"Работа с несплошным текстом в начальной школе"
статья

Пагма Саномбаловна Доржиева

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.  Именно умение работать с информацией, с текстом открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний.   Из всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами.

В данной статье рассматриваются основные виды несплошных текстов,  предлагаются разнообразные формы и методы работы с текстами «нового вида». Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_nesploshnymi_tekstami_kak_sposob_form._chg_.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с несплошным текстом в начальной школе

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний.   Из всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами. 

         Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. 

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

  • практическое отличие текста от набора предложений;
  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
  • знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
  • озаглавливание текста (подбор заголовков).
  • сооставление схематического или картинного плана под руководством учителя.

 2 класс - обучение детей работать с текстом:

  • смысловое чтение;
  • владение пересказом разного вида;
  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
  • выделение опорных слов (словосочетаний);
  • характеристика героев и их поступков;
  • подбор антонимов и синонимов к словам;
  • нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Тексты делятся на сплошные и несплошные.

Сплошной текст – это такой вид текста, который не прерывается включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, заголовками, иллюстрациями.

К сплошным текстам относят тексты разных типов и жанров, которые учащиеся встречают в повседневной жизни и читают в школе:

- описание, например, описание человека, места, события и т.д.; стихотворение и др.;

- повествование: рассказы, стихотворения, повести, поэмы, письмо, статья в газете, глава в книге; параграф учебника, инструкция, краткое содержание спектакля; пост блога, материалы различных сайтов и т.д.;

- рассуждение: сочинение-размышление, написание комментарий, аргументация собственного мнения, эссе.

В то же время сегодня читатель всё чаще сталкивается с так называемыми несплошными текстами. Это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

К несплошным текстам относят:

- графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты;

- различные планы (помещения, местности, сооружения);

- входные билеты, расписание движения поездов и автобусов, карты сайтов, рекламные постеры, меню, афиши, объявления, буклеты и др.

Данная классификация текстов разработана авторами тестовых заданий для международного исследования PISA.

Ряд заданий  ВПР в 4 классах составлены на основе несплошных текстов и они  вызывают затруднения у обучающихся.  

Методика работы со сплошными текстами   отработана и успешно применяется.

Алгоритм работы с несплошными текстами:

- Как называется текст?

- В какой форме представлен текст?

- Какая  информация представлена в тексте?

- В каких единицах измеряются данные?

- Какую закономерность данных вы наблюдаете?

- Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.

- Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?

- Какое практическое значение имеют эти данные?

Среди базовых умений работы   можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (то есть восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов:

  •  различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;

-   Выберите из  предложенных текстов таблицу.

  • читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);
  • переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);
  •  менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);
  •  самостоятельно создавать несплошные тексты;
  •  использовать полученную информацию для решения учебной задачи.

В соответствии с этими умениями предлагается типология упражнений (заданий), направленных на их развитие:

  1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:

- Задания с выбором ответа (требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)

-    Задания с кратким ответом (требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте)

-     Задания с развернутым ответом (надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения.

  1. Умение воспринимать несплошной текст, извлекать из него информацию, данную в явном и неявном виде.

3. Умение переводить информацию в другие текстовые формы.

У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

- Составить задачи по данным несплошного текста

4. Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д.

5. Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст:

- Прочитай текст. Заполни таблицу, пользуясь текстом.

Литературное чтение,  2 класс   В.Сутеев. «Снежный зайчик»

Имя героя

Что слепили из снега

 В первый раз

Во второй раз

В третий раз

6. Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи

При систематической работе с несплошными текстами у учащихся формируются устойчивые метапредметные умения, школьники очень быстро делят информацию на смысловые части; выделяют основную мысль каждой части, отмечая трудное, непонятное; устанавливают содержательные связи между частями текста; группируют по смыслу выделенные при анализе мысли, объединяя их в более крупные части; синтезируют информацию в другой логической последовательности, в другом жанре; устанавливают связи нового с изученным ранее; находят в тексте ответы на вопросы; организовывают свою деятельность по выявлению неизвестных слов; обобщают то, что в тексте дано конкретно; конкретизируют то, что изложено обобщенно; доказывают, аргументируют; кратко или развернуто излагают содержание текста.

Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год 2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К.
  2. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3.  Клименок В. Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем) [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с несплошным текстом

Задания по афише, формирующие читательскую грамотность...

Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием приемов работы с несплошными текстами

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века" . Тема "домашние животные"...

Приём работы с несплошным текстом

Задания к билету.  Работа с несплошным текстом .Горбунова Наталья Николаевна, учитель начальных классов   МБОУ "Ермаковская СОШ №2"Тексты делятся на два вида. Сплошные - это т...

Смысловое чтение. Работа с несплошным текстом

Работа с афишами, добывание  информации из любого несплошного текста. Развитие творческого воображения. Социализация ребёнка....

"Приемы работы с несплошным текстом на уроках окружающего мира"

Продуманная и целенаправленная работа с несплошным текстом позволяет получать ребёнку  из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нраввственный опыт и заставля...