«Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»
статья

Шенхорова Клавдия Валерьевна

В докладе содержится информация о типах проектов,  об этапах  и   формах  организации  проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Зун – Муринская СОШ»

 

«Проектная деятельность в урочной и внеурочной  работе педагога»

Подготовила Шенхорова К.В.

учитель начальных классов

2018-2019 учебный год

Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы. И, хотя, целью образования по-прежнему остается  вооружение учащихся суммой знаний-умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника. Он должен отличаться сформированностью  таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.

Поэтому в  настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития,  умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Основная цель: включение младших школьников в проектную деятельность.

Познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски.

  В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении  задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.

. В основе лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого.

Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности:

-способность к целеполаганию,

-умение самостоятельно конструировать свои знания,

-коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе),

-способность ориентироваться в информационном пространстве,

- умение планировать свою работу и представлять еѐ результаты,

-а главное – применять на практике.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы :

— исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;

— творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

— информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;

— социально значимые — с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

   

По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить:

  • краткосрочные (2-6 ч.),
  • oсреднесрочные (12-15 ч.),
  • долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Международные исследования  показывают, что российские школьники лучше всего владели фактологическим материалом, где требовалось воспроизведение готовых знаний и умение применить их в знакомой ситуации, но нетрадиционно поставленные вопросы значительно снижали уровень ответов учащихся. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Поэтому возникло понимание того, что необходимо вносить изменения в систему обучения в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Для решения проблемы пришлось серьезно проработать основные постулаты как старых, забытых, так и более современных, альтернативных, педагогических концепций. Особенно привлекательными оказались интерактивные технологии обучения, основанные на сотрудничестве и развитии культуры умственного и творческого труда учащихся. Некоторые методы интерактивного обучения используются нами на уроках достаточно широко: ролевые игры, работы в парах и группах, театрализованные элементы, экскурсии, учебные проекты и др.

На основании своего педагогического опыта возникло убеждение, что именно проектная деятельность вызывает у младших школьников интерес к познанию, способствует личностному росту. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) возникает необходимость решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Предлагаю рассмотреть опыт по использованию проектных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Особенности учебных проектов младших школьников.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

   Например, можно задать ученикам такие вопросы:

  • Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
  • Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
  •  Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
  •  Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск,

 например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Обобщая возможности ведения урока в режиме проектного обучения, считаю необходимым выделить следующие этапы работы методом проектов:

1. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

2. Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

3. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Структура учебного проекта

Любой проект, независимо от типа, имеет следующую структуру:

1Постановка проблемы.

2Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.

3Планирование деятельности по реализации продукта.

4Сбор информации.

5Структурирование информации.

6Изготовление продукта.

7Оформление продукта.

8Выбор формы презентации.

9Подготовка презентации.

10 Презентация.

  Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

 Формы продуктов проектной деятельности

Итогом работы над проектом является изготовление продукта. Выбор форм продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта, так как от  ее решения зависит защита проекта.

Возможным выходом проектной деятельности является:

- выставка

- газета

- игра

- карта

- коллекция ( гербарий)

- макет

- модель

- праздник

- путеводитель

- серия иллюстраций

- сказка

- учебное пособие  

- книжка – раскладушка.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.

 Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п.

Одним из важных моментов введения младших школьников в проектную деятельность считаю их участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получений знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников.

Потребовалось некоторое время и опыт, прежде чем прийти к выводу, что погружать младших школьников сразу в какой-либо проект нецелесообразно в силу недостаточно развитых умений и навыков самостоятельной деятельности по причине психологических особенностей возраста. Поэтому собственно проектная деятельность со всеми ее требованиями организуется обычно по достижении учащимися определенных навыков исследовательской работы (обычно со второго полугодия 2 класса).

 Поэтому первая задача учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.

Для этого с первых уроков создаю ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.

В этом плане использую следующие приемы:

1. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др.

2. Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание предложений о явлениях, о связях между понятиями, диспуты, дискуссии.

3. Доказательства учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждении, проведение учебно-логических опытов и пр.

4. Формирование новых учебных выводов и обобщений.

Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими как:

· умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;

· умение наблюдать, работать с научной литературой;

· умение проводить эксперименты;

· умение сравнивать, делать выводы и обобщения;

· умение структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;

· умение давать определения понятиям;

· умение отбирать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.

Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

Все проекты проводились внутри класса, как правило, между группами учеников. На первоначальном этапе использовались ролевые, игровые и творческие проекты: «Моя любимая игрушка», «Законы нашего класса». По мере взросления детей составлялись следующие типы проектов:

1) исследовательские: ученики экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, коллажей, книжек-малышек, докладов  «Вода и её роль в мире», «Овощи и фрукты»

2) ролевые, игровые : с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы («Сочиняем свои сказки»);

3) информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы («Необычные грибы», «Конституция МОУ Никитской сош»

4) практико-ориетированные: особенность данного типа проектов состоит в достижении учащимися имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме. («Комнатные растения нашей школы»);

5) творческие: («Осенние мотивы», «Новогодние игрушки»).

В методической литературе обычно представлены алгоритмы проектов, реализуемых во внеклассной работе, считается, что организация проектной деятельности на уроках дело довольно трудное, непонятное, да и требования программы жесткие. Считаю, что полностью отказаться от технологии классно-урочного обучения нецелесообразно, но вводить проектный метод стоит для того, чтобы внести новизну в обычный ход урока, поддержать интерес, дать возможность посмотреть на привычное  по-другому.

Например , во время работы над ошибками  я  предлагаю  детям  дифференцировать (распределить на группы по типу орфограмм) допущенные ошибки в диктанте, подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением (или других орфограмм). Выписав типичные ошибки на доску,  помогаю  детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Далее я предлагаю детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек  и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе. Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

В заключение хочется отметить, что относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Использования метода проектов во внеурочной работе

Работая в начальных классах, вот уже несколько лет я использую метод проектирования помимо уроков и во   внеурочной  работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

Какова воспитывающая роль проекта? Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.

В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Мы даём возможность нашим ученикам научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “ предъявлять”, высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.

Технология проектной деятельности для урочной, внеурочной и внеклассной работы одинакова..

В начале каждого учебного года предлагаю детям на первых классных часах проекты, организующие и мобилизующие коммуникативные и социальные возможности каждого младшего школьника – «Законы нашего класса». Хочется отметить, что ученики, переходя в следующий класс, по-другому смотрят на одну и ту же проблему, предлагая более «взрослые» варианты решений. Кроме того, подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно содержит элементы проектной деятельности. Так, например, готовясь к празднованию Дня Победы, мои ( уже выпускники)ученики 4 класса запланировали (и в дальнейшем успешно выступили) и инсценирование песни военных лет, и стихотворный монтаж. Проектными стали такие классные часы, как «Что в имени тебе моем»,  «Мой друг», «Безопасный путь домой», «Конституция России» и др.

В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло. Учащиеся 3-го и 4-го классов с проектами справляются  более самостоятельно и под руководством учителя.

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является не только  помощь со стороны родителей, но и их включённость  в работу.

Важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  • Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Так в  атмосфере совместного сотворчества, организуя работу над проектом, решаю задачу развития творческой и коммуникативной активности.

Список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

  • энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая,
    поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  • специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких —
    не во всех - областях);
  • консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  • координатор всего группового процесса;
  • эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Практика работы показывает что проект «не вмещается» в урок продолжительностью 45 минут. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4 – 7 уроков.

Технология работы

В 1 и во 2 классах мною ведется подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.

Я использую на уроках различные  задания, проблемного характера, о которых рассказала ранее.

Такие  задания предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основное значение таких заданий состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.  

Во 2 классе были первые пробы учащихся в проектной деятельности. Уже были реализованы следующие проекты: «Берегите воду!» (творческий проект), «Моя семья» (творческий проект).  «Мое село» «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Работа над данными проектами  так же должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания.

Не смотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели положительные результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями

- работали с дополнительной литературой

- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)

- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

(Из своего личного опыта наблюдаю, что творчество детей и родителей пока  «хромает»)

Я считаю, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы и реализации  проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют лучше конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

В бывшем  3-4 классах  под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты:

«Волшебная сказка» , « Мои стихи», стенгазеты»Теремок №3, №4» «Новогодняя сказка», «Елочная игрушка», «И в шутку, и всерьез»,«Школьный цветник», «Песни о войне», «В сердцах и книгах память о войне», акция «Забытый полк», экомарафон «Спаси дерево!»( в прошлой акции мои ученики при активной помощи  неравнодушных родителей собрали 333 кг, а в  этом году 549 кг. )и мини-проекты.

