какое настроение у музыки?

С каким чувством невеста встречает гостей?

Как мать относится к происходящему?

Слушают песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно?»

Какое настроение было у музыки?

Да, верно. А скажите, с каким чувством невеста встречает гостей? Всегда ли она одинаково пела?

Да, верно, девушка действительно очень сильно переживала, испытывала страх перед ними.

А как же к этому относилась мать?

Матушка действительно успокаивала свою дочь, старалась сгладить этот волнительный период. Но, она сама понимала, что дочку нужно было когда-то отдавать замуж, поэтому она уже смерилась с этим…  

- тревожное, волнительное.

- Она чувствовала какой-то страх, волнение перед гостями…

Нет, вначале она была более любопытной, а потом она стала боязливой…

- Ну, она отвечала своей дочери, успокаивала её. Возможно, она не хотела её расстраивать, что к ней жених едет.

5

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

С каким чувством невеста встречает гостей?

Какое настроение у музыки?

Как мать относится к происходящему?

Одинаково ли пела невеста?



Предварительный просмотр:

Группа: старшая

Тема НОД: «Здоровье – наше всё!»

Цель:  Расширение представлений детей о здоровом образе жизни через прослушивание песни «Я со спортом подружусь».

Задачи:

  1. Обучающая: Учить движения танца «Зелёная весна». Разучить слова песни «Скворушка», учить петь чисто, без напряжения голоса.
  2. Развивающая: Развивать интерес к  здоровому образу жизни, к значению спорта для здоровья человека через прослушивание песни «Я со спортом подружусь». Развивать естественное и лёгкое звучание голоса. Развивать творческое воображение, координацию, зрительное и слуховое внимание, чувство ритма. Способствовать снятию эмоционального напряжения.
  3. Воспитательная: Воспитывать уважение к физическим упражнениям и занятиям спортом, воспитывать желание заботиться о собственном здоровье.

Тип НОД: тематическая

Форма НОД: фронтальная

Методы и приемы: Словесный метод (беседа) , собственный показ, наглядный метод, наглядно-слуховой, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: Музыкальный центр, флешка, ноты, рояль, картинки, проектор.

Музыкальный репертуар:

«Я со спортом подружусь» Д.Трубачёв, М.Трубачёв, «Приставной шаг» неизвестно, «Пусть всегда будет солнце» муз.Островского, «Вперёд, Россия» муз. О.Газманов, «Скворушка» муз. Ю.Слонов, сл. Л.Некрасовой, «Зелёная весна» муз.Обухова, «Мелодия фа мажор» - А.Рубенштейн, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Шутка» И.Бах, «Полёт шмеля» Н.Римский-Корсаков.

Структура НОД:

  1. Орг. момент
  2. Слушание
  3. Пение
  4. Музыкально-ритмические движения
  5. Итог                                

Этап

Методы и приемы

Цели и задачи

Ход НОД

Хронометраж

2. Слушание

Наглядно-слуховой метод, беседа, наглядный метод. Метод размышления о музыке.

Побуждать детей делиться впечатлениями о прослушанной музыке. Способствовать снятию эмоционального напряжения. Способствовать раскрепощению детей.

Скажите, а какой спорт ваш любимый?

- разные варианты.

А вот вы говорите футбол, это же командный вид спорта?

- Да, конечно.

А вы более за свои команды? Ходите на матчи, по телевизору их смотрите?

- Да!

Скажите, а вы сильно расстраиваетесь, злитесь, когда ваша команда проигрывает?

- ДА!

А, когда она выигрывает, вы радуетесь?

- Конечно!

Отлично. Я хочу у вас узнать, где у вас находится на вашем теле - злость, радость, любовь, спокойствие и другие чувства. Сейчас вы все закроете глаза, чтобы друг другу не мешать. Я включу музыку, и буду задавать вам вопросы. Вы вытянете свой указательный палец вверх, и когда услышите вопрос, покажете это чувство у себя на теле. Главное условие, не говорить, и не открывать глаза.

«Где прячется злость?»

(Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»)

Отлично, мы с вами знаем, где у нас скрываются наши чувства, теперь давайте представим, что мы с вами плывём по воде и стремимся приплыть к берегу. И пока мы плывём, будем показывать разные чувства и эмоции.

Когда будет звучать энергичная музыка, вы должны активно двигать руками вверх и вниз, когда будет звучать спокойная музыка, вы расслабляете свои руки, и плавными движениями рисуете круги, как будто бы плывете. А как только у вас звучит весёлая музыка – вы ладошками хлопаете себе по коленкам, как хлопали бы по воде.

Упражнение «Колотим воздух»

(Энергичная музыка. Кулачками, руки вытянуты перед собой. Со всей силы вверх-вниз. Веселая музыка. Кулачки расправляются, делаем «шлёпающие по воде» движения. Музыка спокойная. Руки расслаблены, плавные движения.)

Отлично! Ребята, мы с вами переплыли целую речку или даже озеро! Вы так старались!  Спасибо!

7минут