ПК 4.3.
учебно-методический материал

Устинова Ульяна Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литератруы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интегрированного обучения

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность .

        Интегрированные уроки очень большие, объемные, сложные, требуют определенной подготовки учителя и обучающихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной зффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
  5. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и ученика, способствует раскрытию способностей.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  •  рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  •  организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  •  показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  •  органично связать между собой материал;
  •  проводить урок без перегрузки детей.

 На основе анализа психолого-педагогической литературы сформулируем следующие требования к интегрированным урокам:

1. Тщательно разработать конспект урока. Продумать цели урока. Подготовка к интегрированному уроку начинается с составления подробного конспекта урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Педагог заранее продумывает ход урока и прогнозирует все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом.

2. Учесть психолого-педагогические характеристики класса

3. Продумать использование внепрограммного материала рассматриваемой темы.

4. Создание ситуации успеха у каждого обучающегося.

5. Приготовить оборудование. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного оборудования.

        Можно привлекать обучающихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, интегрированный урок будет ролевым.

Методика интегрированного урока

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а также любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

  1. Подготовительный (планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиция).
  2. Исполнительный. Непосредственно сам урок. Цель первого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.
  3. Рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. 

В ходе подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
  • состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
  • ведущие системооообразующие и вспомогательные компоненты;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность) расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
  • критерии оценивания эффективности урока;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:

  • предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
  • понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
  • мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
  • деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
  • концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках такого рода.

Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Эффективность интегрированного обучения очевидна. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока окружающего мира с использованием интегрированной технологии

Этап:

Время

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

УУД:

Открытие нового знания.

Объяснительно-иллюстративный: получение знаний учащимися на основе рассказа учителя и работы с учебником, слайдом.

Словесный: беседа

Словесный: беседа

Словесный: выступление ученика с рассказом

Словесный: выступление ученика с рассказом

15 мин

- Как вы думаете, важно понимать сигналы светофора?

А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники?  

- Это дорожные знаки. Сейчас к доске выйдут несколько учеников и расскажут стихотворения о знаках дорожного движения

-Сейчас нам предстоит стать конструкторами.  

- Отгадайте загадку:

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала.

Глядите - побежала телега без коня! (Грузовик.)

- Правильно.

-Для чего люди придумали машины? 

- Расскажите, как выглядит грузовая машина. Для чего она нужна?

(Презентация) Свое название эти машины, как правило, получают по названию завода, на котором их изготавливают (КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод, МАЗ - Минский автомобильный завод, КамАЗ - Камский автомобильный завод и т. д.). А самый первый грузовик, созданный инженером Б.Г. Луцким в 1900 г., на Всемирной выставке в Париже был удостоен серебряной медали.

 .

 - Да

- Нет.

-1 учащийся.

По полоскам черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет- 
Пешеходный переход!

2 учащийся.

Погляди скорей, водитель:
Здесь для пеших переход.
Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!

3 учащийся.

Этот знак довольно прост - 
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся - там сошел,
Безопасно, хорошо!

4 учащийся.

Здесь дорожные работы - 
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу 
Лучше просто обойти!

5 учащийся.

Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая!

- Грузовик

- Чтобы облегчить свой труд, перевозить людей на дальние расстояния, путешествовать.

- Грузовые автомобили используют для перевозки различных грузов.

Воспринимают информацию.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: анализ, синтез

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Физминутка.

1-2 мин

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи!
(Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

Повторяют на месте

Л: комфортное ощущение в группе.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию.

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из современных задач начального образования. Школа должна сохранить здоровье обучающемуся за период обучения в школе, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу, как одну из самых важных.

Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой и других.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе.

Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования: возможности Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Цель работы: обосновать формы и методы работы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Задачи исследования: описать возможности здоровье сберегающих технологий в начальной школе; описать педагогический опыт по здоровье сберегающим технологиям в начальной школе.

