программы 7.1 1 класс
методическая разработка (1 класс)
Предварительный просмотр:
Данная адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) для 1 класса составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
- Основной образовательной программой начального общего образования МОУ ГСОШ города Калязина, приказ №210 от 31.08.2021 года.
- на основе авторской программой «Изобразительное искусство» под редакцией Л.А.Неменской, «Школа России», 10-е изд.- М.:Просвещение, 2019 г.
Общие цели учебного предмета
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;
- обеспечение доступности получения начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
Основными целями начального обучения изобразительного искусства являются:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
- формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
- формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;
- развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства (только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей);
- развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;
- развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Адаптированная рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно-двигательной координации, речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных представлений и ориентации. Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка (устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения). Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности внимания. Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной действительности. Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной заинтересованности).
В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным предметом «Математика». Занятия по предмету «Изобразительное искусство» облегчают применение изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 33часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- различать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
-знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Содержание учебного предмета
В рамках изучения предмета «Изобразительное искусство» для детей с ЗПР деятельность на уроках предполагает изучение следующих разделов: виды художественной деятельности, азбука искусства, значимые темы искусства, опыт художественно - практической деятельности.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисунок. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. Живопись. Цвет - основа языка живописи. Скульптура. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон)
Декоративноприкладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ . Передача с помощью с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Искусство дарят людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов.
Опыт художественно творческой деятельности.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе. Использование техники коллажа.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс: 1
Учитель: Прудникова С. Ю.
Количество часов по учебному плану:
Всего 33 часа; 1 час в неделю
Планирование составлено на основе УМК «Школа России»
Учебник «Изобразительное искусство»: Л.А. Неменская, М.: Просвещение/Учебник, 2019, ч.1.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
Ты учишься изображать (8 ч) | |||
1 | Изображения всюду вокруг нас. | ||
2 | Мастер Изображения учит видеть. | ||
3 | Изображать можно пятном. | ||
4 | Изображать можно в объеме. | ||
5 | Изображать можно линией. | ||
6 | Разноцветные краски. | ||
7 | Изображать можно и то, что невидимо. | ||
8 | Художники и зрители (обобщение темы). | ||
Ты украшаешь(9 ч) | |||
9 | Мир полон украшений. | ||
10 | Цветы. | ||
11 | Красоту надо уметь замечать. | ||
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | ||
13 | Красивые рыбы. Монотипия. | ||
14 | Украшения птиц. Объемная аппликация. | ||
15 | Узоры, которые создали люди. | ||
16 | Как украшает себя человек. | ||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | ||
Ты строишь (11 ч) | |||
18 | Постройки в нашей жизни. | ||
19 | Постройки в нашей жизни (продолжение работы). | ||
20 | Дома бывают разными. | ||
21 | Домики, которые построила природа. | ||
22 | Дом снаружи и внутри. | ||
23 | Дом снаружи и внутри (продолжение работы). | ||
24 | Строим город. | ||
25 | Все имеет свое строение. | ||
26 | Все имеет свое строение (продолжение работы). | ||
27 | Строим вещи. | ||
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | |||
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | ||
30 | Праздник весны. | ||
31 | Сказочная страна. | ||
32 | Времена года. | ||
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...