Дидактическая игра как средство обучения младшего школьника
учебно-методический материал

Полчанинова Светлана Леонидовна

С поступлением в школу в жизни ребёнка происходит целый ряд изменений. Среди них  - появление новой деятельности – учебной. Но не следует забывать, что ученик ещё недавно был дошкольником, и  ведущей деятельностью в его жизни являлась игровая деятельность. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других деятельностей побуждает учителя использовать в обучении младших школьников  дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_osnovnoy_metod_obucheniya_detey.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра  как средство обучения младшего школьника»

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №12

Полчанинова  Светлана Леонидовна

Таганрог

2021год

С поступлением в школу в жизни ребёнка происходит целый ряд изменений. Среди них  - появление новой деятельности – учебной. Но не следует забывать, что ученик ещё недавно был дошкольником, и  ведущей деятельностью в его жизни являлась игровая деятельность. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других деятельностей побуждает учителя использовать в обучении младших школьников  дидактические игры. Дидактическая игра выполняет функцию средства обучения. Игра остаётся обязательным структурным элементом урока. Я использую дидактическую игру не только в первом и во втором классах, но и в третьем и четвёртом классах. Именно в игре происходит процесс перехода от одного ведущего вида деятельности к другому. Игра – переходный этап к учебной деятельности. Интерес учеников к познавательному содержанию игры начинает преобладать над интересом к ней самой. Дети уже не ограничиваются сведениями о круге явлений, с которыми могут познакомиться в процессе дидактической игры, они стремятся активно овладеть новыми понятиями, связанными с игровой деятельностью. Накопленные знания систематизируются, и происходит перестройка деятельности младших школьников. Теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развились в ходе использования дидактической игры. Д. Б. Эльконин по этому поводу пишет: «Центральным моментом дидактической игры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности…В результате претерпевает изменения вся деятельность в целом. То, что служило лишь условием игры и второстепенным элементом деятельности, приобретает для ребёнка более содержательное значение, всё более и более независящее от игры». Таким образом, дидактические игры создают благоприятные условия для усвоения детьми знаний, и способствуют развитию познавательных интересов и личности школьника в целом.

 Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.            Дидактические игры способствуют усилению познавательного интереса детей, усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности, развитию у детей мышления, внимания, памяти, воображения; способностей к анализу, синтезу, сравнению,   обобщению, классификации; восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества; воспитанию у них наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Они учат детей подчинять свои действия поставленной цели, доводить начатую работу до конца.

Дидактическая игра только тогда способствует развитию перечисленных выше качеств, когда соблюдаются следующие условия:

  1. Дидактическая игра не должна заслонять собственно учебные задачи.
  2. Дидактическая игра должна проходить в дружеской, непринуждённой, доверительной  атмосфере.
  3. Игры надо предлагать детям постепенно, не оказывая давления, так как интерес к играм, требующих напряжение  мысли, появляется не всегда и не у всех детей  сразу.
  4. Дидактическая игра должна учитывать индивидуальные особенности детей.
  5. Игровое задание важно давать так, чтобы максимально предотвращать возможные ошибки при его выполнении.
  6. Дидактические игры должны проводиться в определённой системе, последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества они развивают, с учётом того, какой этап обучения.

Я считаю, что дидактическая игра – важный метод обучения младших школьников, реализующий ряд принципов активного обучения. При отборе игры необходимо обращать внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов. В ней имеются следующие элементы деятельности: дидактическая цель (задача), игровое правило, игровые действия. Я использую следующие виды дидактических игр на уроках.

Игра «Угадай, что в коробке!»

Цель: развивать умение детей составлять характеристику предмета, по его существенным признакам, выделять особенности формы, назначения.

Водящий называет основные характеристики предмета, спрятанного в коробке. Дети должны по описанию угадать, что лежит в коробке.

Игра «Кто больше?»

Цель: развивать умение задавать вопросы.

Водящий загадывает предмет. Игроки задают вопросы о его форме, размере и т.д.  С помощью наводящих вопросов ребята узнают предмет и называют его.

Игра «Да и нет»

Цель: развивать умение задавать вопросы, развивать логическое мышление, процессы анализа и синтеза.

Водящий загадывает предмет. Игроки задают вопросы о нём. Водящий может только говорить «да» или «нет». Ребята должны угадать предмет.

Игра «Наоборот»

Цель: обогащать словарный запас  детей, развивать умение подбирать антонимы к словам.

Водящий называет слово, а дети должны назвать противоположное по значению слово.

Игра «Перевёртыши»

Цель: развивать память, внимание, мышление,  обогащать словарный запас.