 Здоровьесберегающие технологии по определению В.В. Серикова и Н.К. Смирнова.

-это все те психолого-педагогические программы, которые направлены

 на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,

способствующих его сохранению и укреплению

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход,
    создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
  1. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими;
  1. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
  1. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
  2. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении
    нового материала, принцип целостности;
  3. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то фрагмент или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
  4. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой
    и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до
    50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;
  5. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей;
  6. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий;
  7. создание комплексной системы закаливания детей.

Этапы выполнения условий реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе:

1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

  1. соблюдение теплового режима;
  2. поддержание в школе чистоты;
  3. соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
  4. организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
  5. осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся.

2 этап - условия для здоровья на уроках:

-санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека;

-формирование правильной осанки;

-правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья;

-физкультминутки;

-использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

-деловая, деятельная атмосфера;

- уверенность в успехе;

- доброжелательность;

- раскованность.

3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:

  1. перспективность, оптимистичность;
  2. жизнерадостность;
  3. дух сотрудничества;
  4. построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.

4 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях.

Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

-проведение 2 раза в год «Дня Здоровья».

-организация различных внутри классных соревнований, весёлых стартов;

-использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры)

5 этап-программа здоровья учителя, которая включает в себя:

- творческую активность;

- поддержание благоприятного морально-психологического климата

- организация здорового досуга;

- занятия физической культуры и спортом;

6 этап - пропаганда здорового образа жизни:

- обучение способам оздоровления организма;

- раскрытия значения взаимодействия человека с окружающей средой.

7 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

  1. проведение медосмотров врачами;
  2. профилактика инфекционных заболеваний;
  3.  организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками.

8 этап - работа с родителями:

  1. проведение родительских собраний;
  2. включение родителей в воспитательный процесс;
  3. привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочиненья, классные часы, конкурсы и т. д.)

Таким образом. Проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

В данной работе решался ряд задач. Мы выяснили, что понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающая технология - это условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований);

-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Решая вторую задачу. Пришли к выводу, что достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

 Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики с использованием здоровье сберегающей технологии

  1. Открытие нового знания.

Объяснительно-иллюстративный: беседа по вырезанной фигуре

Словесный: беседа

Практическое: работа с учебником

Аналитико-синтетический: подводящий диалог

Словесный: беседа

Практический:

работа с учебником и рабочей тетрадью

7-10 мин

- Ребята, давайте посмотрим на слайд и выполним задание. Как оно звучит?

- Верно, сейчас я вместе с вами выполним практическую работу.

- У меня уже есть готовый прямоугольник АВСD со сторонами 3 см и 4 см. Сейчас мы его с вами разрежем по диагонали АС.

- Смотрите, получились треугольники, равны ли они?

- Докажите, почему эти треугольники равны.

- Верно. Это мы с вами выполнили под буквой А. Давайте перейдем к букве Б.

- Что нужно сделать? Прочитайте.

- Давайте посмотрим на треугольники АВС И АDC. Кто может не сказать, почему эти треугольники прямоугольные?

- А кто может мне сказать, что такое прямоугольный треугольник?

- Давайте проверим, правильно вы ответили или нет, откроем наш учебник на странице 94 и найдем рамочку. Прочитайте, что же называют прямоугольным треугольником. Читаем про себя.

- Что вы только что прочитали? Что такое прямоугольный треугольник?

 - Правильно, давайте внимательно посмотрим на табличку. На ней нарисован прямоугольный треугольник AВС.  

- Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника, называются катетами, а сторона, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенузой.

- Ребята, давайте посмотрим на прямоугольный треугольник ABC.

- Стороны АВ и ВС, что образуют?

- Значит они как называются?

- Верно.

- А сторона AC как называется? Почему?

- Давайте найдем предложение, которое выделено жирным. Прочитайте его про себя.

- Что вы прочитали?

- Верно, посмотрите, ниже дана формула нахождения прямоугольного треугольника.

- Давайте запишем ее в тетрадь. Отступите от последней работы 2 клетки вниз и запишите формулу. S= (a•b) : 2

А внизу под формулой можно написать значение каждой буквы.

S – площадь прямоугольного треугольника

a – катет

b – катет

- Вот мы и познакомились с вами с определением «Прямоугольный треугольник», также познакомились с площадью.

- Вернемся к букве В, в упражнение 1.

- Что нужно сделать?

- Размер сторон целого прямоугольника можно посмотреть под буквой А.

-Кто сравнил площади двух прямоугольных треугольников? Разные или одинаковые?

- Практическая работа.

- Да.

- Потому что диагональ, делит прямоугольник на пополам.

- Нужно рассмотреть треугольники АВС и АDС и объяснить, почему такие треугольники называются прямоугольными.

- Есть прямой угол.

-Это треугольник, у которого есть прямой угол.

Воспринимают информацию, читают определение.

- Прямоугольным треугольником называют треугольник, один из углов которого является прямым.

Воспринимают информацию.

- Прямой угол.

- Катеты

- Гипотенуза. Потому что это сторона лежит напротив прямого угла.

Читают.

- Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

Записывают формулу площади в тетрадь.

- Сравнить две площади прямоугольных треугольников АВС и АDС.

Sавс= (3•4):2=12:2=6 см2

SADC=(3•4):2=12:2=6 см2

- Одинаковые. Так как значение сторон одинаковое.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Физминутка.

1-2 мин

1 вариант.

- Вы устали? Давайте немного отдохнем.

Исходное положение - сидя на стуле. На счет 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Исходное положение - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 – исходно положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - исходное положение, 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Или вторая физминутка – творческая.

«Собери картинку»

Каждый из участников должен взять из общей кучки, кусочек из картинки и найти свою половину. (Разрезать картинку на нужное количество, так чтобы в каждой группе было нужное количество участников)

Раскраски времена года - весна. Весенние раскраски, раскраска весна

Раскраски Весна - распечатать в формате А4

Раскраски Весна - распечатать в формате А4

Раскраски времена года - весна. Весенние раскраски, раскраска весна

Весна" раскраски для детей. Скачать, распечатать онлайн бесплатно

Раскраски для детей на тему весна

Смотрят и повторяют движения.

Л: комфортное ощущение в группе.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический:

Работа в парах

Словесный: беседа

Словесный: беседа

5-7

мин

Парная форма работы

- Ребята, давайте перейдем на страницу 95 и найдем упражнение 2. Вам нужно будет выполнить это задание в парах. Под буквой а выделяем у всех треугольников, под буквой б только у 1 и 2 треугольников.

- Давайте проверять, кто может мне назвать катеты и гипотенузу 1 треугольника?

- А кто может назвать катеты второго треугольника?

- Кто может назвать катеты и гипотенузу третьего прямого треугольника?

- Назовите мне катеты 4 треугольника.

- Давайте посмотрим на эталон, правильно назвали?

- Теперь проверяем под буквой Б. Кто готов озвучить площадь первого прямоугольника треугольника? (Не могу дать точные ответы, так как нет возможности самой измерить треугольники и решить)

- Верно, а кто может называть площадь второго треугольника?

- Верно, вы большие молодцы. Если вы правильно решили это задание, то поставьте в карту самооценки 2 балла, а если были ошибки, то 1 балл.

Выполняют задание

- АМ

- CD, DE

- BS – гипотенуза

- TS, TB – катеты

- XR, XY – катеты

Сверяются с эталоном

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

П: определение основной и второстепенной информации.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии

Педагогическая технология – описание педагогического процесса неизбежно ведущего запланированному результату.

Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом. Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.). Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий: 

  1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
  2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
  4. Элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
  5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

«В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Существуют преимущества технологии:

  1. Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
  2. Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
  3. В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
  4.  В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного и воспитательного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности, как дифференциации, так и интеграции содержания обучения.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.