ПК 4.3.
учебно-методический материал

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейные технологии в современном образовательном пространстве начальной школы

Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой.

Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека. Она должна органично соединить в себе всё конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие его творческих потенций, включить его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей. Значительная роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике. Музеи, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Школьный музейный комплекс является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Музейный комплекс стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности: формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

— формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

— формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

— утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

— привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

— проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

— передача жизненного опыта от поколения к поколению;

— активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Направления деятельности музеев:

  1. Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.
  2. Учебно-исследовательская деятельность.
  3. Поисковая работа.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  5. Методическая работа.
  6. Фондовая работа.

1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

Педагогический коллектив использует работу музейного комплекса в учебной деятельности и во внеурочной. Так главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения педагоги в перспективном планировании на учебный год предусматривают работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

К формам работы во внеучебное время относятся беседы, экскурсии, круглый стол, викторины, организация встреч с ветеранами, проведение игр, проведение праздников.

Школьный музей — это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой программе или же с целью закрепления и углубления полученных на уроках в школе. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы младших школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает музейную культуру, ребята осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьёй, с друзьями.

На протяжении всех четырёх лет обучения детей в начальной школе, педагоги используют музейные технологии. Самый первый урок можно проводить в классном кабинете, используя мультимедийную презентацию, отдельные музейные экспонаты, или в школьном музее. На этом уроке дети знакомятся с понятием музейный экспонат, как появляются экспонаты в музеях и все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея. Происходит знакомство детей с музейными профессиями – экскурсовод, научный сотрудник, хранитель, климатолог, художник-реставратор и их важностью. Вот так незаметно в ходе увлекательного путешествия ребята становятся не просто посетителями музея, а культурными зрителями в его залах. Поэтому в конце урока мы обязательно говорим о том, как же нужно вести себя в музее, показывая бережное и уважительное отношение к музейным памятникам, проявляя чувство сопричастности и ответственности за сохранение культурного наследия. На этом уроке дети узнают много интересного о «жизни» экспонатов в музеях, играют, угадывая профессию музейных сотрудников, выполняют творческие задания, изображая понравившиеся экспонаты и с удовольствием откликаются на домашнее задание «Подготовить рассказ о понравившемся экспонате».

Очень сложно говорить сейчас о событиях Великой Отечественной войны, найти такой тон разговора, который бы, задевая за струны памяти, не формально, а эмоционально воздействовал на ребёнка, дал ему ощутить ту страшную трагедию, которую приносит война. Организовать урок по данной теме можно следующим образом. Однажды в класс «приходит» треугольное письмо времён Великой Отечественной войны. Учитель с детьми «отправляется» в прошлое, в те времена, когда шла война, когда приходили письма с фронта и их читали, перечитывали друг другу. Ребята на уроке читают фронтовое письмо, а учитель рассказывает о судьбе автора. Дети получают возможность взять фотографии, открытки, письмо в руки (документы запечатаны в файлы и им не угрожают никакие утраты), рассмотреть их, вчитаться в волнующие своей чистотой и искренностью строки, почувствовать боль и радость, которыми жили их земляки в годы войны. Могут использоваться воспоминания участников Великой отечественной войны, аудио и видеозаписи ветеранов войны и труда, подлинные документы Великой Отечественной войны: письма с фронта, грамоты и награды, похоронки; оружие военного времени.

К 23 февраля, 9 мая ежегодно проводятся уроки по теме: «Защитники Отечества». На один из таких уроков может прийти «Мать-Земля», которая поведает, что до сих пор она хранит в себе гильзы снарядов, патроны (экспонаты взяты из школьного музея). Другой урок может быть связан с войнами в мирное время: афганской и чеченской. Дети узнают о той войне, рассмотрят фотографии.

Все вышеуказанные методы и приёмы помогают достичь основной цели: воспитать уважительное отношение к прошлому, к людям, которые воевали; повысить интерес к изучаемой теме.

Эффективно использовать интегрированные уроки. Они позволяют экономить время, т.к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах; повышают качество знаний учащихся; развивают творческую фантазию школьников; обогащают их речь; повышают эрудицию и познание; воспитывают музейную культуру и эстетический вкус. Например, интегрированные музейные уроки по трём циклам: «Народный календарь», «Родословная», «Промыслы и ремёсла». На этих уроках дети показывают свои знания по народному календарю (курс «Введение в народоведение»), составлению родословного древа, знания из истории русского костюма. В них включена практическая работа: дети рисуют зимующих птиц, занимаются росписью женского костюма, составляют родословную своей семьи, изготовляют кормушки для птиц. Основной целью данной работы является соединение словесного образа с предметным.

  1. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов и тружеников тыла).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию. Да, молодое поколение старается оправдать доверие старших добрыми делами, верностью традициям своего родного края. Встречи с фронтовиками, сбор материал о подвигах земляков, оказание посильной помощи одиноким престарелым людям. Именно в этом мы видим преемственность между поколениями.

  1. Учебно-исследовательская деятельность

(обработка полученной информации).

Много практических навыков дети приобретают и в процессе обеспечения научно — исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. Предполагается работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

  1. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

  1. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр ( «Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны), «Не стареют душой ветераны » и др.

  1. Фондовая работа.

Учёт и хранение собранного материала: на бумажном носителе.

Одна из важнейших целей воспитания – убедить человека, вызвать в нем потребность поступать не по реакции, не по слепому чувству, а в результате работы сознания, «труда души». Один из источников воспитания – социальный. Это общественный опыт, культурное наследие предыдущих поколений. Нормальная социализация ребенка невозможна без общения со старшими. Социальная функция школы, учителей в том и заключается, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и человечества, передать ее в процессе образования с помощью практического уклада жизни, традиции и духа школы.

Результатом использования музейных технологий является формирование музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания

«Живая и неживая природа»

Класс: 2
Цель
: сформировать понятия "живая природа", "неживая природа; раскрыть связи между живой и неживой природой, выделить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Подготовься дать устные ответы на данные вопросы.
- Какая бывает природа?
- Что из перечисленного относится к неживой природе: орёл, туман, человек, насекомое,
месяц, мороз?
- Приведи по три примера живой и неживой природы.

Показывается короткий видео-ролик. Задача —  проследить, какие объекты живой и неживой природы встречаются на видео-ролике.

Дан ряд изображений объектов живой и неживой природы. Задача — распределить их на три группы:
живая природа, неживая природа и то, что сделано руками человека.

Методика А.Г. Ривина

Тема: «Мы — граждане России» 4 кл.

У учеников специальная тетрадь для работы в парах с заранее расчерченными страницами на 4 графы: название текста, название пункта плана, запомнить (термины, формулы и т.п.), слушал (фамилия напарника).

На этапе «открытие нового знания» обучающиеся по рядам осваивают материал  статей параграфа «Что такое права и обязанности гражданина», «Президент России», «Федеральное собрание  и правительство РФ». ученик Номер 1 получил статью «Что такое права и обязанности гражданина». Он находит напарника и читает ему эту статью. Они обсуждают прочитанное. Номер 2 записывает во второй графе название статьи, никакие слова решили не выписывать, поэтому третью графу оставляют пустой, а в четвертой напарник пишет свою фамилию.

Теперь то же делают с первым абзацем из текста Номера 2.

Поблагодарив друг друга, ученики расходятся и ищут новых напарников. Номер 1 нашел. Он пересказывает Номеру 3 первую статью, затем читает вслух втотрую «Президент России». Ребята обсуждают материал. Номер 3 записывает в тетрадь Номера 1 во второй графе название статьи, в третьей графе пишут, например, «В.В. Путин», в четвертой Номер 3 пишет свою фамилию. И так далее.

Конспект урока окружающего мира с применением технологии КСО на тему: «Экономика» 2, 4 классы.

Приветствие, деление на группы.

- Ребята, сегодняшний урок мы хотим начать с просмотра мультфильма, который называется «Как старик корову продавал». Будьте внимательны, ведь мы его смотреть будем не просто так. После просмотра этого мультфильма мы зададим вам вопросы. Итак, внимание на экран.

Показывается мультфильм «Как старик корову продавал».

СЛАЙД Вопросы:

1. Где происходило действие? (на рынке)

2. Кто является героями сказки? (мужик, паренек, старик, корова)

3. А чем занимался в этой сказке старик? (продавал, торговал)

4. Значит он кто? (Продавец)

5. Кем был мужик? (покупатель)

6. А кем же был паренек?

- Ребята, а как вы думаете, почему мы вам показали именно этот мультик сегодня? Предположите, о чем пойдет разговор на уроке?

- Ну что ж, давайте проверим ваши предположения. Сейчас каждая группа получит ребус. Ответ на этот ребус и будет являться темой урока. СЛАЙД

- А что же такое экономика? Давайте разберемся. В ваших учебных картах выполним 2 задание. В кружочек впишите понятие «экономика». А теперь обсудите в своих группах, как вы понимаете это слово. Запишите понятия, которые на ваш взгляд относятся к экономике.

Выслушиваем предположения детей. СЛАЙД

- Многие из вас были правы. Давайте обобщим все ваши ответы. В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» – закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам. СЛАЙД. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит еду, кто-то ходит в магазин, кто-то зарабатывает деньги. Экономика есть и в нашем государстве. СЛАЙД

- Запишем определение экономики в учебную карту.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

- Теперь, зная, что такое экономика, можем продолжать разбираться дальше.

- В экономике все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли. А что это за отрасли вы попробуете узнать сами. Найдите в учебной карте задание 4. Вам нужно соотнести описание отрасли экономики с картинкой и записать как эта отрасль называется. 4 класс читает, а 2 класс находит картинку к описанию. Вместе определяете название отрасли.

Проверка СЛАЙД

- Итак. Какие же отрасли экономики мы теперь знаем? (выборочно спрашиваем).

- А как вы думаете все эти отрасли экономики взаимосвязаны или нет?

- Конечно они тесно связаны друг с другом. И сейчас мы вместе докажем это.

- Чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, желательно каждый день выпивать стакан молока. Но задумывались ли вы как молоко получается и каким образом попадает к нам домой. Давайте разбираться.

- Кто изображен на слайде? (корова)

-А как называется человек, который их пасет? (пастух)

-А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить).

-Кто доит коров? (Доярка).

- Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели, называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, чтобы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

- Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров? (отправляют на завод)

- А как оно может туда попасть? (Нужно отвезти)

А кто управляет машиной? (Водитель)

- У него есть специальная машина с кузовом-цистерной для перевозки молока. Мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? (Транспорт).

- Куда мы с вами приехали? (молокозавод)

- А что такое молокозавод?

- А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают?

- Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность. Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

-На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? (магазины)

- Кто работает в магазинах? (продавцы)

- Как называется эта отрасль экономики? (торговля)

- Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

- А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения.

Посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

- Ребята, теперь вы знаете, что такое экономика. Знаете, отрасли экономики и как они связаны между собой. Сейчас мы проверим ваши знания в интересной форме. Для этого нам понадобятся планшеты. Ваша задача правильно ответить на вопросы.

Наш урок подходит к концу, пришло время подводить итоги. На экране будут появляться вопросы, на которые будет отвечать каждая группа.

  1. Что такое экономика?
  2. Перечислите отрасли экономики?
  3. Как связаны между собой отрасли экономики?
  4. Где появились первые бумажные деньги.

Если вдруг останется время, то можно дать такое задание:

Мы предлагаем вам открыть свое предприятие, выполнив следующие условия:

  1. Выбрать отрасль экономики к которой относится предприятие.
  2. Придумать название предприятия.
  3. Рассказать, что производит предприятие или какие услуги предоставляет.

___________УЧЕБНАЯ КАРТА _________

Тема урока: «_______________________________»

Задание: Разгадай ребус и узнай тему урока. Запиши её.

        

Задание: Запиши определение. 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: Соотнеси описание отраслей экономики с картинками. Запиши их названия.

Отрасли экономики:

транспорт, сельское хозяйство, строительство, торговля, промышленность

Картинки по запросу отрасли экономики картинки

В этой отрасли экономики люди выращивают хлеб, овощи. Разводят коров, овец, гусей.

Картинки по запросу отрасли экономики картинки

Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Для нас это все производят на фабриках и заводах. В какой отрасли экономики это встречается?

