ПК 4.3
план-конспект урока

Валеева Екатерина Равилевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 6

Тема урока: «Программная увертюра. Увертюра Эгмонт».

Цель: Знакомство учащихся с определением программная увертюра, посредством увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена с помощью ИКТ-технологий (презентация).
Планируемые результаты:

  1. Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; формировать самооценку в процессе рефлексии.
  2. Метапредметные: Получит, возможность научится определять и формулировать тему и проблему урока; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения;
  3. Предметные: Продолжить знакомство с творчеством Л. Бетховена; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с понятием программная увертюра  и увертюрой «Эгмонт».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: Словесный (беседа),  наглядно-слуховой,  наблюдение за музыкой, собственный поаз, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Фрагменты увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена; Елена Плотникова «О той весне».

Структура урока:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
5. Рефлексия








                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

                Деятельность учителя

  Деятельность ученика


Мин

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

- Здравствуйте, ребята.

-Что такое увертюра? 

- Правильно, а если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как она будет называться?

- Да, программная увертюра. Прежде, чем начать знакомство с программной увертюрой, назовите композитора написавшего это произведение
(звучит фрагмент 1 части из Симфонии №5). Подсказка – портрет на слайде.

Какие интонации слышно в музыке Бетховена?

- Сегодня мы будем знакомиться с музыкальным произведением Л.В.Бетховена, которое написано к драматическому спектаклю, созданному по трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт». Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

- Верно,  Посмотрите на экран и запишите тему урока в тетрадь.

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.

-начало, открытие.

- Программная увертюра, сюжетная увертюра и т.д.

- Автор Л.Бетховен.

- Героические, воинственные, мужественные.


- Прграммная увертюра, увертюра «Эгмонт» Бетховена.

3

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Людвиг Ван Бетховен немецкий композитор, пианист и дирижер, считается основателем программной увертюры. То есть именно он первый создал из увертюры отдельное, самостоятельное произведение с сюжетом.

- Сейчас мы прослушаем вступление увертюры, ваша задача ответить на вопрос: какие интонации вы услышали ?

-  Вспомнив Симфонию №5 и прослушав фрагмент увертюры, можем ли мы сказать о каких-то общих интонациях?

- Верно. В трагедии Гёте повествуется о восстании в Нидерландах (Голландии) против испанского владычества. Герцог Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено правителем герцогом Альбой. Эгмонт был заключен в тюрьме и казнен. Вступление же рисует образ жестоких завоевателей, поэтому создается такое впечатление. Сочинена увертюра в сонатной форме, зафиксируйте к себе в тетрадь (На слайде)

- На жалобной 2 теме вступления рождается страстная тема борьбы и героического порыва. Так начинается экспозиция. Заканчивается оно перекличкой двух тем, народного страдания и гнева государства.

- Прочитайте, пожалуйста, со слайда фрагмент из поэмы Гёте. Предположите, чем же мог закончиться конфликт из экспозиции?

- Хорошо, сейчас мы прослушаем финал увертюры, может быть, это утвердит ваши предположения, или наоборот заставит посмотреть на сюжет иначе.

- И так, как, по-вашему, заканчивается эта трагедия?

- Действительно главный герой в конце произведения погибает. Но Бетховен преподносит это не как трагедию, а как победу человеческого духа, самопожертвование ради народа, приводящее к свободе и цели. Какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать характер последней части?

- Верно. Программная увертюра «Эгмонт» Бетховена, одна из ярких примеров героических образов в его творчестве.

- Тяжелые, ватные, грозные интонации сменяются плачущими и жалобными интонациями.

- Да, можем.

- ответы детей.

-Ответы детей.

- Быстрый темп, штрихи, аккорды и т.д.

20



Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема урока: «Музыкальное впечатления».

Цель: Знакомство учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского с помощью проблемно-диалоговой технологии.

 Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки. Учиться делиться впечатлениями о прослушанной музыке.
  2. Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, настроении, средствах музыкальной выразительности, жанрах произведений, поиск необходимой информации для выполнения заданий на уроке. Умение сопоставлять настроение произведений разных видов искусства: музыки, живописи, литературы.
  3. Предметные: Понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа, представление о творчестве композитора М.П. Мусоргского. Развитие певческих умений и навыков, выразительное исполнение песни. Наличие устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод контрастного сопоставления.
Материалы, оборудование:флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Мусоргский «Картинки с выставки»  Фрагменты; "Настоящий друг"Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Структура урока:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока




                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

       Деятельность учителя

  Деятельность ученика


Мин

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Меня зовут: Екатерина Равилевна, и сегодняшний урок музыки у вас буду вести я. 

- Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка». Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, говорит «ДА», не согласен - говорит «НЕТ». Итак, начнём…

- 1.Музыка- это наука?

-2.Музыка- это искусство?

- 3.Картины пишет писатель?

-4.Рассказы, поэмы, повести - это творения художника? 5.Картины пишет художник?

- 6.Музыку пишет композитор?

- Молодцы! Давайте проверим наши знания (работа по проверке с презентацией).

- А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?».

-  Наши мнения разделились. А для того, чтобы найти правильный ответ, мы с вами побудем композиторами.

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.

- нет.

-да

-нет

-нет

-да

-да

Проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, подводится итог, доказывают свои различные мнения. 

5

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Ребята перед вами портрет русского композитора

 - . Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством. Модест Петрович не только любил музыку, но и увлекался живописью. Однажды он посетил выставку своего друга В. Гартмана. Прогуливаясь по выставке его внимание, привлекли 10 картин. Глядя на эти картины, у него появилось огромное желание написать эти картины музыкой. - Ребята, а назвал он эти произведения, написанные по картинам Гартмана «Картинки с выставки»… «Картинки с выставки» состоят из 10 самостоятельных фортепьянных пьес:

 1. Прогулка;

 2. Лиможский рынок;

3. Два еврея – богатый и бедный;

4. Избушка на курьих ножках;

5. Балет невылупившихся птенцов;

6. Богатырские ворота;

7. Гном;

 8. Катакомбы;

9. Тюильрийский сад;

10. Быдло.

- Сегодня мы остановимся на трех из них.

- «Балет невылупившихся птенцов»

- В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

- Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент «Избушка на курьих ножках».

- - Догадались как зовут хозяйку?

- Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? 

Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи?

-Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

- Завершает  сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный.

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

- Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

- «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А  известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

- Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений

Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки  и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п.

Ответы детей: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил

20



Предварительный просмотр:

Класс: 1 «Б»

Тема урока: « Музыка в цирке»

Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов, их выразительными и изобразительными возможностями с помощью здоровьесберегающей технологии.
Планируемые результаты:

  1. Личностные:Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
  2. Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Предметные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации через произведение И.С. Бах «сюита для лютни» соль минор.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод музыкальных обобщений, наглядный, муз.обобщения.
Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Бабка ёжка, Мультфильм «Ну погоди в цирке», «Выходной марш» И.Дунаевский, И.О.Дунаевский «Галоп», «Клоуны» Д. Кабалевский.

Структура урока:

1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока









                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

                Деятельность учителя

  Деятельность ученика


Мин

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Внимание, дорогие ребята, уважаемые зрители! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в удивительном, увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю? 

-  Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке?

Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались?

- Правильно. Может у вас получится сказать тему урока. Запишите её.

- Заяц и волк  пригласили нас в цирк и прислали письмо. Я его вам зачитаю:  «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц».

Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна.

- Мультфильм «Ну погоди в цирке» без музыки.

- кажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки? Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. И вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем.

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.
-
Цирк

- О цирке

- Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в цирке».

10

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Слушаем внимательно музыку и представляем тех, кто выходит на арену.

- слушание «Выходной марш» И.Дунаевского

- Так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

-  как музыка помогла вам  это все увидеть? Какая она была?

- Встанем и представим себя в роли артистов цирка и  как мы под музыку выходим на арену.

-  Повторное слушание с маршерованием
-
Это произведение написал композитор Исаак Дунаевский для фильма «Цирк».

- Наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

- Слушание И.О.Дунаевский «Галоп»

- Кто самый догадливый?  Музыку, какого номера мы с вами услышали?

- Как вы догадались? Какими средствами композитор передал цокот копыт лошади? 

- Да, быстрый бег лошади называется галоп. Именно так назвал и свое произведение Исаак Дунаевский.  Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера. Слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

- повторное слушание с имитацией цокота

- Вторым номером на арене цирка – встречайте!

- слушание «Клоуны» Д. Кабалевского

-  Как вы думаете, что за артисты появились на арене?

- Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

- Пьеса так и называется – «Клоуны».  Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе.  Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

клоунов, зверей, жонглеров, фокусников ,воздушные гимнасты, всадники на лошадях торжественная, маршевая

- лошадь, всадник

- Быстро, радостно, стремительно, живо

- клоуны

сложно, быстрый темп

15