Из опыта работы и организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО
статья (4 класс)

Амелина Марина Игоревна

Из опыта работы и организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_grechuhina_a.e.docx153.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального педагогического образования

центр повышения квалификации специалистов

«Информационно-методический центр»

Кировского района Санкт-Петербурга

Курсовая работа по программе

«Совершенствование профессиональной деятельности

учителя начальных классов

в условиях реализации ФГОС»

 (36 часов)

ПРОЕКТ УРОКА

Тема: Безударные окончания имён существительных в предложном падеже.

Санкт-Петербург

2019

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  1. уточнить знания об особенностях предложного падежа;
  2. отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
  3. познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
  4. формирование умения сравнивать с образцом;
  5. определять способ выполнения задания в паре, в группе

 Развивающие задачи урока:

  1. развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  2. развитие речи, внимания, мыслительных процессов

 Воспитательные задачи урока:

  1. расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданско-патриотические качества личности.
  2. развитие межличностных отношений.

Ожидаемые результаты учащихся:

  1. Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку

  1. Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;

- делать вывод из наблюдений, обобщений;

- договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах, группах

  1. Предметные:
  • Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже;
  • научатся определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже;

Средства проведения мероприятия[1]:

Индивидуальные карточки, толковый словарь, презентация, учебник.

Организационные формы мероприятия[2]:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

План урока

Технологическая карта урока.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД  

Актуализация необходимых знаний

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  1. .Орфографическая минутка

а) Наблюдательная разминка

  1)Начнем работу на уроке  с орфографической минутки.  Прочитайте слова.

ХЛЕБОРОБ СЕМЕНА ПШЕНИЦА ОВЕС  УРОЖАЙ

Запишите по алфавиту. Проверка.

 Дополним группу еще одним словом.  Отгадайте загадку. (на доске)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился он в лесок.

ответ КОЛОБОК

Что вам напомнило это слово? (Сказку)

- Оказывается колобок – это не только сказочный герой. Это слово существует очень давно. Выясним, что обозначает слово колобок

2) Собрать текст  про Колобок (Разрезан на предложения)

Колобок не случайно стал героем русской народной сказки. Большие и маленькие колобки издавна пекли на Руси. Маленький круглый хлеб удобно было брать в поле. Колобки часто брали с собой в дорогу. В северных деревнях до сих пор дети лакомятся колобками из ржаной муки.

  1. Определить род, склонение
  2. Просклонять слово колобок
  3. Работа со словарем (Было старинное слово  колоб - шар, башка. Отсюда колобок, те круглый бок.)

-С каким словом мы познакомились? А можно ли добавить его  в группу слов с непроверяемыми написаниями? Запишите в тетрадь.

Читают данные слова. Называют правила красивой посадки во время письма.

Записывают слова.

Работа в группах по 4 человека. Собирают текст.

Называют все признаки слова колобок: род, склонение. Склоняют слово.

Обосновывают выбор написания. Записывают в тетрадь.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные:

-положительное отношение к урокам русского языка

                        Подготовка учащихся к работе на основном этапе 

                                   Мотивация учебной деятельности.

Проводит параллель с ранее изученным материалом и выдвигает проблему

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Формулируют этапы изучения новой орфограммы и составляют план урока.

Познавательные УУД:

- понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

 -(информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации):

-понимать информацию, представленную в виде текста,

Регулятивные УУД:

(учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя)

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Организация познавательной деятельности 1) Наблюдение над языковым материалом

Организует фронтальную проверку с опорой на образец.

Вспомним отрывок из известной сказки. 

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла ножом. Замесила  тесто из муки и молока.

Запишем  под диктовку по цепочке с объяснением в тетрадь. ( Текст закрыт на доске)

- Определите,  в каком падеже нет существительного? Запишите заглавную букву на полях. - нет П.п.

-А как вы определили?  Что нужно сделать чтобы определить падеж? Правило.

( По цепочке дети называют сущ+падеж)

-Сколько мы с вами изучили падежей? (5)

- Откройте учебники и прочитайте тему нашего урока. «Правописание безуд  окончаний им существ единственного числа в предложном падеже»

-Что мы должны вспомнить? (все о П п)

-Узнать? (окончания)

-Научиться? ( писать  окончания)

-А поможет вспомнить таблица «Склонение им сущ»

(На экране появляется таблица с ошибками)

Исправляют.

-Назовите вопросы П п.

-Почему падеж так назван?

-С какими предлогами употребляется?

-Выполняя эту работу, что повторили? (Все о П п)

Физ. минутка

Записывают слова под диктовку по цепочке с объяснением.

Анализируют слова.

Высказывают предположение, что работать будут с новой орфограммой.

Находят и читают название орфограммы.

Зачитывают задание, направленное на выявление признаков слов с изучаемой орфограммой:

вопросы, предлоги.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Признаки орфограммы

Напоминает учащимся проблему:

-- Что нам нужно узнать? Таблица.  ( Какие окончания имеет П п)

- Как найдем ответ на этот вопрос? (Правило в учебнике)

-Как  еще можно узнать? (слово-помощник)  

-Назовите  проверочные слова для существительных 1, 2 и 3 склонения.