Картинки по запросу отрасли экономики картинки

Без этой отрасли экономики мы не могли бы жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом.

Картинки по запросу отрасли экономики картинки

С помощью этой отрасли экономики мы можем быстро добираться до школы, до работы. Перевозить различные грузы.

Картинки по запросу отрасли экономики картинки

        

Сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др.  Какая отрасль экономики нам в этом помогает?



Предварительный просмотр:

Применение ТРИЗ технологий на уроках окружающего мира

«Инсерт»: Например, по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию», в 4 классе был применён этот способ. Во время самостоятельного знакомства с учебным материалом учащиеся делали на полях пометки:

«V» – знаю;

«+» – новое для меня;

«-» – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

Результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся, развивает речь, учит общаться, высказывать и выслушивать другие мнения.

Приём «Верные – неверные утверждения» заставляет учащихся вдумчиво и критически рассматривать информацию, делать выводы о точности и ценности данных сведений. Полученные результаты школьники совместно обсуждают.

Кластер: Очень важно умение компактно представлять изученный материал. Такое умение можно развивать использованием приёма «Кластер», который представляет собой выделение смысловых слов текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Такая система кластеров охватывает больший объём информации, чем мы бы могли получить при любой другой работе. Использую приём «Кластер» и на стадии осмысления, для полного изучения материала, и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом). Например, был составлен «Кластер» на уроке окружающего мира по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию».

https://open-lesson.net/uploads/files/2014-11/thumb/1._8.png

«Синквейн»: Использование приёма «Синквейн» позволяет высказать свою точку зрения на заданный предмет. Дети с интересом составляют текст из пяти строк. Так, после изучения темы «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию», дети представили эту страну следующим образом:

Австралия

Жаркий, маленький

Удивляет, пугает, зовет

Хотелось бы увидеть сумчатых!

Одиночка.

«Да – нет»: Одним из таких приёмов считается приём «Да – нет». .Ребята задают друг другу вопросы, на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно, т.е. не позволяет дать ответ «да» или «нет», то вправе отказаться от ответа.

На уроке «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию» можно было использовать такие вопросы:

- Австралия находится на полуострове? Нет.

- Эту страну открыл Христофор Колумб? Нет.

- В Австралии развито сельское хозяйство? Да.



Предварительный просмотр:

Применение ТРИЗ технологий на уроках окружающего мира

Тема: Свойства воды и воздуха

- Ребята, к нам обратился за помощью сказочный герой Капитошка (изображение вывешивается на доску) со своими подводными друзьями. Он сдаёт экзамены в Водяную гимназию №1 и не знает свойств воздуха и воды.

- Наш гость принес для вас новые задания. У меня в руках два конверта. Один – для первого ряда, другой – для второго. Вам необходимо внимательно прочитать задание и предложить варианты решений заданной проблемы. В процессе выполнения задания вы должны слышать и слушать друг друга, чтобы совместными силами решить проблему.

«Поиск решений»

Задание 1.

Перенесемся на миллионы лет вперед. Прогресс не стоит на месте, появилась новая техника, новые автомобили и средства передвижения. Но со всеми этими новшествами люди совсем забыли про экологию. Вся вода загрязнена, ее невозможно использовать. Предложите свои варианты исправления этой ошибки.

Задание 2.

Подумайте, почему воздух так важен. Запишите не менее 5 способов его использования и докажите своим одноклассникам его значимость.

- Выберите двух представителей от ряда, которые выйдут и расскажут нам, что у вас получилось.

«Составление загадок»

- Молодцы, ребята! Скажите, вы любите отгадывать загадки? А что если я вам предложу придумать собственную загадку? Как думаете, вы справитесь?

- Составлять загадку будем следующим образом. Обратите внимание на экран, где представлена опорная таблица нашей будущей загадки.

- В первой строчке прописывается слово, которое будет ответом на загадку, например, вода. Далее мы должны ответить на два вопроса. Первый вопрос подразумевает объекты, на которые похожа вода, например, суп. На что еще похожа вода? Во вторую колонку будем записывать признак, по которому вода отличается от выбранного нами объекта. Чем вода отличается от супа?

