Статья "Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью"
статья

Эльснер Лариса Евгеньевна

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эльснер Л.Е., учитель

ГБОУ школа№432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Статья

«Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью»

Новый ФГОС учитывает возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В рамках внедрения ФГОС образовательная программа школы ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Значительная неоднородность  состава учащихся школы для обучающихся с ОВЗ является её специфической особенностью.

По  возможностям  обучения  умственно  отсталые  учащиеся  делятся  на  четыре  группы:

1  группу  составляют  ученики,  наиболее  успешно  овладевающие  программным  материалом  в  процессе  фронтального  обучения.  Все  задания  ими,  как  правило,    выполняются  самостоятельно.  Они  не  испытывают  больших  затруднений  при  выполнении  измененного  задания,  в  основном  правильно  используют  имеющийся  опыт,  выполняя  новую  работу.  Умение  объяснять  свои  действия  словами  свидетельствует  о  сознательном  усвоении  этими  учащимися  программного  материала.  Им  доступен  некоторый  уровень  обобщения.

Учащиеся  II  группы  также  достаточно  успешно  обучаются  в  классе.  В  ходе  обучения эти  дети испытывают  несколько  большие  трудности,  чем  ученики I  группы.  Они в основном понимают фронтальное объяснение  учителя,  неплохо  запоминают  изучаемый  материал,  но   не  в  состоянии  сделать  элементарные  выводы  и  обобщения  без  помощи  учителя.  Они  нуждаются  в  активизирующей  и  организующей  помощи  учителя.

К  III  группе  относятся  ученики,  которые  с   трудом  усваивают  программный  материал,  нуждаясь  в  разнообразных  видах  помощи: словесно-логической,  наглядной  и  предметно-практической. Успешность  усвоения  знаний,  в  первую  очередь  зависит  от  понимания  детьми  того,  что  им  сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить  главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделит второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе.

К  IV  группе  относятся  учащиеся,  которые  овладевают  учебным  материалом   на  самом  низком  уровне.  При  этом  только  фронтального  обучения  для  них  недостаточно.  Они  нуждаются  в  выполнении  большого  количества  упражнений, ведения  дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и  подсказках во время выполнения  работ. Сделать  выводы с некоторой долей  самостоятельности, использовать  прошлый  опыт  им  недоступно. Учащимся  требуется четкое  неоднократное  объяснение  учителя  при  выполнении  любого  задания.  Помощь  учителя  в  виде  прямой  подсказки  одними  учениками  используется  верно,  другие  в  этих  условиях  допускают  ошибки.  Эти  школьники  не  видят  ошибок  в  работе,  им  требуется  конкретное  указание  на  них  и  объяснение  к  исправлению.  Каждое  последующее  задание  воспринимается  ими  как  новое.  Знания  усваиваются  чисто  механически,  быстро  забываются.  Они могут  усвоить  значительно  меньший  объем  знаний  и  умений,  чем  предлагается  программой  коррекционной  школы.

При обучении детей с легкой степенью умственной отсталости следует придерживаться классно – урочной системы.

Классно-урочная система по-прежнему представляет собой одну из основных форм осуществления учебно-воспитательного процесса. Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. В нем успешно реализуются возможности сочетания фронтальной, групповой и, в меньшей степени, индивидуальной работы учащихся. Урок обладает некоторыми отличительными особенностями по сравнению с другими организационными формами учебной работы. Прежде всего, это постоянство состава группы учащихся.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения в специальной школе, уроки строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями в течение всего урока; его объяснению предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников, а нередко и на формирование такого опыта. Каждая порция впервые предъявляемого материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических упражнениях. На всех этапах урока необходим пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, предусматривающий своевременное выявление возникающих затруднений. В средних и старших классах организация уроков постепенно приобретает традиционные черты.

Методика проведения уроков в специальной школе характеризуется широким использованием многообразных форм групповой работы — парами, бригадами и т.п. Преимущественно это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, или бригадные, когда целью объединения во временные группы (по желанию детей или по указанию педагога) является выполнение какого-либо учебного задания. Такие формы работы распространены на специальных (коррекционных) уроках, например, по предметно-практической деятельности.

Групповая и коллективная работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке.

В работе  группой  понимается: работа в парах; в четверках; работа в подгруппах с детьми со сходными диагнозами, клиникой протекания заболевания и по уровню усвоения программного материала.

Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

Работа в группе формирует у учащихся с умственной отсталостью следующие качества и умения:

1.Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке: желание участвовать в ней, позитивные переживания в процессе совместной деятельности, уверенность в успехе, желание предложить помощь, а также принимать ее от других.

2.Деловые отношения на уроке: умение адекватно реагировать на уроке на обращение участников (одноклассников, учителя); умение взаимодействовать.

3.Наличие новых социальных ролей: желание ученика быть соучастником общего дела на фоне мотивации к совместным формам работы на уроке.

4.Статусные характеристики включают в себя умения презентовать себя: рассказать о себе, себя оценить, выслушать мнение участников о своей работе, адекватно реагировать на критику.

Уже при работе парами дети приучаются внимательнее слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовятся к ответу. Кроме того, ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания пока слушает соседа. Такая работа учит ребят и сочувствовать тем, ко с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу.

При изучении нового материала детей можно объединить  в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешаю детям объединяться в пары по желанию.

В это время работы необходимо помогать парам и фиксировать их удачи и неудачи, вынося их на общее обсуждение.

Детям, занимающимся по сниженной индивидуальной программе, необходимо лично объяснять, показывать личным примером, каким образом они должны работать.

Групповые формы организации способствуют усилению познавательной заинтересованности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, содействуют практическому освоению навыков коллективной работы и социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает у них самостоятельность, инициативность, ответственность, готовность к взаимопомощи, чувство товарищества, партнерства, умение работать в коллективе. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются от остальных детей по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Характеризуется речевое развитие у  умственно отсталых  детей. Даётся  методика диагностики выявления особенностей нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточность...

Актуализация компенсаторных возможностей у детей с интеллектуальной недостаточностью

Это диплом по психологии. Обобщение опта работы с детьми классов "Особый ребенок" коррекционной школы 8 вида. Предложены модели и методики оценки компенсаторных возможностей детей. Выявлены способы ак...

Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью «Путешествие на остров знаний».

Конспект  занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью...

Статья "Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью"

В статье даются рекомендации, как научить работать в паре детей с интеллектуальной недостаточностью...