Доклад "Эффективность урока как условие повышениякачества образования в начальной школе".
статья

Федулова Лариса Назаровна

В докладе описывается каким должен быть эффективный урок, какова ведущая идея современного эффективного урока. Перечислены и проанализированы основные этапы современного урока. Рассказывается, как на уроке используются современные информационные технологии, каковы резулбтаты использования ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективность урока как условие повышения качества образования

в начальной школе»

       Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Именно на уроке учитель обучает, воспитывает и развивает личность. Урок - основа образовательного процесса.

     Обращение к проблеме эффективности урока оправдано при любом уровне профессионализма педагогов школы  на любом этапе процесса движения школы к новому, более высокому качеству образования. Думаю, сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Нередко под эффективностью урока понимают, прежде всего, его оригинальное, необычное построение и новизну в приемах работы. Сторонники этой точки зрения вольно или невольно игнорируют главное в уроке – его результат. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство.

      Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению.

  Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия. 

Каким должен быть эффективный урок?

  Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

- знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;

- умение планировать, проводить и анализировать урок.

На уроке концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.

Реальная эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя.

Урок сегодня – это развитие, творчество, комфорт.

  • Формирование предметной компетентности
  • Формирование информационной культуры
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности
  • Развитие мышления
  • Развитие творческих способностей
  • Формирование коммуникативной компетентности
  • Создание психологически комфортной среды
  • Разнообразие учебной деятельности

Ведущая идея современного эффективного урока

  • Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества.
  • Использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности.
  • Обучение анализу своей деятельности.
  • Обеспечение активной учебной деятельности.
  • Создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

На уроке важны  

  • Идея ценности личности.
  • Ориентация на воспитание социальной ответственности.
  • Существование различных точек зрения, отсутствие единой, жестко заданной нормы восприятия изучаемого материала.
  • Активные отношения между субъектами обучения.

Важное условие эффективности урока - деятельностный характер обучения 

  • Практические работы
  • Эксперимент
  • Решение задач
  • Экскурсии
  • Использование метода проектов

 Основные этапы современного эффективного урока

Актуализация знаний, вызов информации, полученной ранее на уроках, из жизни…

  • Осмысление,  активное изучение нового материала
  • Рефлексия (размышление об узнанном)

Первый этап эффективного урока - это создание благоприятного, психологического климата  на уроке.

«Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса. С целью благоприятной обстановки на уроках школьникам, испытывающим трудности в обучении, предлагаю оценить свое эмоциональное состояние на начало и конец урока.

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Один из следующих этапов эффективного урока это формирование школьной мотивации.

Прежде всего, у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создавать перспективу для новой успешной деятельности.

Обязательно на уроках должны  присутствовать физминутки, являясь одним из условий эффективности урока в начальной школе.

  Основные задачи физминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Очень важно логическое завершение урока в виде рефлексии, которая помогает каждому ребёнку осознать важность урока и проанализировать свои достижения.

Современные информационные технологии используются учителем для повышения эффективности преподавания.

 Как показывает  практика, использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

 Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Реализацию этих принципов  рассмотрим на примерах.

Урок окружающего мира. На уроках окружающего мира учителю помогают яркие презентации ;  так  же дети готовят доклады как по изученной теме, так и при изучении нового материала. В конце урока при поведении рефлексии уч-ся составляют синквейн

ВОДА.

Полезная, прозрачная

Течёт, струится, плещется

Самое растворимое на земле

Жизнь.

     На уроках математики с помощью презентаций может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

     Наверное, многие согласятся, что на уроках русского языка удобно использовать презентации при проведении словарного диктанта. 

Уроки литературного чтения будут более интересны, если включать в их содержание аудиосредства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.    

Например на развитие творческого потенциала. На своих уроках я даю задания следующего характера, нарисовать рисунок к произведению и рассказать тот сюжет, который он изобразил. Вроди бы ничего тут сверхъестественного нет, но в то же время читать любят не все, а вот провести время с карандашами весь класс. И для того чтобы нарисовать сюжет к произведению, слабому ченику, который систематически не выполняет домашние задания, придется взять книгу и прочитать, для того чтобы ему было знать о чем нарисовать. Отсюда и проявление саморегуляции учеников, так как они самостоятельно выбирают цели, и пути их решения через определенные стратегии. После выполнения таких заданий, ученик который мало говорит на уроке, может прекрасно изобразить прочитанный им сюжет. И по своему рисунку сделать пересказ или характеристику определенного героя. Именно через выбор обучающих стратегий учителем, мы ненавящиво начинаем учить детей учиться. А если ученики проявляют самостоятельный интерес к знаниям, это говорит уже о повышении качества образовательного процесса.

 

Результаты использования ИКТ:

-повышает качество знаний;

-продвигает ребёнка в общем развитии;

-помогает преодолеть трудности;

-вносит радость в жизнь ребёнка;

   -создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Результаты использования электронных учебных материалов по определённым темам учебных дисциплин показали высокий уровень учебной мотивации детей, стимулирование их познавательной активности, навыков самоконтроля и самооценки, что не может не повлиять, в свою очередь, на результат и качество образования.  

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

 

  Важно осуществлять работу в группах, командах, в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД.

    Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

И перед каждым из педагогов стоит вопрос: «Что же надо изменить в учебном процессе, чтобы он вызвал интерес у ученика, приучал его к самостоятельному подходу в освоении нового, помогал в решении проблем, способствовал появлению навыка результативного общения?»

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения.

Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга;
  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.

Одним словом, то, что сегодня ребенок научится делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он сможет выполнять самостоятельно.

Поэтому групповая работа на уроке не просто нужна, она - необходима.

 Итак, с чего начать организацию групповой работы?

Подготовительным этапом к групповой работе и одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах. Я успешно использую работу в парах уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. На первых порах - это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Дети знакомятся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, дети учатся, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении,  для контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.

Первое, чему нужно научить обучающихся – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них (задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и дайте  ответы на них; составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске, – что?, почему?, для чего? и задайте их друг другу).

Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму; доводить начатое до конца.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Как правило, детям такая работа очень нравится. А так как присутствует элемент соревнования (ребята не хотят отстать от других пар) и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока. Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе.

         

Итак, на эффективность современного урока влияют

 - использование нового подхода к уроку;

 - использование современных педагогических технологий;

 - создание психологического комфорта на уроке;

 - формирование школьной мотивации, и, как результат, является формированием и развитием познавательных процессов.

А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  и от учителя зависит,

Какими дети быть должны!

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

Файлы содержат доклад и презентацию на тему " Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС"...

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС.

Оценка- это правильное кровообращение, без неё неизбежны застой и болезненное явление....

Доклад:"Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС".

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.Т...

3.1 доклад педсовет.Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС...