ПК 4.3
материал

Баймурзина Альфия Анатольевна

Предварительный просмотр:

 Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Педагогические действия:

  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы;
  • принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

Технология проблемно-диалогического обучения является:

  • результативной; здоровьесберегающей; носит общепедагогический характер.



Предварительный просмотр:

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

физкультурные занятия

подвижные игры

утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

двигательно-оздоровительные физкультминутки.

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион)

физкультурные досуги

спортивные праздники

оздоровительные процедуры в водной среде (посещение бассейна)

волонтерская деятельность

Пример: 2 класс . Окружающий мир. Тема: «В школе»

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Физминутка: сегодня в гости к нам пришли веселые ребята, которые хотят вместе с вами поиграть. Нужно смотреть и повторять за ними движения. Подравняйтесь у парт.

- Вы согласны с тем, что школа - это наш второй дом? Почему?

- А вот представьте, что дети приходят на уроки когда захотят, на переменах катаются на роликах, учителя на уроках жуют жвачки, библиотекари слушают музыку в читальном зале.
- Как учиться в таких условиях? 
- Почему в нашей школе такое не происходит? 

- Что такое «правило»?

- Что такое «правила поведения»?

- Можно ли людям обойтись без правил?

- Так зачем людям нужны правила? Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Их появление было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.

- Давайте сейчас вспомним, какие правила поведения существуют в школе и подумаем, почему важно их соблюдать, что произойдёт, если эти правила нарушать?  

Работа в группах: Первый ряд составляют правила поведения в столовой, второй ряд - правила поведения на перемене, а третий ряд - правила поведения в классе. 
Обязательно подумайте, почему надо поступать именно так, как говориться в правиле, а не иначе. Обсуждайте правила в группах.
- Ребята, давайте послушаем друг друга. 

-Наш знакомый Сережа стал редактором школьной газеты. Один из номеров он решил назвать «Хорошо или плохо?». Рисунки для этого номера вы видите на странице 50. Рассмотрите их. Какие из рисунков можно отнести к разделу «хорошо», а какие к разделу «Плохо»?

- Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили знания о правилах поведения, я предлагаю вам сейчас поработать в группах.
Сейчас я раздам вам карточки, на которых будут написаны различные ситуации. Ваша задача обсудить предложенные ситуацию, определить какие правила поведения, с вашей точки зрения, нарушены и как должно быть правильно. 

1.Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

2.Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

3. Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

4.Носятся на перемене

Гриша с Федей,

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

5. Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

- Итак, как же нужно вести себя в соловой? (Есть аккуратно, не спешить, не брызгать, не пол не крошить и т. д.)

- А как нужно относиться к школьному имуществу и почему?     

 Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал.

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

- Нам школа – это дом второй,

Всему нас учат здесь с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

- Какие правила нарушил Волчок? (Не рисовать на стенах, не качаться на стуле).

В каждой школе существуют правила внутришкольного распорядка для учащихся. И каждый ученик должен соблюдать их. В нашей школе тоже есть такие правила. Там записано все, о чем мы сегодня говорили.

-Давайте прочитаем вывод на странице 51.

Выполнять физические упражнения вместе с учителем и одноклассниками

Отвечать на вопросы

Делать выводы

Работать в группах, составлять правила поведения

Слушать, дополнять

Анализировать рисунки

Работать в группах, анализировать ситуаций

Отвечать на вопросы

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать вывод

Пример: пальчиковая гимнастика на уроке русского языка в 3 классе

Тема: «Неопределенная форма глаголов»

Ребята, а сейчас давайте с вами разомнем наши пальчики.

Все движения повторяем вместе со мной.

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)

Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

-А теперь давайте еще раз, только повторяйте слова вместе со мной.

Пример: гимнастика для глаз в 3 классе на уроке литературного чтения

Тема: Вредные советы

Не двигая головой, начинайте

вращать глазами сначала

по часовой стрелке, потом

в обратную сторону. По 10

раз туда и обратно. А теперь

то же самое, только с

закрытыми глазами.

Не поворачивая

головы, двигайте

глазами вверх – вниз,

вправо – влево.

По 10 – 15 раз.

Прижмите палец к

переносице и посмотрите

на него. Затем медленно

отводите палец от себя,

продолжая следить за

ним глазами. Повторите это

упражнение несколько раз.

Зажмурьтесь

посильнее, а затем

широко откройте

глаза, словно вы

чему-то очень

удивились. Повторите

это еще раз.

Поморгай, быстро и

сильно сжимая веки.

Как можно больше и

быстрее.

А теперь закройте глаза

и расслабьтесь, будто

собираетесь спать.

Подумайте о чем-нибудь

очень приятном.



Предварительный просмотр:

Игровая технология

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. 
  

Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Признаки педагогических игр:

- четко поставленная цель обучения;

- игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций;

- деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе .

Основные направления реализации игровых приемов:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

Пример: на классном часе в 3 классе

Тема: отправляемся в дорогу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Для того чтобы наша совместная работа была интересной, сначала  мы должны познакомиться с вами. Но это будет необычное знакомство.

(Начинает играть тематическая музыка)

Ребята, давайте представим, что наш класс  превращается в большой пиратский корабль.