В настоящее время у меня сложный класс: и дети , и большинство  родителей, поэтому организовать  совместную деятельность  очень проблематично  для меня.(Но я стараюсь.)

В акции по сбору макулатуры среди начальных классов 2 класс первый (155кг)Но в этом мероприятии участвовала только третья  часть класса.

В рамках реализации новых ФГОС, информация  в учебниках и рабочих тетрадях подобрана  с учетов  постепенного ненавязчивого введения  и обучения проектной деятельности, что обязательно отражается в  тематическом планировании  каждого предмета и помогает формировать  у учащихся умения самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Программа «Школа России».

Проекты в 1 классе.

  1. Русский язык.

1).  «Скороговорки».

2).  «Сказочная страничка».

  1. Литературное чтение.

1).  «Составляем сборник загадок».

2).  «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

  1. Математика.

1).  «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках».

2).  «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

  1. Окружающий мир.

1).  «Моя малая Родина».

2).  «Моя семья».

3).  «Мой класс и моя школа».

4).  «Мои домашние питомцы».

  1. Технология.

1).  «Осенний урожай». Изделие: «Овощи из пластилина».

2).  «Дикие животные». Изделие: «Коллаж».  

  3).  «Чайный сервиз». Изделие: «Чашка»,  «Чайник»,   «Сахарница».

4).  «Речной флот».Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот».

Проекты во 2 классе.

  1. Русский язык.

1).  « И в шутку и всерьёз».

2).  « Пишем письмо».

3).  « Рифма».

4).  « В словари - за частями речи!».

  1. Литературное чтение.

1).  « О чём может рассказывать школьная библиотека».

2).  « Мой любимый детский журнал».

3).  « Мой любимый писатель - сказочник».

  1. Математика.

1).  « Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

2).  « Оригами».

  1. Окружающий мир.

1).  « Родной город (село)».

2).  « Красная книга», или «Возьмём под защиту».

3).  « Профессии».

4).  « Родословная».

5).  « Города России».

6).  « Страны мира».

  1. Технология.

1).  « Праздничный стол».

2).  « Деревенский двор».

3).  « Убранство избы».Изделие: «Русская печь».

4).  « Аквариум».Изделие: « Аквариум».

           Проекты в 3 классе.

  1. Русский язык.

1).  «Рассказ о слове».

2).  «Семья слов».

3).  «Тайна имени».

4).  « «Зимняя» страничка».

5).  «Имена прилагательные в загадках».

  1. Литературное чтение.

1). «Сочиняем волшебную сказку».

2). «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского».

3). «Праздник поэзии».

  1. Математика.

1).  «Математические сказки».

2). «Задачи – расчёты».

  1. Окружающий мир.

1). «Богатства, отданные людям».

2). «Разнообразие природы родного края».

3). «Школа кулинаров».

4). «Кто нас защищает».

5). «Экономика родного края».

6). «Музей путешествий»

  1. Технология.

1).  «Детская площадка».Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».

2). «Океанариум».Изделия: «Осьминоги и рыбки».

Проекты в 4 классе.

  1. Русский язык.

1).  «Говорите правильно!»

2).  «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»     А. С. Пушкина».

  1. Литературное чтение.

1). «Создание календаря исторических событий».

2). «Природа и мы».

3). «Они защищали Родину».

  1. Математика.

1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.                                                          

  1. Окружающий мир.

1). Презентация проектов (по выбору).

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время в начальной школе»

Содержание.1. Введение2. Проектная деятельность в урочное и во внеурочное  время3. Роль родителей в проектной деятельности4. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?...

Доклад " Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога"

В докладе содержится информация о типах проектов,  об этапах  и   формах  организации  проектной деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Представление педагогического опыта( отчёт по теме самообразования)....

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУДеятельности

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подход...

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Стандарты второго поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее способность к непрерывному обучению в течение всей жизни. ...

Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»

В выступлении представлен опыт работы по направлению "Проектная деятельность в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности"...