Доклад "Профориентационная работа в начальной школе. Реализация ранней профилизации в условиях введения ФГОС"
методическая разработка

Тапайкина Любовь Герасимовна

Доклад обобщения опыта по профориентационной работе в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагогические чтения

Доклад «Профориентационная работа в начальной школе.

Реализация ранней профилизации в условиях внедрения ФГОС»

   В период обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное психологическое развитие, повышается чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У младших школьников появляется новая социальная роль – позиция ученика. Они проявляют интерес к новым знаниям и умениям, стремятся получить одобрение учителя, одноклассников, родителей.

     Психофизиологические особенности и возможности детей определяют целевые установки педагогического сопровождения их к самоопределению в мире труда, что является основанием для дальнейшего социального становления, нахождения своего места в жизни, в профессиональной деятельности. Этот этап очень важен для самоопределения личности и требует специальной педагогической деятельности, учитывающей возрастные особенности младших школьников.

      Поскольку любая способность, любое личностное качество формируется и развивается в деятельности, в целях будущего самоопределения целесообразно предусмотреть формирование у детей осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; обучение способам самопознания и реалистической самооценки, способности к общению.

     Цель профориентационной работы: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей, обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

Задачами на предпропедевтическом этапе является:

- развитие у младших школьников положительного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности;

- побуждение школьников к выработке индивидуальных способов деятельности, формированию адекватной самооценки, приобретению опыта общения.

       Важным условием подготовки к самоопределению на данной ступени обучения является диагностика интересов, ценностей, потребностей младших школьников. Бесспорно, в этом возрасте они неустойчивы. Однако их нужно не только выявлять, но и развивать. Нельзя недооценивать включение детей в различные игровые ситуации: «Мы строим наш дом», «Оберегаем природу», «Путешествуем по океану незнакомых профессий» и т.д. Главное, необходимо подчеркнуть, что чем раньше ребенок приобщается к трудовой профессиональной деятельности взрослых, включается в посильный для него труд и стремится познать жизненные ценности, тем успешнее осуществляется процесс его осознанного самоопределения, формируются мотивы, потребность быть полезным обществу и самому себе.

   В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. В 1 классе учителя начальных классов знакомят детей с профессиями тех, кто работает в школе. На уроках «Окружающего мира» проводятся экскурсии по школе, в процессе которых ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал. А так же учащиеся знакомятся с профессиональной деятельностью своих родителей готовя проект «Профессии наших родителей».

  Со 2-4 класс дети знакомятся с профессиями на уроках окружающего мира через создание проектов. Таких как Проект «Наши защитники» Дети готовят рассказы о профессиях военных РФ, работников скорой помощи, спасателей, полицейских. Проект «Таланты и знаменитости» помогает ученикам узнать о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и так далее).

 Изучая тему «Хозяйство человека» дети узнают о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие). Тема «Откуда берется хлеб» знакомит учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, тестоводы, формовщики, пекари, упаковщики и так далее). Тема «Дерево в жизни человека» рассказывает ученикам о разнообразии профессий в лесном хозяйстве (лесничий, егерь, инженер, лесоруб, лесозаготовитель, сортировщик древесины и прочие).

Изучая тему «Счастливого пути! «проводится беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, машинист-асфальтоукладчик, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД.

С разными отраслями промышленности (машиностроительная, добывающая, электроэнергетическая, топливная, нефтехимическая, металлургическая, космическая).

дети знакомятся изучая тему «Виды промышленности».

         На уроке русского языка знакомство с профессиями происходит через изучение частей речи, словарных слов, в процессе изучения правописания слов.

       Трудовое обучение и изобразительное искусство в начальной школе также способствует подготовке к самоопределению. На уроках труда развиваются мышление, память, внимание, пространственное воображение, творческие способности, формируются трудовые навыки, эстетический вкус. Практические занятия позволяют каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.

        Проведение профессиональных проб в начальной школе имеет большое положительное значение, так как через них осуществляется ознакомление учащихся с группами профессий, их содержанием, характером и условиями труда рабочих различных профессий, формирование до профессиональной деятельности, что вызывает огромный интерес со стороны ребят, и, соответственно, способствует профессиональному самоопределению.

Для профессиональной ориентации младшеклассников на уроках мы используем такие ролевые игры как: «Продавец-консультант» (на математике); «Экскурсовод» (на окружающем мире); «Редактор» (на русском языке); «Библиотекарь» (на литературном чтении).

   Основной формой работы во внеурочное время является проведение самого профориентационного занятия. В классах проводятся такие занятия как:

  • Классный час «Профессии наших родителей», «Профессии нашего села», «Все профессии нужны, все профессии важны» и другие.
  • Час общения «Кем я хочу стать?».
  • Проводятся встречи с людьми разных профессий (полицейский, сотрудник МЧС, сотрудник железной дороги, библиотекарь, врач и тд)
  • Конкурс проектов «Профессии моих родителей»
  • Конкурс сочинений и рисунков «Профессии моей семьи», «Профессии в моей семье».
  • Тематические экскурсии «Все работы хороши!»(на почту, в амбулаторию, детский сад, предприятия села.)

Так в этом учебном году в нашей школе по итогам конкурса сочинений «Профессии в моей семье», лучшими признаны сочинения учеников 4 «б» класса Дульской Лены «Моя мама-медик», Бадмаевой Кристины «Моя тетя-врач», Паршина Александра «Мой папа энергетик». Так же награждена грамотой за лучший проект «Мой папа- электрик» Лямичева Эмилия ученица 4 «б» класса. 10 учащихся начальной школы с 1-4 класс награждены благодарностью за лучшие рисунки в конкурсе «Профессии моей семьи».

Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа, внеклассного мероприятия или просто игры.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, которые мы используем, как на уроках так во внеурочной деятельности.

Наша школа работает над реализацией Программы развития «Жить и работать на родной земле». Главная цель программы – создание открытой среды, способствующей воспитанию настоящих хозяев земли. Одним из путей решения данной проблемы выступает создание школьной агрофирмы «Росток».

Хотелось бы подробнее остановиться на производственном отделе агрофирмы. Здесь учащиеся начальной школы имеют возможность побывать в роли агронома, садовода, овощевода, цветовода и проследить технологический процесс от семени до уборки урожая т.е. увидеть конечный результат своей деятельности. При этом ребята учатся соотносить свое здоровье, интересы, способности с требованиями избранной профессии, уметь выполнять различные технологические операции.

Возможность принять участие в реализации проектов по ландшафтному дизайну также является средством расширения профессиональных проб учащихся. Предоставляется возможность для выработки умений и навыков в сфере ландшафтного проектирования, цветоводства, благоустройства территории и тд.

Дети начальной школы пробуют себя в роли ландшафтного дизайнера. Были созданы и представлены на школьном конкурсе такие проекты учеников 3 класса как: «По секрету всему свету» Матхановой Дианы, «Аллея Славы» Жалсараева Жамбала, «Цветочная поляна» Тапайкиной Лены, «Выращивание цинерария» 2-3 б класс и другие.

Реализованы проекты Парк Дружбы, каменно-цветочная композиция к юбилею школы, проект «Солнышко» учащимися 4 «б» кл, сухой ручей и другие.

Одним из отделов школьной агрофирмы является научно-исследовательский отдел.

Дети на учебно-опытном участке развивают практические навыки и умения ухода за культурными растениями, обобщают знания по агротехнике полевых культур.

Учащиеся проводят самостоятельно наблюдения при изучении сезонных явлений фенологические наблюдения, выполняют летние задания, практические занятия и экскурсии. Научно-исследовательскую и опытническую работу по садоводству, биологии, экологии, растениеводству.

Результатом этой работы является доклад учащихся на научно-практических конференциях разного уровня.

Исследовательская работа проводится не только на учебно-опытническом участке, но и в разных направлениях по изучению различных профессий.

Так, например, ученица 3 «б» класса Цоктоева Сарана написала исследовательскую работу «Чем полезна лепка из пластилина?», в которой она изучила профессию скульптор.

И успешно защитила ее на районной конференции «Первые шаги в науку «заняв 1 место.

Махашкеева Валерия ученица 4 «б» класса исследуя тему «А вы любите рисовать?», изучила великих русских художников. И представив данную работу на конкурс международного уровня проектной деятельности «Ступени науки Европы-Азии» заняла 1 место.

Ученик 1 «б» класса Будаев Радна исследовал тему «Связано ли оригами с математикой?».

В своей работе он рассмотрел не только связь математики с оригами, но и профессию дизайнера, которая в современном мире тесно связана с оригами. И представив работу на Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Исследовательские работы обучающихся «занял 1 место.

  Среди множества форм внеклассных мероприятий мы используем: классный час; беседы; проект; исследовательскую деятельность, конкурс; игры, встречи с мастерами своего дела, посильное участие в трудовых делах; экскурсии; выставки детских работ, конкурсы рисунков, защиту проектов и исследовательских работ; классные мероприятия: «Профессии наших родителей», тематические прогулки «Все работы хороши!».

В рамках дополнительного образования в школе работают кружки: театральный, вокальный, хоровое пение, конструирование (лего). Спортивные секции: национальная борьба, стрельба из лука, футбол, волейбол, теннис.

Для того что бы дети могли ближе познакомится с интересующими их профессиями мы организуем экскурсии на предприятия села. Организовываем выезд в Город профессий в г Улан-Удэ,в котором дети могут пройти профессиональную пробу по 20 профессиям: продавец, кассир, парикмахер, художник, полицейский, пожарный, фермер, врач, почтальон и др.

Ожидаемым результатом профориентационной работы в начальной школе является участие детей в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о мире профессий; заинтересованность в развитии своих способностей; участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии; возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников

Таким образом для достижения ожидаемого результата работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»...

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС» презентация к сообщению...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...

Статья " Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. Принципиально важным становится сотрудничество пе...

Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.

         "Школа Росcии" -  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...

Применение групповых форм работы на уроках в начальной школе, как одного из важнейших условий реализации ФГОС.

Сегодня мы – учителя  констатируем такие факты, как отсутствие у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумения общаться друг с друг...