Использование ИКТ на уроках в начальной школе
методическая разработка

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Выступление на школьном семинаре Использование ИКТ в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках в начальной школе.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании математики.

С помощью интерактивных досок, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

             Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Использовать ИКТ можно на любом этапе урока.

Урок математики на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. луч»

Этап: Актуализация знаний.

Задание «Логическая разминка»

- Возьмите счетные палочки и выложите такую же фигуру, как у меня на доске.

- Уберите 1 палочку, чтобы квадратов стало 5.

Урок математики на тему «Ломаная линия».

Этап: Подведение итогов урока 

Задание «Дорожка для колобков».

- По какой линии побежит коричневый колобок? Почему она так называется?

-  По какой линии побежит зленый колобок? Почему она так называется? Сколько звеньев в этой линии;

- По какой линии побежит розовый колобок? Почему она так называется?

- По какой линии побежит голубой колобок?

Урок математики на тему «Равенство. Неравенство».

Этап: Самоопределение к деятельности.

Задание «Поиграем с кругами».

        - Положите 3 синих круга. Рядом положите 1 красный круг. Сколько стало кругов?

        - Запишите, как вы получили число 4 (3+1=4).

        - Как бы вы назвали эту запись? (равенство)

        - Запишите сколько кругов было (3).

        - Запишите сколько кругов было (4).

        - Какой знак нужно поставить между этими числами? (меньше)

        - Прочитайте запись (3<4. Три меньше четырех)

        - Измените запись так, чтобы стоял знак «больше» (4>3)

        - Как бы вы назвали эту запись?

        - Как вы думаете над какой темой мы будем сегодня работать?

Урок математики на тему «На сколько больше. На сколько меньше».

Этап: Работа по теме урока.

Задание «Больше или меньше?».

        - Рассмотрите рисунок на с. 10. Сколько собак на нем изображено? (4)

        - Сколько тумбочек? (7)

        - На сколько тумбочек больше, чем собак? (на 3)

        - Как вы догадались? (без собак осталось 3 тумбочки)

        - Давайте изобразим это при помощи схемы.

        - Сколько тумбочек занято собаками? (4)

        - Зачеркнем тумбочки, на которых сидят собаки.

        - Уберем квадратов столько, сколько у нас треугольников. Сколько квадратов осталось? (3)

        - На сколько квадратов больше, чем треугольников? (на 3)

        - На сколько

        - На сколько собак меньше, чем тумбочек? (на 3)

        - Какое действие мы выполняли, когда убирали квадраты, которые составили пары с треугольниками? (вычитание)

        - Сделайте вывод: какое действие надо выполнить, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (нужно из большего вычесть меньшее).

Урок русского языка на тему «Заглавная буква Н».

Этап: Самоопределение к деятельности.

Задание «Отгадайте загадку».

        - Ребята, отгадайте загадку. А отгадка подскажет вам, какая у нас сегодня тема урока.

        - «Нитки», «Нос» и слово «Нет»

          С этой буквы начинаются.

          А ещё она в «коНфете»,

          «Ножницах» и «дНе» встречается. (буква н).

        - Как вы думаете, что нового вы сегодня узнаете? (как пишется заглавная буква Н и из каких элементов она состоит)

        - А чему научитесь? (как правильно писать заглавную букву Н, правильно соединять с другими буквами)

Урок русского языка на тему «Строчная буква Р».

Этап: Первичное усвоение новых знаний.

Задание «Составьте схему».

        - Ребята, посмотрите на картинку, которая расположена у вас в прописи. Что вы видите? (ракетка)

        - А что вы видите у меня на доске? (ракетка)

        - Раскрасьте схему.

        - Поделите слово на слоги, поставьте ударение.

        - Сравните вашу схему со схемой, которую вы сейчас увидите.

        - Поднимите зеленый сигнал «Светофора», кто верно справился с заданием.

        - Дайте характеристику звука в соответствии с алгоритмом, которую даёт буква Р в слове «Ракетка» (ответы детей)

Урок литературного чтения на тему «Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г».

Этап: Постановка целей и определение темы урока.

Задание «Поиграем с гусем».

        - Ребята, скажите, как гогочут гуси (га-га-га)

        - Га-га-га, - гогочет гусь,-

          Я семьёй своей горжусь!

          На гусят и на гусыню

          Всё гляжу не гляжусь.

        - Какой звук вы слышите в начале слова «Гуси»? (звук [г])

        - Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться? (со звуками, которые дает буква Г)

Урок литературного чтения на тему «Разделительные ъ и ь».

Этап: Рефлексия.

Задание «Превратите слова в новые, добавляя в начале части слова, выделенные красным цветом».

        - Ребята, я вам предлагаю поиграть. Вам предоставляется возможность почувствовать себя волшебниками.

        - Что умеет делать волшебник? (превращать из одного предмета в другой)

        - Верно. А теперь и мы вместе постараемся превратить одно слово в другое. Для этого вам необходимо «превратить» слово которое вы видите на доске в новое слово, прибавляя часть слова, которая выделена красным цветом.