- После того, как вы заполните таблицу, можете приступать к составлению загадки по заданному шаблону. Первый пропуск подразумевает ответ на вопрос «На что похожа?», второй – «Чем отличается?».

- Первый ряд составляет загадку про воду, второй – про воздух. Работать будете индивидуально. Приступайте к выполнению задания.

Заполните таблицу, затем составьте загадку по шаблону.

Вода (отгадка)

На что похожа?

Чем отличается?

Суп

без цвета

               

Пример:

Как суп, но без цвета

Как сок, но без вкуса

Как лёд, но жидкая

Что это? (вода)

Шаблон загадки:

Как______, но_____

Как______, но _____

Как______, но _____

Что это?

- Заканчиваем выполнение задания. Начнем с первого ряда. Кто хочет прочитать свою загадку?

- Теперь послушаем второй ряд.

Прием «да-нет»

- Сейчас Капитошка будет зачитывать вам высказывания. Если вы согласны с ним, хлопните в ладоши, если нет – качаем головой.

  1. Вода имеет три состояния. (да)
  2. Воздух имеет цвет. (нет)
  3. У воды есть вкус. (нет)
  4. И воздух, и вода имеют форму. (нет)
  5. Вода может испаряться. (да)
  6. Аэрозоли полезны для воздуха. (нет)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

- Какие слова вы бы подобрали, чтобы наиболее точно определить значение воздуха и воды на Земле?



Предварительный просмотр:

Урок: литературное чтение.

Класс: 2

Раздел: Люблю всё живое. Тема: Саша Черный «Жеребенок».

Этап урока

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «В»

II. Актуализация знаний и мотивация

Задание: Вставьте пропущенные буквы, чтобы узнать название нового раздела.

…ю…лю    …сё …иво…

Если возникают затруднения – предоставить список недостающих букв.

Буквы: л, б, в, ж, е.

Задание: Восстановите порядок букв в словах, чтобы узнать тему нового раздела.

юбллю   ёсв   жоеив

Задание:  Расшифруйте название нового раздела, используя таблицу с пронумерованными буквами. Выделите ключевые слова данной темы.

13

32

2

13

32

3

19

7

8

10

3

16

6

ВКМ Online

Задание: Отгадайте ребус, чтобы узнать название нового раздела. Выделите ключевые слова данной темы.

Ответь на вопросы: Что значит слово «любовь»? Как она может проявляться? Что значит слово «живое». Как ты понимаешь это слово, что к нему можно отнести?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Задание: Прочитай стихотворение. Определи у выделенных слов вид средства художественной выразительности и запиши номера выделенных слов в соответствующие строки.

Эпитет:

Метафора:

Сравнение:

Задание: Прочитай стихотворение. Найди в тексте средства художественной выразительности и объясни к какому виду они относятся.

Задание: Прочитай стихотворение. Найди в тексте средства художественной выразительности. Дай определения найденным средствам художественной выразительности. Приведи примеры  из текста по каждому средству художественной выразительности.  

Ответь на вопрос: Какую роль они играют в стихотворении?

     Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве.

оттопырил вниз губу

    Эпитет - образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. пушистый, золотистый.

    Сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

ножки – спички, взвизгнет свинкой.

  VII. Включение в систему знаний

Задание: Внимательно прочитай загадки. Определи соответствующий ответ к каждой из загадок.

     Ответы: котенок, козлята, собака, теленок, ягненок, поросенок.

У козы-мамы малыши-ребята,

А зовут их всех... (козлята)

Мама - кошка, папа - кот.

Кто так родителей зовёт? (котенок)

Вместо носа — пятачок,

Вместо хвостика — крючок.

Голос мой визглив и звонок.

Я — веселый... (поросенок)

- Почему корова эта

Маленького роста? –

Отвечает Вове Света:

- Очень даже просто,

Это же ребенок,

Это же… (теленок)

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком.

Толстый увалень баран –

Тоненьким… (ягненком)

Во дворе поставлен дом — На цепи хозяин в нём. (собака)

Задание: Внимательно прочитай загадки. Запиши ответы к загадкам.

Задание: Внимательно прочитай загадки. Запиши ответы к загадкам. Подумай, на какие две группы можно разделить данные слова?

Домашние животные: котенок, собака.

