ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования.
методическая разработка (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы:

теоретическая и практическая часть)

  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и

рекомендации)

  • список литературы (представляет собой перечень

использованных книг и статей)

  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде

таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. 

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

  1. «Блестящая идея» - научно – исследовательский проект

Цели конкурса:

- популяризировать науку;

- воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям

- вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

3) «Моя исследовательская работа – 2018»

Цель конкурса:

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Задачи конкурса:

- формирование у детей исследовательских умений и навыков;

- развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;

- поддержка творческой активности детей;

- предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

4) « Я познаю природу»

 Цель: совершить виртуальное путешествие по удивительным разнообразным в природном отношении уголкам нашей страны.

В нашем крае немало примечательных природных объектов и чтобы их сохранить для будущего, мы должны владеть экологическими знаниями и навыками научного познания природы.

Задачи:

- способность понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека

- осознать человека как часть природы, определить положительные и отрицательные воздействия на окружающую среду.

5) «Аленький цветочек»

Цель: создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста

Задачи:

  • стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской деятельности
  • содействие формированию умения самостоятельно добывать знания.
  • содействие развитию читательской активности учащихся.
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. «Как мне выбирали имя»
  2. «Мир ребенка: взгляд сквозь время»
  3. «Мои семейные ценности»
  4. «Лента времени моей семьи»
  5. «Я садовником родился»
  6. «Мой чудо-цветок»
  7. «Роль растения в жизни человека»
  8. «Профессии нашей мечты»
  9. «Школьный портфель будущего»
  10. «Моя исследовательская работа»
  11. «Краски в нашей жизни»
  12. «Кто живет у нас в лесу?»
  13. «Что значит настоящий друг?!»
  14. «Символика нашего класса»
  15. «Экологический десант»
  16. «Наши защитники»
  17. «Наш город в числах и величинах»
  18. «Сказка на кончиках пальцев»
  19. «Не прервется связь поколений»
  20. «Безопасный путь из дома в школу»



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в НОО

  1. Тема (предметная область)
  2. Проблемная ситуация
  3. Проблема \ определение типа проекта
  4. Мозговая атака \ выдвижение гипотез
  5. Исследовательская поисковая работа
  6. Обсуждение в группах
  7. Оформление результатов
  8. Защита проектов

Модель проекта можно представить как 5 «П»

  1. Проблема
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация проекта

Проект – индивидуальное или групповое предприятие, тщательно спланированное и предназначенное для достижения конкретной цели.

Чтобы грамотно организовать проектную деятельность, важно знать ее технологию. Представим основные этапы:

  1. Выявление и постановка проблемы;
  2. Формулировка темы проекта;
  3. Постановка цели и задач;
  4. Организация совместной деятельности по решению проблемы;
  5. Защита или презентация проекта;
  6. Подведение итогов, анализ работы.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  6. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010.



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников

Социальные проекты

  • Дорогами добра
  • Доступная среда
  • Страна талантов
  • Мы выбираем здоровый образ жизни
  • Согреем сердца добротой и любовью

Творческие проекты

  • Бабушкин сундучок
  • Традиции народа по русским народным сказкам
  • От старта возможностей к старту достижений
  • Школа светофорных наук
  • Путь к успеху

Учебные проекты

  • История рядом с нами
  • Сохраним и защитим природу
  • Рождение книги
  • В мире животных
  • Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина

Исследовательские проекты

  • Моя малая Родина
  • Дорогие сердцу улицы
  • Лента времени моей семьи
  • Цветок Солнца
  • Мой режим питания

Информационные проекты

  • Предсказание природы по народным приметам
  • Война и наша семья
  • Школа будущего
  • Семейные фотохроники
  • Здоровье – потенциал страны

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....