-Запишите в таблицу данные им сущ в предложном  падеже.

Какое окончание в 1скл? Во 2? В 3?

 -Что общего у слов? (ударное окончание)

-В чем отличие? (в 1 и 2 скл=Е, в 3скл= И)

-Почему  у сущ ед числа в П.п. разные окончания? От чего это зависит? (от склонения)

Падежные окончания имен существительных единственного числа

 1, 2, 3 склонения

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п

Теперь постарайтесь  сами сформулировать правило: как обозначать безударные гласные в окончаниях имен существит  1,2, 3скл?

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике.

Анализируют таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в таблицу имена существительные.

Проверяют. Называют слово+окончание

Формулируют правило самостоятельно.

Ученик читает вслух.

Первичная проверка понимания изученного

-Мы вспомнили все о П п, узнали какие безуд окончания пишутся у сущ П п.

-Чему  мы должны научиться? ( Как пользоваться новыми знаниями)

Составление алгоритма.

-Вспомним алгоритм. Работа в паре

Выполняют задание в парах, заранее договорившись, кто диктует, а кто записывает пропущенные слова на карточке с алгоритмом.

Задание: Дополни алгоритм

№ 1.

1. Произношу слово и выясняю, есть ли ____________гласный в окончании имени существительного.

2. Определяю  __________________

3. Определяю ___________________

4. Вспоминаю или выясняю по таблице _______________

существительного

№ 2.

1. Произношу слово и выясняю, есть ли _________гласный в окончании имени существительного.

2. Определяю _________________

3. Подставляю в предложение _________слово того же склонения.

4. Пишу в слове такое окончание, как в ______________слове.

Выполняют взаимопроверку.

Выполняют упражнение в тетради. По цепочке комментируют выбор написания окончание имени существительного с изучаемой орфограммой. Обосновывают выбор написания с опорой на пункты алгоритма. Работа в группе 4 человека.

Читают загадку, находят и выписывают слова с орфограммой «Безударное окончание имён существительных»

Пользуясь алгоритмом, восстанавливают окончания, записывают в тетрадь. Выполняют проверку по образцу .

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные (УУД)

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

 ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

– умение замечать и признавать свои ошибки

Составление алгоритма.

- Что же нам теперь нужно узнать, чтобы восстановить написание окончаний?

- Чему нужно научиться?

-Что узнали о написании окончаний  имён существительных?

Этап закрепления новых знаний и способов действий

- Упражнения в использовании алгоритма.

Задание№25. прочитать текст. Вставить пропущенные окончания.

-Легко было вставлять окончания? Почему?

Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Он услышал её в детств__ во время своей болезн__ . Писатель так рассказывает об этом в повест__ «Детские годы Багрова внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница…  По

совету тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки. Пришла Пелагея, села у печк__ и начала говорить, немного нараспев: «В неким царств__ , в некиим государств__ ...»

Из вступительной статьи

к сказке «Аленький цветочек»

Применение знаний и способов действий

Помните, я вам загадывала в начале урока загадку?

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился он в лесок.

Фронтальная работа.

-Найдите сущ с безударными окончаниями. Стереть окончания. Пользуясь алгоритмом, восстановите и запишите загадку. Проверка.

а) Комментированное списывание деформированных слов с доски:

-О чем загадка? О колобке. В какой форме записали отгадку? А теперь посмотрим на экран.

Обобщение и систематизация

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке и формулирует задание игры:

Работа с классификатором.

Прочитайте слова.  Компьютер уже разделил слова.

-О чем думал компьютер, когда делил слова?

 

1)На земле, на воде, в груди, в степи

В тетради,  на яблоне, в опасности, на вишне  (ударн и безуд окончания)

-Можем ли мы включить слово Колобок в группу? (Да, тк ударное окончание)

2) тетради,   в опасности,  в груди, в степи

на яблоне, на вишне,  на земле, на воде (окончание и предлоги)

-Можем ли мы включить слово Колобок в группу? нет

3)  в тетради,   в опасности,  в груди, в степи

на яблоне, на вишне,  на земле, на воде (1 и 3 скл)

-Можем ли мы включить слово Колобок в группу? нет

Организует взаимопроверку с опорой на образец.

Рефлексия деятельности

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке с опорой на план урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как их усвоили.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные:   осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля

 Информация о домашнем задании

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 157, 158 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Регулятивные:

развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.[3]


[1]  Перечислить используемые дидактические материалы, пособия, раздаточные

материалы, ЭОРы и др.

[2] Перечислить, какие из организационных форм (фронтальная, индивидуальная,

групповая) используются на уроке

[3] Пример оформления литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.

Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...

Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС.

Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по  ФГОС...

Обобщение опыта по теме "формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения"

Безотметочное обучение - это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат обучения, включает уровень усвоения обучающимися знаний по п...