Водящий  читает знакомую сказку, при этом некоторые слова заменяет на противоположные по значению. Ребята должны заметить подмену и  исправить ошибку.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, обоснованность суждения, умение ориентироваться в пространстве.

Водящий выставляет ряд предметов. Затем игроки закрывают глаза. Водящий меняет предметы местами. Игроки называют, что изменилось.

Игра «Кто позвал?»

Цель:  развивать фонематический слух, процессы анализа и синтеза.

Ребёнок становится спиной к классу. Дети хором говорят:

Тише, тише, не шумите,

А по имени назовите.

Кто-то из ребят зовёт его по имени. Ребёнок должен узнать товарища.

Игра «Из какого материала сделан предмет?»

Цель: развивать сенсорные чувства детей, умение использовать осязание для определения свойств предметов.

Водящий предлагает мешок, в котором спрятаны предметы. Нужно на ощупь определить, что это за предмет.

Игра «Угадай предмет»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание, развивать внимание, речь учащихся.

Водящий выставляет 4-5 предметов и сообщает, что он опишет предмет, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Игра «Назови число»

Цель: развивать навыки счёта, логическое мышление.

Водящий бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 или назвать три следующих числа.

Игра « Шифровальщики»

Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление.

Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его (записывает, переставив буквы). Отгадчик – называет слово.

Игра «Какой формы предмет»

Цель:  развивать геометрические представления у учащихся, логическое мыщление.

Водящий: Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, дети, загляните,

И картиночку возьмите,

Что нарисовано – скажите!

Дети вынимают картинку, называют, что на ней изображено и говорят какой геометрической формы этот предмет.

Игра « Как тебя зовут?»

Цель: закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.

Водящий предлагает выйти  всем детям, имена которых начинаются с согласных звуков или встать всем ребятам, имена которых начинаются с гласного звука и т.д.

Игра «Назови похожее»

Цель: закреплять знания детей о твёрдых и мягких согласных, умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Водящий бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком («сыр – сок», «кит – кино»). Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с парного твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары

(«рука – река», «вилка - вода»).  

Игра «Найди свой домик»

Цель: закрепление правил написания гласных букв после мягких и твёрдых согласных звуков.

Все ученики получают по одной букве, обозначающей гласный звук, и двое детей получают синюю и зелёную фишки. Это дети ведущие. Дети – буквы «гуляют» по классу, а по сигналу учителя дети – буквы должны занять свои места в домиках.

Игра «Живые буквы»

Цель: понимание смысло-различительной функции звука и буквы, формирование навыка чтения, развитие речи.

Водящий раздаёт детям буквы какого-нибудь слова (земляника) и предлагает детям сначала встать по порядку букв в этом слове, а затем зрители составляют новые слова из букв этого слова (земля, мак, лак, яма, лик и т.д.)

Таким образом, дидактическая игра помогает систематизировать и уточнять знания ребят, развивает компоненты учебной деятельности –  умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры. Учебно–познавательная мотивация – важнейший компонент учебной деятельности – у детей младшего школьного возраста успешно формируется  именно в дидактической игре. Стабильные результаты  учебных достижений учащихся (при высоком уровне обученности 100%, качество знаний составляет в среднем 92%) и  результаты  психологического обследования первых классов (степень адаптации – 96% учащихся) являются ярким подтверждением эффективности  использования дидактических игр на уроках. Кроме того, по результатам психологического обследования четвёртых классов в апреле  года мои учащиеся показали высокий уровень овладения интеллектуальными умениями. С момента поступления в школу количество детей, имеющих высокую интеллектуальную успешность, возросло с  11,3% до 64%, а количество детей, имеющих низкую успешность, уменьшилось с 11,5% до 0%.

Особенность дидактических  игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, на фоне положительных эмоций,  что обеспечивает лучшее усвоение материала. И, конечно,  дидактическая игра не служит для заполнения свободного времени на уроке, для развлечения после утомительной работы. Она является важным средством решения задач обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., «Просвещение», 1991.
  2. Виноградова Н.Ф. и Журова Л.Е..Беседы с учителем. Первый класс начальной школы.  М., «Вентана – Граф», 1998.
  3. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. М., «Вентана – Граф», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»

СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические  предпосылки  возникновения  игры.1.2 Современные  дети  современные  игры.1....

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....

СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

        Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на р...

Статья на тему: "Особенности использования дидактической игры как средства обучения математике школьников с умственной отсталостью"

Дидактические игры являются одним из наиболее эффективных средств стимуляции познавательного интереса. Правильная организация процесса обучения младших школьников с недоразвитием интеллекта способству...

Дидактическая игра как средство обучения младших школьников

Статья "Дидактическая игра как средство обучения младших школьников"...