Сельскохозяйственные животные: козлята, ягненок, теленок, поросенок.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Как улицы получают свои названия?»

3 класс

Курс внеурочной деятельности: «Всему название дано».

Цель деятельности: формирование представления мероприятиях и принципах наименования улиц.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование чувства патриотизма, личного (эмоционального) отношения к малой родине.

- проявление любопытства к рассматриваемому вопросу

Познавательные:

знать: типы улиц, принципы наименования улиц.

уметь: называть улицы, собирать конструктор по схеме.

Метапредметные:

ПУУД: умение строить рассуждения о форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

РУУД: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

КУУД: формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группах.

Оборудование: конструктор, учебная презентация, раздаточный материал.

Этапы занятия

Хроно-

метраж

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

  1. Самоопределение

к деятельности

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Но я вам обещаю, что вы не соскучитесь, ведь мы отправимся в увлекательную экскурсию. Садитесь на свои места.

- Скажите, как называют работника, который сопровождает людей на экскурсии?

- Верно. Представляю вашему вниманию – робот экскурсовод Арсений. К сожалению, с нашим экскурсоводом случилась беда, он стал неисправен, у нас лишь остались записи с его экскурсий. Поможем нашему роботу вновь вернуться к своим обязанностям?

- Хорошо. Для того, чтобы собрать недостающие детали  -  будем выполнять задания. За каждое верно выполненное задание вы будете получать детали, которые вам пригодятся для починки нашего экскурсовода.

- Ну что ребята, отправимся с вами в путь на поезде.

- Поехали!

Приветствуют учителя. Садятся.

- Экскурсовод.

- Да.

  1. Актуализация знаний и мотивация

2-3 мин

- Мы прибыли на станцию под названием «Проблемная».

- Некоторая информация по нашей экскурсии была утеряна или перепутана. Чтобы узнать тему нашей экскурсии, предлагаю вам восстановить порядок слов.

- Кто хочет попробовать восстановить порядок слов?

(если возникают трудности, можно попросить других учащихся помочь своему товарищу)

- Давайте прочитаем, что же у нас получилось.

- Совершенно верно!

Один учащийся выходит к интерактивной доске и переставляет слова в правильный порядок.

- Как улицы получают свои названия?

  1. Постановка учебной задачи

1 мин

- Тема нашей экскурсии звучит так: «Как улицы получают свои названия?»

- Чтобы проехать на следующую станцию, мы должны с вами сформулировать цель нашего путешествия, что мы должны узнать?

- Узнать, как появляются названия улиц.

  1. Основной

6-7 мин

- Следующая станция «Терминологическая».

Экскурсовод Арсений: Индивидуальность любого населенного пункта, помимо архитектуры, наглядно проявляется в названиях его «визитных карточек» – улиц, переулков, бульваров и площадей. Такого многообразия типов улиц, как в России, больше нет ни в одной стране мира. Поэтому для начала определимся с непростой терминологией.

- Наш экскурсовод Арсений любит различные головоломки. Он перепутал понятия и определения к ним. Давайте соотнесем понятие и определение, чтобы познакомиться с терминологией.      

       Улица – это пространство между рядами домов, в котором должны разместиться тротуары для пешеходов и проезжая часть для транспорта.

       Проезды и переулки - это короткие поперечные отрезки, соединяющие параллельные улицы. Закрытые от сквозного проезда дороги называют тупиками

       Бульварами называют широкие аллеи или полосы зелёных насаждений, проходящие вдоль улиц или берегов рек. 

       Набережные представляют собой берега, укреплённые стенкой из бетона, камня или дерева, а также улицы, идущие вдоль таких берегов или вообще вдоль берегов. 

        Проспект - это широкая и длинная улица в городе. Большинство проспектов прямые и выходят к важным культурным и административным зданиям города.

- Молодцы! За работу вы получаете первые детальки.

- Ребята, знает ли кто-нибудь из вас, какая отрасль науки занимается названиями улиц?

Топони́мика (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя») — раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. 

- Как вы думаете, название улице может дать любой человек? Предположите, кто может заниматься придумыванием названий новым улицам.

