ПК 4.3
материал

Чигинцева Анастасия Вячеславовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология
        
Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
        
Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: 

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; 
  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  • По характеру педагогического процесса бывают:
  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; 
  • познавательные, воспитательные, развивающие; 
  • репродуктивные, продуктивные, творческие; 
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Фрагмент урока русского языка.

Тема урока: Прилагательные близкие и противоположные по значению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Игра

Открытие нового знания

- Итак, ребята, выполнив предыдущее задание какое правило вспоминаем? (Имена прилагательные тесно связаны с именем существительным)

Далее, начинаем игру, я вам называю предмет, а вы описываете этот предмет, т.е. называете к сущ. по 3 прил., кто согласен с этим человеком хлопает в ладоши.

Огурец – (зеленый, продолговатый, сочный)

Озеро – (горное, голубое, чистое)

А сейчас, я вам описываю какой-либо предмет, называю признаки его, а вы мне его называете, кто согласен хлопает в ладоши.

Красивая, семицветная, большая – (Радуга)

Прилежный, умный, опрятный – (Ученик)

Жидкое, белое, полезное – (Молоко)

Активно участвуют: вспоминают признаки предметов по цвету, по форме и т.д. Если дети правильно отвечают, то они это показывают хлопком. Но часто хлопают не впопад из-за своей невнимательности

Хлопок



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения.

Педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для уч-ся и учителя. (В. М. Монахов)

Это оптимальный способ действия в заданных условиях (А. М. Кушнир)

Это модель, техника выполнения учебных задач, основанные на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия пед. процесса ( В. М. Монахов, В. П. Беспалько и др)

Это система функционирования всех компонентов пед. процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, приводящая к определенным результатам. (Г. К. Селевко)

Пед проектирование- предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности уч-ся и педагогов.

Пед моделирование – это разработка целей при создании пед систем, процессов, ситуаций и основных путей достижения

Пед система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед влияния на формирование личности с заданными качествами. (В П Беспалько)

Технология проектного обучения. Введение

В современной практике широкую популярность приобрел метод проектов. Это обусловлено, прежде всего, требованиями времени с его радикально изменяющимися социально-экономическими реалиями. Сегодняшний ученик стоит перед главными задачами своей деятельности: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы, механизмы их осуществлений и т. д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Возникает насущная потребность обучаться проектированию практически во всех сферах деятельности, на всех уровнях: проекты могут быть федеральные, региональные, муниципальные. Поэтому в Базисный учебный план внесено требование обучать учащихся проектной деятельности. На уровне государственной политики метод проектов поддерживается. Подтверждением тому стало принятое Министерством образования Положения о Всероссийской акции «Я – гражданин России». Главное в акции пробудить подростков к добровольному гражданскому участию в решении актуальных вопросов  жизни своего района, села, города.

Цели, задачи, теоретико-методологические основы технологии проектного обучения.

Цели  и задачи

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение  учебных проектов.

Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют  цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При  этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.
  • Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.
  • Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.

Эти цели достигаются особой организацией образовательного пространства, влияющей на различные аспекты, качества личности, созданием условий для появления мотива к самоизменению, к личностному росту, освоить интеллектуальные средства познания и исследования мира.

 Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Это определение дает в своей работе « Исследовательские проекты в практике школы» И. Д. Чечель . С точки зрения Чечель, проект способствует активизации познания, служит развитию креативности. При разработке проектов развивается умение трудиться в коллективе.

        При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений уч-ся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Теоретические основы проектного обучения

                Целью данной технологии является самостоятельное постижение школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает проживание учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как развернутое решение проблемы. В проекте наряду с познавательной стороной решения проблемы всегда присутствуют эмоционально-ценностная и творческая стороны. Именно они определяют, насколько значим для уч-ся проект и как самостоятельно он выполнен. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации,  коммуникативности,  индивидуализации, деятельностного и ценностного подходов, направленных не только на формирование ЗУН уч-ся, а на самореализацию их личности.

Особенности технологии проектного обучения.

        Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

        Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог с собственным Я и с другими.  Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» ( М. М. Бахтин)

        Проблемность возникает при решении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявление самостоятельности уч-ся. Решение проблемы приводит иногда к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.

        Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения ( в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.)

Классификация типов проектов.

        В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.

        По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.

        По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.

        По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.

        По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.

        В игровых проектах уч-ся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта  Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами 16в. по пройденному маршруту на уроках истории.

         Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.

         Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями уч-ся: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.

Проектная технология становится основой исследовательских навыков – компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.



Предварительный просмотр:

 Здоровьесберегающие технологии

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Успешная личность – это в первую очередь здоровый человек!

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ

 «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

экология;

семья и микроклимат в ней;

круг общения, вредные привычки; (слайд, см. презентацию)

питание;

здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

организация учебного процесса, методика организации урока;

организация и реализация воспитательного процесса;

двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

создание условий психологического комфорта;

организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

организация питания;

соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

-комплексно и системно;

-длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

-организация уроков на основе принципов здоровье сбережения;

-использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровье сбережения.

Правило 1. Правильная организация урока.  

Во-первых, это учет всех критериев здоровье сбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.  

Каждый урок должен быть интересен.

П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». 

Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.

В- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.  

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:

левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;

правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

равно полушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

аудиальное восприятие;

визуальное восприятие;

кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

В определении этих характеристик большую помощь может оказать психолог школы.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

5-25 минута – 80%

25-35 минута -  60-40% (слайд)

35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровье сбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровье сбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

начало учебного года и недели;

возникает ежедневно к 3-4-му урокам;  

сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

окончание четверти, учебного года, недели.

Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Понятие «здоровье сберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

что? – отбор и структура содержания;

как? – оптимальная организация учебного процесса; (слайд)

с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

кто? – реальный уровень квалификации учителя;

так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?  

1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются 

дидактические игры,

включаются в урок физкультминутки,  

вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников,

включаются школьники в групповую и парную работу,

 используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор,

 перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;

планируется смена вида занятий через 7-10 мин;  

выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока,

необходимо следить за посадкой учащихся;

для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз;

использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества:

свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках

видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;  

обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;

обязательность дифференцированных домашних заданий.

Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями.

Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно 

добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;

 избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровье разрушающими;

с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради;

доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление меж предметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  

соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;

 обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся:

рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;

организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье,

включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

На мой взгляд, здоровьесберегающие технологии нельзя отделять от духовного воспитания детей. На уроках необходимо приучать ребят разбираться в разных мировоззренческих системах, представлениях в обществе и сознательно совершать выбор духовных ценностей.

Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но нельзя забывать слова академика Д.С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

«Личностно- ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности, невозможно без использования здоровьесберегающих технологий, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек.