Основные подходы к оценке читательской грамотности
статья (3 класс)

 В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения». Сегодня это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требуются в XXI веке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_podhody_k_otsenke_chitatelskoy_gramotnosti.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Основные подходы к оценке читательской грамотности

 В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения». Сегодня это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требуются в XXI веке. Поскольку источниками, из которых мы получаем текстовую информацию, наряду с бумажными изданиями становятся экраны компьютеров и смартфонов, структура и форматы текстов изменяются. Это, в свою очередь, требует от читателей использования новых когнитивных и коммуникативных стратегий в процессе целенаправленного чтения составных текстов разного вида, жанра и формата. Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7 классах будет сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса. При разработке инструментария будет выдержана следующая идеология: читательская грамотность, проявляющаяся в осознании непрерывных (сплошных) текстов – включая литературные тексты – остается ценной. Но при этом будет сделан акцент на оценивании понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников. Актуализирована оценка навыков чтения составных текстов, структура которых специфична по способу предъявления информации на основе тематического единства текстов разных видов. Объектом оценивания является также умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей. Более перспективным представляется использование инструментария с использованием чтения электронных текстов.

Определение читательской грамотности

При разработке Концепции за основу было взято определение, предложенное в исследовании PISA. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»3 . Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих

дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Трёхмерность измерения читательской грамотности

Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на 1) содержании (типах текстов),

2) проверяемых видах деятельности и

3) ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.

О типах текстов

Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, хотя исключает включение фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. Не существует идеальной категоризации типов текстов. Очевиден факт, что один и тот же текст может включать признаки различных типов. Для целей исследования важнейшими признаны следующие общие особенности текстов: их связность и последовательность; их реалистичность, фактографичность (научные, публицистические, деловые и др. тексты) и вымышленность, художественность (художественные и др. тексты); их сплошной и несплошной характер. В исследовании используются все виды текстов, а также такие тексты, которые не подходят ни под одну из категорий. В задачи исследования не входит определение различий в способностях учащихся читать тексты разных типов. Смысл исследования в том, чтобы, предложив учащимся прочитать и осмыслить наиболее часто используемые в жизни тексты, выявить общие значимые результаты. Приводим в кратком виде общую классификацию текстов, принятую в исследовании за основу. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно.

Примерами сплошных текстов являются:

 1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, репортаж);

3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация);

4) аргументация (комментарий, обоснование);

5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

 Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают:

1) графики;

2) диаграммы;

3) таблицы;

 4) карты, схемы;

5) рисунки, фотографии,

6) формы (анкеты и др.);

7) информационные листы и объявления.

Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Например, в составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Разные части составного текста могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами), а могут и различаться.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий

1. Находить и извлекать информацию

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста,

гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации,

расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в

разных фрагментах текста

1.3. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность

событий и т.п.)

2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную

мысль/идею, назначение текста)

2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе

контекста

2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями

(причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент,

тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию,

коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов,

иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность

использованных автором приемов

3.3Понимать назначение структурной единицы текста

3.4 Оценивать полноту, достоверность информации

3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких

текстах

3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу,

обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи

(планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых

знаний

4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с

привлечением фоновых знаний

4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации

собственную гипотезу

4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на

основе информации текста

4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же

классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из

одной предметной области в другую)

4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основных метапредметных результатов: чтение и понимание текста (читательская грамотность) через проектно-исследовательскую деятельность.

В статье освещены особенности формирования читательской грамотности младших школьников через проект класса "Дневник читательских удивлений", исследовательскую работу с публицистическими текс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫМатериалы подготовлены Ковалевой Г. С., Рябининой Л. А. и Чабан Т. Ю. по результатам проекта «Оценка качес...

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Новые подходы к оценки уровня сформированности читательской грамотности

Хочу предложить новый подход для проверки читательской компетенции и использовать информацию, которая встречается в повседневной жизни на различных билетах, объявлениях, рекламах, приглашениях на разл...

Доклад по теме "Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся"

Данный доклад содержит задания по оценке креативного мышления у учащихся 4-х классов....

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...