Экскурсовод Арсений: Оказывается, в каждом населенном пункте работает своя администрация, которая и занимается придумыванием названий новым улицам или переименованием старых. Конечно, в крупных городах, где живет много миллионов людей, существуют отдельные комиссии. В нашем городе придумыванием названий новым улицам занимается Администрация города Челябинска.

- Мы тем временем подъезжаем к станции «Познавайка».

- У нашего экскурсовода Арсения есть свой журнал «Познавайка», в котором он публикует интересные статьи на различные темы. Я сейчас вам раздам вырезки из этого журнала, с которыми вы должны ознакомиться. Читать будете в группах по 3 человека. После прочтения, кратко поделитесь приобретенными знаниями с остальными ребятами.

1 группа: Как улице выбирают название?

  1. Еще 200 лет назад названия улиц придумывали по географическому принципу. Если дорога из города вела, например, к городу Дмитрову, то улицу называли Дмитровской (Рязанской, Калужской).

Существовал еще один принцип придумывания улицам имени — по самому важному объекту, который на ней располагается. Так появляются улицы Школьные, Заводские, Фабричные, Больничные.

  1. В старинные времена имена улицам давали в честь уважаемой дворянской семьи, которая жила в том месте. Например, существовали улицы Шереметьевская, Лефортовская, Голицынская.

Еще улицы называли в честь известных людей, исторических событий. Поэтому в мире так много Революционных улиц, проспектов Гагарина, аллей Пушкина, бульваров Гоголя, площадей Ленина. 

  1. Раньше в городах разные мастера жили в отдельных районах. Так появились улица Металлургов, Учительская, Охотничья, Слесарная и многие другие. По таким названиям можно много узнать об истории местности! А по улицам Абрикосовая, Кленовая, Рябиновая, Дубовая и другим можно узнать о растительности в населённом пункте.

2 группа: Если у улицы нет названия

  1. Как правило, название выбирает администрация населенного пункта. Но при желании каждый его житель может отправить и свое предложение. Для этого человеку нужно написать письмо, в котором необходимо рассказать, почему человек предлагает такое название улицы. К примеру, если кто-то хочет назвать улицу именем писателя или музыканта, нужно в письме написать о жизни и достижениях человека и объяснить, почему улица должна носить его имя.
  2. После отправки письма в администрацию на него поставят штамп — это значит, что оно зарегистрировано. Через какое-то время человек получит ответ, где узнает, приняли его предложение в администрации или нет.
  3. Оказывается, существует правило, согласно которому улицу можно назвать в честь человека только тогда, когда после его смерти прошло больше 10 лет! Имена живых знаменитостей использовать нельзя, ведь это особый способ увековечить память. 

- Молодцы! За задание вы получаете детальки.

- Следующая станция называется «Сыщики». Нам предлагают поиграть в игру «Найди слово».

- У вас на партах лежат карточки, где среди множества букв, спрятаны слова, вам надо их отыскать и обвести в овал. Вам нужно найти 5 названий улиц. Работаем в парах, приступайте.

Слова: Пушкина, Кирова, Ленина, Свободы, Либнехта.

- Прочитайте слова, которые нашли. Что объединяет все эти слова?

- Молодцы! За работу вы получаете детальки.

-  Мы подъезжаем к станции «Фантазерская». Предлагаю вам задание творческого характера. Вам нужно придумать название улицы и объяснить вашу задумку. Может это будет выдуманный известный человек или событие, а может ваша улица будет названа в честь редких цветов, которые на ней растут.

- Заканчиваем работу. Кто хочет рассказать, что у него получилось?

- Молодцы! За правильное выполнение задания вам полагаются детальки.

- Вы получили все недостающие детали, а это значит, что мы добрались до станции «Помоги Экскурсоводу». Вам нужно поделиться на группы по 3 человека. Первая группа будет заниматься починкой робота, а вторая выстраивать алгоритм действий робота. На работу у вас 1,5 минуты. Приступайте!

Экскурсовод Арсений: Ребята, большое спасибо вам за то, что меня починили! Сегодня вы узнали много нового и интересного. Желаю вам удачи в новых начинаниях! До встречи!

Соотносят понятия с определениями.

Предположения детей.

- Улицы города Челябинска.

Учащиеся рассказывает про названия улиц.