        - Измените слово ПОЕХАЛ, заменив –ПО на –ПОД. Что получится? (Подъехал)

        - Измените слово НАЕЛСЯ, заменив –НА на -ОБ (Объелся)

        - Измените слово ПОЯСНИЛ, заменив –ПО на -ОБ (Пояснил)

        - Измените слово ПОЁЖИЛСЯ, заменив –ПО на -С (Съёжился)

        - Измените слово ПРИЁМ, заменив –ПРИ на -ПОД (Подъём)

        - Измените слово ВЫЕЗД, заменив –ВЫ на -В (Въезд)

        - Измените слово ЗАЯВИЛ, заменив –ЗА на -ОБ (Объявил)

        - Ребята, скажите пожалуйста, почему во всех новых словах у нас появился Ъ? (Потому что после согласной перед гласными Е,Ё,Ю,Я пишется ъ)

        - Как мы его называем? (разделительный твердый знак)

Урок литературного чтения на тему «Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х».

Этап: Работа по теме урока.

Задание «Поиграем в звуки».

        - Ребята, скажите, как смеются мальчики? (ха-ха-ха)

        - Что можно сказать про звук [х]? (согласный, твердый, глухой, непарный)

        - А как смеются девочки? (хи-хи-хи)

        - Что можно сказать про звук [х’]? (согласный, мягкий, глухой, непарный)

        - Какие гласные делают звук [х] твердым? (а, о, у)

        - Какие гласные делают звук [х’] мягким? (е, и)

Урок литературного чтения на тему «Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д».

Этап: Работа по теме урока.

Задание «Дополни предложение».

        - На экране вы видите несколько предложений. Но вот беда – последнее слово убежало. Нам необходимо «помочь» предложению, чтобы оно стало завершенным.

        - Хитрые слова оставили нам подсказку «Дополните предложение словами, которые начинаются со звуков [д], [д’]».

        - На огороде росли жёлтые … (дыни). Какой звук вы слышите твердый или мягкий?

        - В ванной сломался… (душ). Какой звук вы слышите твердый или мягкий?

        - Строитель построил… (дом). Какой звук вы слышите твердый или мягкий?

        - Мама заправила… (диван). Какой звук вы слышите твердый или мягкий?

        - Дайте характеристику звуков, которые вы слышите в начале слов.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе Пилипенко Юлия Леонидовна у читель начальных классов

Слайд 2

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Основная цель применения ИКТ: повышение качества обучения. Задачи : усиление интенсивности урока повышение мотивации учащихся, мониторинг их достижений

Слайд 3

«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». К.Д. Ушинский

Слайд 4

Актуализация знаний Составьте 6 одинаковых квадратов как на рисунке Уберите 1 палочку, чтобы квадратов стало 5. Задание «Логическая разминка»

Слайд 5

По каким линиям идут колобки ? Подведение итогов урока Задание «Дорожка для колобков».

Слайд 6

Самоопределение к деятельности 3+1=4 3 4 < 3 4 > Задание «Поиграем с кругами».

Слайд 7

Работа по теме урока Сколько тумбочек занято собаками? Сколько осталось квадратов? Насколько квадратов больше, чем треугольников? Насколько тумбочек больше, чем собак? Насколько собак меньше, чем тумбочек? Какое действие мы выполняли, когда убирали квадраты, которые составили пары с треугольниками? Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Задание «Больше или меньше?».

Слайд 8

Самоопределение к деятельности Как вы думаете, что нового вы сегодня узнаете на уроке? А чему научитесь? «Нитки», «Нос» и слово «Нет» С этой буквы начинаются, А еще она в «коНфете», «НожНицах» и «дНе» встречается. Н Задание «Отгадайте загадку».

Слайд 9

Первичное усвоение новых знаний Задание «Составьте схему».

Слайд 10

Первичное усвоение новых знаний Задание «Составьте схему».

Слайд 11

Постановка целей и определение темы урока Как гогочут гуси? ГА-ГА-ГА Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться? Га-га-га, - гогочет гусь, - Я семьей своей горжусь! На гусят и на гусыню Всё гляжу не нагляжусь. Задание «Поиграем с гусем».

Слайд 12

Задание «Превратите слова в новые» . ПОЕХАЛ НАЕЛСЯ ПОЯСНИЛ ПОЁЖИЛСЯ ПРИЁМ ВЫЕЗД ЗАЯВИЛ ПОД- ОБ- ОБ- С- ПОД- В- ОБ- ПОД Ъ ЕХАЛ ОБ Ъ ЕЛСЯ ОБ Ъ ЯСНИЛ С Ъ ЁЖИЛСЯ ПОД Ъ ЁМ В Ъ ЕЗД ОБ Ъ ЯВИЛ Рефлексия

Слайд 13

Как смеются мальчики? Ха – ха - ха Как смеются девочки? Хи – хи - хи Что можно сказать про звук [ х ] ? Что можно сказать про звук [ х ’] ? Согласный, всегда глухой, твердый, непарный Согласный, всегда глухой, мягкий, непарный Работа по теме урока Задание «Поиграем в звуки».

Слайд 14

Задание «Дополните предложения словами, которые начинаются со звуков [ д ] , [ д ’] » На огороде росли жёлтые…. В ванной сломался…. Строитель построил…. Мама заправила…. Работа по теме урока Какие звуки вы слышали в начале слова? Охарактеризуйте их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...