 (заговорческим голосом) И мы как помощники нашего капитана, вашего классного руководителя, приглашаем вас в увлекательное путешествие.

(Надеваются пиратские шляпы.

На фоне звучит тематическая музыка)

Дети сидят за партами и слушают

Ребята, наверняка, каждый из вас хоть раз  хотел быть  пиратом, а может, хочет  и сейчас. Так ли это? Сегодня у вас есть такая возможность.

Но прежде, чем стать пиратами, вы должны выполнить наши задания.

Дети сидят за партами и слушают

Сегодня мы с вами отправимся в плавание, а для этого нужно собрать сундук. Но взять с собой  вы можете только одну вещь.

Для того чтобы всем было удобно, повернитесь к своему соседу по парте.

В парах вам необходимо выбрать, какой предмет вы возьмете на борт. На это у вас есть 2 минуты. Когда вы услышите сигнал к завершению работы, каждая группа по очереди назовет имена членов своей команды и предмет, который выбрали. 

Игра с классом: «Я возьму с собой на борт».

 А сейчас, ребята, сядьте прямо. Посмотрите, у каждого из вас есть свой корабль и вскоре вы отправитесь в кругосветное путешествие, но прежде вам нужно набрать себе команду из класса.

Обратите внимание, что в начале урока пираты оставили у вас на столах свои пиратские свитки

(Положить перед началом урока).

Ваша задача состоит в том, чтобы ответить на вопросы, которые мы будем вам задавать, записав имена и фамилии ребят из своего класса.

Для того чтобы выполнить это задание, давайте обговорим несколько важных правил:

  • Настоящие пираты не должны мешать друг другу.
  • Нельзя подглядывать в чужие свитки.
  • Отвечать на вопросы вы должны честно.
  • Помните, что имена могут повторяться.
  • Для ответа на каждый вопрос у вас есть 3 минуты.

Предполагаемый ответ детей: да

  1. Под цифрой один запишите имена трех человек, которых вы бы взяли с собой на борт.
  2. Сейчас, под цифрой два, подумайте и напишите трех людей,  кого бы вы взяли в путешествие в последнюю очередь?
  3. А теперь представьте, что вы нашли сокровища. И на листочке напишите трех людей из вашего класса, которым бы ты рассказал о найденном кладе?
  4. А под цифрой четыре напишите, кому бы ты ни рассказал о найденных сокровищах?

Чтобы свитки не потерялись, на обратной стороне напишите свое имя и фамилию и положите в мешочек.

(Собирают свитки)

Дети поворачиваются лицом к своему соседу по парте

Работа детей в парах

(За ответ дети получают бумажный кораблик)

Дети сидят за партами и слушают

 Наше путешествие подходит к концу, и с корабля мы обратно перемещаемся в наш класс. Ребята, вам понравилось  путешествие?

 Мы очень рады. И хотелось бы в конце нашего занятия рассказать вам историю о пиратских перьях. Настоящие пираты всегда носят с собой перья трех цветов. Такие перья получают только самые храбрые, сильные и мудрые пираты.  Наличие перьев гарантирует пирату удачу и благоприятную погоду для странствий, а так же помогают ему во время поиска сокровищ. Посмотрите, у вас на столах лежат такие же перья. На доске вы видите «Экран настроения».

Покажите красное перо те, кому наше занятие принесло пользу.

Теперь покажите синее перо те, кто считает, что занятие не принесло пользы.

И покажите зеленое перо те, кто не определился.

 Посмотрите, как много у нас красных перьев, значит,  мы неплохо потрудились.

После урока вы можете приклеить перья на экран настроения и повесить его в свой классный уголок.

Ребята, спасибо вам за это интересное путешествие. Мы были очень рады с вами познакомиться. До скорой встречи.

Дети отвечают на вопросы

Предполагаемый ответ детей: да

Дети показывают перья, учитель на доске записывает число перьев каждого цвета

Пример: 2 класс, русский язык

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Игра называется «Живое-неживое»

Я вам буду называть имена существительные, если я назову живой предмет, который отвечает на вопрос кто – вы хлопаете в ладоши, если я называю предметы неживые, которые отвечают на вопрос что – вы приседаете.

( Карусель, лягушка, лужа, лебедь, кошка, конфета)

- Молодцы! Я вижу, что вы все поняли, и можете различить предметы, которые отвечают на вопрос кто от предметов, которые отвечают на вопрос что.

- Выполнять установку учителя;

- внимательно слушать учителя и быстро

определять имена существительные по

 признакам одушевленные и неодушевленные;

- оценивать усвоение знаний по данной теме

Пример: 3 класс, русский язык

Тема: «Число глаголов»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Сейчас мы проверим вашу внимательность с помощью игры.

Я вам буду называть глаголы в ед.ч. и мн.ч.

Ваша задача, если услышите глагол в ед.ч. –хлопок.

Если глагол во мн.ч. – руки вперед.

-А если слово не является глаголом- потерли ладошки.

- Выполнять установку учителя;

- внимательно слушать учителя и быстро

определять число глаголов.

- оценивать усвоение знаний по данной теме