  1. Рефлексия

1-2 мин

- Наша экскурсия подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Что вам больше всего запомнилось на нашей экскурсии?

- Узнали что-то новое или информация была известна?

- Знаете ли вы, историю происхождения названия улицы, на которой проживаете? Я для вас подготовила домашнее задание: найти информацию о происхождении названия улицы, на которой вы проживаете.

Ответы детей.

Как улице выбирают название?

  1. Еще 200 лет назад названия улиц придумывали по географическому принципу. Если дорога из города вела, например, к городу Дмитрову, то улицу называли Дмитровской (Рязанской, Калужской).

Существовал еще один принцип придумывания улицам имени — по самому важному объекту, который на ней располагается. Так появляются улицы Школьные, Заводские, Фабричные, Больничные.

Как улице выбирают название?

  1. В старинные времена имена улицам давали в честь уважаемой дворянской семьи, которая жила в том месте. Например, существовали улицы Шереметьевская, Лефортовская, Голицынская.

Еще улицы называли в честь известных людей, исторических событий. Поэтому в мире так много Революционных улиц, проспектов Гагарина, аллей Пушкина, бульваров Гоголя, площадей Ленина. 

Как улице выбирают название?

  1. Раньше в городах разные мастера жили в отдельных районах. Так появились улица Металлургов, Учительская, Охотничья, Слесарная и многие другие. По таким названиям можно много узнать об истории местности! А по улицам Абрикосовая, Кленовая, Рябиновая, Дубовая и другим можно узнать о растительности в населённом пункте.

Если у улицы нет названия

  1. Как правило, название выбирает администрация населенного пункта. Но при желании каждый его житель может отправить и свое предложение. Для этого человеку нужно написать письмо, в котором необходимо рассказать, почему человек предлагает такое название улицы. К примеру, если кто-то хочет назвать улицу именем писателя или музыканта, нужно в письме написать о жизни и достижениях человека и объяснить, почему улица должна носить его имя.

Если у улицы нет названия

  1. После отправки письма в администрацию на него поставят штамп — это значит, что оно зарегистрировано. Через какое-то время человек получит ответ, где узнает, приняли его предложение в администрации или нет.

Если у улицы нет названия

  1. Оказывается, существует правило, согласно которому улицу можно назвать в честь человека только тогда, когда после его смерти прошло больше 10 лет! Имена живых знаменитостей использовать нельзя, ведь это особый способ увековечить память. 

л

а

м

ф

ц

б

ч

т

м

х

и

л

л

м

ь

в

п

с

е

я

б

е

в

щ

к

и

р

о

в

а

н

н

о

и

ж

э

й

р

м

п

е

и

д

с

в

о

б

о

д

ы

х

н

р

ч

ч

г

ш

й

в

и

т

а

п

у

ш

к

и

н

а

м

а

ы

ц

к

я

ф

х

з

а

я

л

а

м

ф

ц

б

ч

т

м

х

и

л

л

м

ь

в

п

с

е

я

б

е

в

щ

к

и

р

о

в

а

н

н

о

и

ж

э

й

р

м

п

е

и

д

с

в

о

б

о

д

ы

х

н

р

ч

ч

г

ш

й

в

и

т

а

п

у

ш

к

и

н

а

м

а

ы

ц

к

я

ф

х

з

а

я

л

а

м

ф

ц

б

ч

т

м

х

и

л

л

м

ь

в

п

с

е

я

б

е

в

щ

к

и

р

о

в

а

н

н

о

и

ж

э

й

р

м

п

е

и

д

с

в

о

б

о

д

ы

х

н

р

ч

ч

г

ш

й

в

и

т

а

п

у

ш

к

и

н

а

м

а

ы

ц

к

я

ф

х

з

а

я

л

а

м

ф

ц

б

ч

т

м

х

и

л

л

м

ь

в

п

с

е

я

б

е

в

щ

к

и

р

о

в

а

н

н

о

и

ж

э

й

р

м

п

е

и

д

с

в

о

б

о

д

ы

х

н

р

ч

ч

г

ш

й

в

и

т

а

п

у

ш

к

и

н

а

м

а

ы

ц

к

я

ф

х

з

а

я